Урок письма и развития речи в 3 классе «Составление рассказа из предложений»

3
5
Материал опубликован 8 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок письма и развития речи в 3 классе

Телегина Н.И.,

учитель КОУ ОО

«Полтавская адаптивная школа-интернат»

 

Тема:  Составление рассказа из предложений.

Цель. Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие предложения;

- совершенствовать навыки правильного оформления предложений на письме;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся на основе знакомства с новым словарным словом.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать словесно-логическое мышление через упражнения в составлении предложений и последовательном их расположении;

- развивать у учащихся связную устную и письменную речь, внимание, фонематический слух; коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в отгадывании
слов;

-       корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы учащихся через смену видов деятельности.

Воспитательные:

-       воспитывать в детях чувство добра, бережное отношение к животным;

-       воспитывать навык самоконтроля, взаимооценивания и мотивацию к учению.

 

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради, ручки, простые карандаши, круги, картинки тюльпанов.

 

I. Организационный момент

1. Посадка

      Прозвенел и смолк звонок,

      Начинается урок.

   Тихо сели.      Сели сразу правильно.

Головою повертели,

Тихо – тихо потянулись

И друг другу улыбнулись.                     

- Пусть хорошее настроение будет на протяжении всего урока и тогда у вас всё получится!

- Чтобы на уроке у нас всё получилось, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными, старательными, отвечать полными ответами, выполнять правильно все задания.)

- Старайтесь и у вас всё получится, я желаю вам успешной работы.

2. Настрой на работу                           

- Сегодня на уроке у нас много работы, мы проверим, что вы знаете, поработаем над новым материалом, будем отвечать на вопросы, писать, отгадывать.

- Что у нас сейчас за урок?    (У нас сейчас урок письма и развития речи.) 

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, писать…

- Чему учимся на уроках письма и развития речи?

- Какой это урок по счёту?

- Назовите, сегодняшнее число, месяц и день недели.

- Сколько прошло суток от начала недели? 

- Как вы думаете, пригодятся вам в жизни знания и умения, полученные на уроках письма и развития речи? - Где?

3. Критерии оценивания                

- В течение урока каждый из вас будет оценивать свою работу с помощью кругов разного цвета. В конце урока вам надо будет их посчитать и поставить себе оценку. Давайте проговорим, когда берём красный, жёлтый и синий круги:


Составление рассказа из предложений.
DOCX / 32.39 Кб

 

 

- отвечает полными ответами, выполняет правильно задания, в тетрадях пишет аккуратно, старательно, без ошибок.

 

- ответы не всегда полные, возможны две – три ошибки, небольшие исправления при письме.

 

 

- ответы неполные, допускает ошибки, исправления при письме.

 

4. Сообщение темы и цели урока               

- Как называется раздел, который заканчиваем изучать?   («Предложение».)

- Что такое предложение? (Предложение – это «цепочка» слов, которые связаны, между собой и располагаются в определённом порядке.)

- Найдите и прочитайте слова.

   П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е В О П Р О С

- Какие слова получились?    (Получились слова: предложение и вопрос.)

- Используя эти слова, вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?  (Составление предложений по вопросам.)   

- Найдите и прочитайте слова.

  Р А С С К А З П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

- Какие слова получились?  (Получились слова: рассказ и предложение.)

- Используя данные слова, подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока?

- Мы продолжим изучать раздел «Предложение». Тема нашего урока «Составление рассказа из предложений».   - Какую цель мы поставим перед собой сегодня? 

- Прежде чем мы начнем писать, что мы должны сделать?

(Мы должны подготовить пальцы к письму.)

5. Пальчиковая гимнастика              

Мы ногами — топ-топ.

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами — чик-чик.

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась шурша.

 

Наши пальчики проснулись.

С добрым утром!

Потянулись, потянулись, потянулись.

                   Стали дружно умываться.

Полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем,

Ни один не забываем.

Дружно делаем зарядку!

Пришли в школу

И уселись за тетрадку.

Итог.  - Что сейчас делали?   - Для чего выполняем пальчиковую гимнастику?

 6. Оформление тетрадей                     

- Откройте тетради.   

Я тетрадочку открою,

 И как надо положу.

 Сяду прямо, ноги вместе

 И красиво напишу.

-   Сколько отступаем строк?

-   Запишите число, классная работа.

II. Упражнение в чистописании                  

На слайде:    а  ё  э  п  о  и

- Определите букву, которую будем писать. В данном ряду эта буква «лишняя».         - Почему она лишняя? 

пе  пя  пр (запись на доске прописным шрифтом)

 - Из скольких элементов состоит заглавная буква п?   Строчная  буква п?   – Что это за элементы?

Что написано на второй строке?

- Прочитайте их. - Что лишнее?     - Почему?          Назовите соединения.     

- На верхней строке запишите 3 раза строчную букву п и 5 раз прописную (заглавную). Вторую строку пишем чередуя до конца.                                

- Обменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую (правильную) букву или слог у своего соседа.

Итог. – Что сейчас делали?

III. Словарная работа       

- Расшифруйте слово. - Какое слово получилось? (Песок.)  - Что такое песок?  - Где мы можем увидеть песок?  (В песочных часах (прибор для отсчёта времени), на берегу реки, пруда, в детской песочнице, на стройке.)  В некоторых жарких странах есть пустыни (большое, незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью). Подробнее с пустынями, состоящими из песка, вы познакомитесь на уроках географии в старших классах.)

(Далее проводится звукобуквенный анализ слова. Слово прочитывается по карточке, проводится сравнение произношения и написания. Определяется ударная и безударная гласная.)

- Записываем слово песок в тетради всю строчку до конца.

- Составьте предложение со словом песок.   (устно)            

Итог.  - Что записали?  

IV. Повторение   
   «Дополни предложения»

Мы общаемся с помощью ______.

Речь бывает __________  и ___ ______.

Речь состоит из  _____________.   

Предложение состоит из  ______.

Предложение выражает  _______ .

Слова в предложении связаны _____.

Первое слово в  предложении пишется ________ .

В конце предложения ставятся знаки препинания: ________ .

- По смыслу связаны не только слова в предложении, но и предложения между собой. Что можно составить из предложений, которые связаны по смыслу? (Из предложений можно составить текст (рассказ).)

V. Закрепление

1. Записывание темы урока           

- Кто помнит тему урока, над которой будем сегодня работать?        

- Отступите одну строку вниз, с красной строки, запишите тему.

2. Работа по учебнику       

 1)  Страница 220, упражнение 56.    [3]

- Чтение учащимися задания: Составь предложения из слов. Придумай заголовок и запиши рассказ. Найди слова на знакомые правила. Объясни написание этих слов.

В, парк, жила, белка.

Школьники, часто, белочка, кормили.

Они, зверёк, приносили, орехи.

- Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом (рассказом)?

- Что нужно сделать, чтобы из этих слов получилось предложение?

- Составьте предложение из слов первой строчки. (В парке жила белка.)

- Составьте остальные предложения. (Школьники часто кормили белочку. Они приносили зверьку орехи.)        - Как бы вы озаглавили? (Белочка. Забота. Помощь.) Правильно поступили ребята, что стали проявлять заботу о белке?

                                    (работа у доски, запись в тетради)

          (3 предложение - самостоятельно)              II группа – 2 предложения

- Восстановили нарушенный порядок слов в предложении? Получился у нас рассказ?

Итог. - Что сейчас делали?   - Как пишутся предложения?        

3. Физминутка      

Все ребята дружно встали и на месте зашагали.

На носочках потянулись, и друг другу улыбнулись.

Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками: вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем, точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой, разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись, вверх и в стороны.

И за парты все вернулись - вновь у нас идёт урок.   

2) Составление рассказа из  предложений    

      Страница 220, упражнение 57.    [3]

2. Она надела мамино платье.

1. Маленькая Таня хотела стать взрослой.

4. Тогда Таня вымыла посуду.

3. Все засмеялись.

5. Все назвали девочку большой.

    1 – 3 предложения с комментированием.

(4 - 5 предложения - самостоятельно)           II группа – 3 предложения

Итог. - Что сейчас делали?  - Как пишутся предложения?                    

4. Игра «Хлопни, топни»       

- Я буду читать вам предложения и наборы слов. Если вы услышите предложение – хлопните в ладоши, если я назову не предложение – топните.

Наступила тёплая весна.                  Ребята школа пошли.

Из тёплых стран вернулись перелётные птицы.    

                        Зима холодно пришла.

Ручейки журчат дорогах на.   

                                На лугах зеленеет молодая травка.

- Какие встретились предложения, кто помнит?  - Связаны эти предложения между собой? - Почему? – Получился у нас рассказ? – Как его можно озаглавить?

Итог. - Что сейчас делали?  

VI. Итог урока                      

- Как называется тема, которую сегодня изучали?

- Какие знания и умения вам были нужны, чтобы правильно выполнить задания?

- Чему учились на уроке?

- Как на письме обозначается начало и конец предложения?

VII. Оценивание              

(Выставление оценок детьми.  Аргументированный анализ оценок учителем.)

- Посчитайте, сколько у кого каких кругов. Кто себе какую оценку ставит и почему?  (+ комментирование учителя)

- Молодцы, постарались!

VIII. Домашнее задание                     

- С каким словарным словом познакомились?

  Страница 220, упражнение 55 (2).

Вставить слово в предложения и записать их.

1 группа – все 2 предложения

2 группа - 1 предложение  

VIII. Рефлексия                          

- Наш урок подходит  к концу.

- Кто считает, что урок понравился, узнал(а) новое, на уроке всё получилось, тот прикрепляет (вешает) красный тюльпан.

- Урок понравился, но не всё пока удалось, были затруднения, что-то не получилось - жёлтый.

- Кому урок не понравился, у него ничего не получилось, было сложно и трудно - белый.

- Посмотрите, сколько у нас выросло тюльпанов, какая у нас получилась красивая клумба. Вы, ребята, были сегодня внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.  - Урок окончен.

 

Литература

1.      Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012. - 238 с: ил.

3.    Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 102 с: ил.   

4.      Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)

5.      ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы.  / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.] – 8-е изд. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

6.    Шешелко О.Б. Весёлые физкультминутки.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)

Презентация к уроку

Предварительный просмотр презентации

Название презентации Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Полтавская адаптивная школа-интернат» Урок письма и развития речи в 3 классе Наталья Ивановна Телегина, учитель начальных классов высшей категории . 2017 г.

Название презентации Урок письма и развития речи

Критерии оценивания 5 4 3 - ответы не всегда полные, возможны две – три ошибки, небольшие исправления при письме - отвечает полными ответами, выполняет правильно задания, в тетрадях пишет аккуратно, старательно, без ошибок - ответы неполные, допускает ошибки, исправления при письме

Название презентации предложениевопрос предложение вопрос Составление предложений по вопросам.

Название презентации рассказпредложение рассказ предложение Составление рассказа из предложений.

Заголовок слайда Пальчиковая гимнастика

Название презентации 4 мая. Классная работа.

Название презентации Упражнение в чистописании а ё э п о и а ё э о и п

Название презентации Упражнение в чистописании

Название презентации Словарная работа Е П К О С -

Заголовок слайда Словарная работа К О С П Е

Заголовок слайда Словарная работа песок песок

Название презентации Дополни предложения

Заголовок слайда Предложение состоит из ____ . Предложение выражает ________________ . Слова в предложении связаны _________ . Первое слово в предложении пишется _______________ . В конце предложения ставятся знаки препинания: __,__________. слов законченную мысль по смыслу с большой буквы . ! ? или

Название презентации Составление рассказа из предложений.

Заголовок слайда Она надела мамино платье. Маленькая Таня хотела стать взрослой. Тогда Таня вымыла посуду. Все засмеялись. Все назвали девочку большой. 1 2 3 4 5 Составь рассказ

Заголовок слайда «5» «4» «3» Оценивание

Заголовок слайда Рефлексия урок понравился, узнал(а) новое, на уроке всё получилось урок понравился, но не всё получилось урок не понравился, ничего не получилось

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Нет презентации!

4 January 2018

Урок хороший,но,к сожалению нет презентации!

4 January 2018

Урок очень понравился, но, нет презентации!

5 January 2018