12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Телегина Наталья Ивановна38
Россия, Омская обл.
3

Урок «Составление рассказа из предложений»



Урок письма и развития речи в 3 классе

Телегина Н.И.,

учитель КОУ ОО

«Полтавская адаптивная школа-интернат»

 

Тема:  Составление рассказа из предложений.

Цель. Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие предложения;

- совершенствовать навыки правильного оформления предложений на письме;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся на основе знакомства с новым словарным словом.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать словесно-логическое мышление через упражнения в составлении предложений и последовательном их расположении;

- развивать у учащихся связную устную и письменную речь, внимание, фонематический слух; коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в отгадывании
слов;

-       корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы учащихся через смену видов деятельности.

Воспитательные:

-       воспитывать в детях чувство добра, бережное отношение к животным;

-       воспитывать навык самоконтроля, взаимооценивания и мотивацию к учению.

 

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради, ручки, простые карандаши, круги, картинки тюльпанов.

 

I. Организационный момент

1. Посадка

      Прозвенел и смолк звонок,

      Начинается урок.

   Тихо сели.      Сели сразу правильно.

Головою повертели,

Тихо – тихо потянулись

И друг другу улыбнулись.                     

- Пусть хорошее настроение будет на протяжении всего урока и тогда у вас всё получится!

- Чтобы на уроке у нас всё получилось, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными, старательными, отвечать полными ответами, выполнять правильно все задания.)

- Старайтесь и у вас всё получится, я желаю вам успешной работы.

2. Настрой на работу                           

- Сегодня на уроке у нас много работы, мы проверим, что вы знаете, поработаем над новым материалом, будем отвечать на вопросы, писать, отгадывать.

- Что у нас сейчас за урок?    (У нас сейчас урок письма и развития речи.) 

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, писать…

- Чему учимся на уроках письма и развития речи?

- Какой это урок по счёту?

- Назовите, сегодняшнее число, месяц и день недели.

- Сколько прошло суток от начала недели? 

- Как вы думаете, пригодятся вам в жизни знания и умения, полученные на уроках письма и развития речи? - Где?

3. Критерии оценивания                

- В течение урока каждый из вас будет оценивать свою работу с помощью кругов разного цвета. В конце урока вам надо будет их посчитать и поставить себе оценку. Давайте проговорим, когда берём красный, жёлтый и синий круги:


Составление рассказа из предложений.
DOCX / 32.39 Кб

 

 

- отвечает полными ответами, выполняет правильно задания, в тетрадях пишет аккуратно, старательно, без ошибок.

 

- ответы не всегда полные, возможны две – три ошибки, небольшие исправления при письме.

 

 

- ответы неполные, допускает ошибки, исправления при письме.

 

4. Сообщение темы и цели урока               

- Как называется раздел, который заканчиваем изучать?   («Предложение».)

- Что такое предложение? (Предложение – это «цепочка» слов, которые связаны, между собой и располагаются в определённом порядке.)

- Найдите и прочитайте слова.

   П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е В О П Р О С

- Какие слова получились?    (Получились слова: предложение и вопрос.)

- Используя эти слова, вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?  (Составление предложений по вопросам.)   

- Найдите и прочитайте слова.

  Р А С С К А З П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

- Какие слова получились?  (Получились слова: рассказ и предложение.)

- Используя данные слова, подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока?

- Мы продолжим изучать раздел «Предложение». Тема нашего урока «Составление рассказа из предложений».   - Какую цель мы поставим перед собой сегодня? 

- Прежде чем мы начнем писать, что мы должны сделать?

(Мы должны подготовить пальцы к письму.)

5. Пальчиковая гимнастика              

Мы ногами — топ-топ.

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами — чик-чик.

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась шурша.

 

Наши пальчики проснулись.

С добрым утром!

Потянулись, потянулись, потянулись.

                   Стали дружно умываться.

Полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем,

Ни один не забываем.

Дружно делаем зарядку!

Пришли в школу

И уселись за тетрадку.

Итог.  - Что сейчас делали?   - Для чего выполняем пальчиковую гимнастику?

 6. Оформление тетрадей                     

- Откройте тетради.   

Я тетрадочку открою,

 И как надо положу.

 Сяду прямо, ноги вместе

 И красиво напишу.

-   Сколько отступаем строк?

-   Запишите число, классная работа.

II. Упражнение в чистописании                  

На слайде:    а  ё  э  п  о  и

- Определите букву, которую будем писать. В данном ряду эта буква «лишняя».         - Почему она лишняя? 

пе  пя  пр (запись на доске прописным шрифтом)

 - Из скольких элементов состоит заглавная буква п?   Строчная  буква п?   – Что это за элементы?

Что написано на второй строке?

- Прочитайте их. - Что лишнее?     - Почему?          Назовите соединения.     

- На верхней строке запишите 3 раза строчную букву п и 5 раз прописную (заглавную). Вторую строку пишем чередуя до конца.                                

- Обменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую (правильную) букву или слог у своего соседа.

Итог. – Что сейчас делали?

III. Словарная работа       

- Расшифруйте слово. - Какое слово получилось? (Песок.)  - Что такое песок?  - Где мы можем увидеть песок?  (В песочных часах (прибор для отсчёта времени), на берегу реки, пруда, в детской песочнице, на стройке.)  В некоторых жарких странах есть пустыни (большое, незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью). Подробнее с пустынями, состоящими из песка, вы познакомитесь на уроках географии в старших классах.)

(Далее проводится звукобуквенный анализ слова. Слово прочитывается по карточке, проводится сравнение произношения и написания. Определяется ударная и безударная гласная.)

- Записываем слово песок в тетради всю строчку до конца.

- Составьте предложение со словом песок.   (устно)            

Итог.  - Что записали?  

IV. Повторение   
   «Дополни предложения»

Мы общаемся с помощью ______.

Речь бывает __________  и ___ ______.

Речь состоит из  _____________.   

Предложение состоит из  ______.

Предложение выражает  _______ .

Слова в предложении связаны _____.

Первое слово в  предложении пишется ________ .

В конце предложения ставятся знаки препинания: ________ .

- По смыслу связаны не только слова в предложении, но и предложения между собой. Что можно составить из предложений, которые связаны по смыслу? (Из предложений можно составить текст (рассказ).)

V. Закрепление

1. Записывание темы урока           

- Кто помнит тему урока, над которой будем сегодня работать?        

- Отступите одну строку вниз, с красной строки, запишите тему.

2. Работа по учебнику       

 1)  Страница 220, упражнение 56.    [3]

- Чтение учащимися задания: Составь предложения из слов. Придумай заголовок и запиши рассказ. Найди слова на знакомые правила. Объясни написание этих слов.

В, парк, жила, белка.

Школьники, часто, белочка, кормили.

Они, зверёк, приносили, орехи.

- Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом (рассказом)?

- Что нужно сделать, чтобы из этих слов получилось предложение?

- Составьте предложение из слов первой строчки. (В парке жила белка.)

- Составьте остальные предложения. (Школьники часто кормили белочку. Они приносили зверьку орехи.)        - Как бы вы озаглавили? (Белочка. Забота. Помощь.) Правильно поступили ребята, что стали проявлять заботу о белке?

                                    (работа у доски, запись в тетради)

          (3 предложение - самостоятельно)              II группа – 2 предложения

- Восстановили нарушенный порядок слов в предложении? Получился у нас рассказ?

Итог. - Что сейчас делали?   - Как пишутся предложения?        

3. Физминутка      

Все ребята дружно встали и на месте зашагали.

На носочках потянулись, и друг другу улыбнулись.

Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками: вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем, точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой, разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись, вверх и в стороны.

И за парты все вернулись - вновь у нас идёт урок.   

2) Составление рассказа из  предложений    

      Страница 220, упражнение 57.    [3]

2. Она надела мамино платье.

1. Маленькая Таня хотела стать взрослой.

4. Тогда Таня вымыла посуду.

3. Все засмеялись.

5. Все назвали девочку большой.

    1 – 3 предложения с комментированием.

(4 - 5 предложения - самостоятельно)           II группа – 3 предложения

Итог. - Что сейчас делали?  - Как пишутся предложения?                    

4. Игра «Хлопни, топни»       

- Я буду читать вам предложения и наборы слов. Если вы услышите предложение – хлопните в ладоши, если я назову не предложение – топните.

Наступила тёплая весна.                  Ребята школа пошли.

Из тёплых стран вернулись перелётные птицы.    

                        Зима холодно пришла.

Ручейки журчат дорогах на.   

                                На лугах зеленеет молодая травка.

- Какие встретились предложения, кто помнит?  - Связаны эти предложения между собой? - Почему? – Получился у нас рассказ? – Как его можно озаглавить?

Итог. - Что сейчас делали?  

VI. Итог урока                      

- Как называется тема, которую сегодня изучали?

- Какие знания и умения вам были нужны, чтобы правильно выполнить задания?

- Чему учились на уроке?

- Как на письме обозначается начало и конец предложения?

VII. Оценивание              

(Выставление оценок детьми.  Аргументированный анализ оценок учителем.)

- Посчитайте, сколько у кого каких кругов. Кто себе какую оценку ставит и почему?  (+ комментирование учителя)

- Молодцы, постарались!

VIII. Домашнее задание                     

- С каким словарным словом познакомились?

  Страница 220, упражнение 55 (2).

Вставить слово в предложения и записать их.

1 группа – все 2 предложения

2 группа - 1 предложение  

VIII. Рефлексия                          

- Наш урок подходит  к концу.

- Кто считает, что урок понравился, узнал(а) новое, на уроке всё получилось, тот прикрепляет (вешает) красный тюльпан.

- Урок понравился, но не всё пока удалось, были затруднения, что-то не получилось - жёлтый.

- Кому урок не понравился, у него ничего не получилось, было сложно и трудно - белый.

- Посмотрите, сколько у нас выросло тюльпанов, какая у нас получилась красивая клумба. Вы, ребята, были сегодня внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.  - Урок окончен.

 

Литература

1.      Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012. - 238 с: ил.

3.    Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 102 с: ил.   

4.      Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)

5.      ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы.  / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.] – 8-е изд. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

6.    Шешелко О.Б. Весёлые физкультминутки.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)

Презентация к уроку

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Карине Рафаеловна, 04.01.18 в 19:10 0Ответить Пожаловаться
Урок хороший,но,к сожалению нет презентации!
Кожевникова Елена Владимировна, 05.01.18 в 18:49 0Ответить Пожаловаться
Урок очень понравился, но, нет презентации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.