Урок письма и развития речи в 3 классе «Составление рассказа из предложений»
Пояснительная записка к презентации
Урок письма и развития речи в 3 классе
Телегина Н.И.,
учитель КОУ ОО
«Полтавская адаптивная школа-интернат»
Тема: Составление рассказа из предложений.
Цель. Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие предложения;
- совершенствовать навыки правильного оформления предложений на письме;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся на основе знакомства с новым словарным словом.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать словесно-логическое мышление через упражнения в составлении предложений и последовательном их расположении;
- развивать у учащихся связную устную и письменную речь, внимание, фонематический слух; коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в отгадывании
слов;
- корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы учащихся через смену видов деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство добра, бережное отношение к животным;
- воспитывать навык самоконтроля, взаимооценивания и мотивацию к учению.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради, ручки, простые карандаши, круги, картинки тюльпанов.
I. Организационный момент
1. Посадка
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тихо сели. Сели сразу правильно.
Головою повертели,
Тихо – тихо потянулись
И друг другу улыбнулись.
- Пусть хорошее настроение будет на протяжении всего урока и тогда у вас всё получится!
- Чтобы на уроке у нас всё получилось, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными, старательными, отвечать полными ответами, выполнять правильно все задания.)
- Старайтесь и у вас всё получится, я желаю вам успешной работы.
2. Настрой на работу
- Сегодня на уроке у нас много работы, мы проверим, что вы знаете, поработаем над новым материалом, будем отвечать на вопросы, писать, отгадывать.
- Что у нас сейчас за урок? (У нас сейчас урок письма и развития речи.)
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, писать…
- Чему учимся на уроках письма и развития речи?
- Какой это урок по счёту?
- Назовите, сегодняшнее число, месяц и день недели.
- Сколько прошло суток от начала недели?
- Как вы думаете, пригодятся вам в жизни знания и умения, полученные на уроках письма и развития речи? - Где?
3. Критерии оценивания
- В течение урока каждый из вас будет оценивать свою работу с помощью кругов разного цвета. В конце урока вам надо будет их посчитать и поставить себе оценку. Давайте проговорим, когда берём красный, жёлтый и синий круги:
Составление рассказа из предложений.
DOCX / 32.39 Кб
|
- отвечает полными ответами, выполняет правильно задания, в тетрадях пишет аккуратно, старательно, без ошибок. |
|
- ответы не всегда полные, возможны две – три ошибки, небольшие исправления при письме. |
|
- ответы неполные, допускает ошибки, исправления при письме. |
4. Сообщение темы и цели урока
- Как называется раздел, который заканчиваем изучать? («Предложение».)
- Что такое предложение? (Предложение – это «цепочка» слов, которые связаны, между собой и располагаются в определённом порядке.)
- Найдите и прочитайте слова.
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е В О П Р О С
- Какие слова получились? (Получились слова: предложение и вопрос.)
- Используя эти слова, вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке? (Составление предложений по вопросам.)
- Найдите и прочитайте слова.
Р А С С К А З П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
- Какие слова получились? (Получились слова: рассказ и предложение.)
- Используя данные слова, подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока?
- Мы продолжим изучать раздел «Предложение». Тема нашего урока «Составление рассказа из предложений». - Какую цель мы поставим перед собой сегодня?
- Прежде чем мы начнем писать, что мы должны сделать?
(Мы должны подготовить пальцы к письму.)
5. Пальчиковая гимнастика
Мы ногами — топ-топ.
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась шурша.
Наши пальчики проснулись.
С добрым утром!
Потянулись, потянулись, потянулись.
Стали дружно умываться.
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку!
Пришли в школу
И уселись за тетрадку.
Итог. - Что сейчас делали? - Для чего выполняем пальчиковую гимнастику?
6. Оформление тетрадей
- Откройте тетради.
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Сяду прямо, ноги вместе
И красиво напишу.
- Сколько отступаем строк?
- Запишите число, классная работа.
II. Упражнение в чистописании
На слайде: а ё э п о и
- Определите букву, которую будем писать. В данном ряду эта буква «лишняя». - Почему она лишняя?
пе пя пр (запись на доске прописным шрифтом)
- Из скольких элементов состоит заглавная буква п? Строчная буква п? – Что это за элементы?
Что написано на второй строке?
- Прочитайте их. - Что лишнее? - Почему? Назовите соединения.
- На верхней строке запишите 3 раза строчную букву п и 5 раз прописную (заглавную). Вторую строку пишем чередуя до конца.
- Обменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую (правильную) букву или слог у своего соседа.
Итог. – Что сейчас делали?
III. Словарная работа
- Расшифруйте слово. - Какое слово получилось? (Песок.) - Что такое песок? - Где мы можем увидеть песок? (В песочных часах (прибор для отсчёта времени), на берегу реки, пруда, в детской песочнице, на стройке.) В некоторых жарких странах есть пустыни (большое, незаселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью). Подробнее с пустынями, состоящими из песка, вы познакомитесь на уроках географии в старших классах.)
(Далее проводится звукобуквенный анализ слова. Слово прочитывается по карточке, проводится сравнение произношения и написания. Определяется ударная и безударная гласная.)
- Записываем слово песок в тетради всю строчку до конца.
- Составьте предложение со словом песок. (устно)
Итог. - Что записали?
IV. Повторение
«Дополни предложения»
Мы общаемся с помощью ______.
Речь бывает __________ и ___ ______.
Речь состоит из _____________.
Предложение состоит из ______.
Предложение выражает _______ .
Слова в предложении связаны _____.
Первое слово в предложении пишется ________ .
В конце предложения ставятся знаки препинания: ________ .
- По смыслу связаны не только слова в предложении, но и предложения между собой. Что можно составить из предложений, которые связаны по смыслу? (Из предложений можно составить текст (рассказ).)
V. Закрепление
1. Записывание темы урока
- Кто помнит тему урока, над которой будем сегодня работать?
- Отступите одну строку вниз, с красной строки, запишите тему.
2. Работа по учебнику
1) Страница 220, упражнение 56. [3]
- Чтение учащимися задания: Составь предложения из слов. Придумай заголовок и запиши рассказ. Найди слова на знакомые правила. Объясни написание этих слов.
В, парк, жила, белка.
Школьники, часто, белочка, кормили.
Они, зверёк, приносили, орехи.
- Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом (рассказом)?
- Что нужно сделать, чтобы из этих слов получилось предложение?
- Составьте предложение из слов первой строчки. (В парке жила белка.)
- Составьте остальные предложения. (Школьники часто кормили белочку. Они приносили зверьку орехи.) - Как бы вы озаглавили? (Белочка. Забота. Помощь.) Правильно поступили ребята, что стали проявлять заботу о белке?
(работа у доски, запись в тетради)
(3 предложение - самостоятельно) II группа – 2 предложения
- Восстановили нарушенный порядок слов в предложении? Получился у нас рассказ?
Итог. - Что сейчас делали? - Как пишутся предложения?
3. Физминутка
Все ребята дружно встали и на месте зашагали.
На носочках потянулись, и друг другу улыбнулись.
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками: вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем, точно знаем - будет прок.
Крутим-вертим головой, разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись, вверх и в стороны.
И за парты все вернулись - вновь у нас идёт урок.
2) Составление рассказа из предложений
Страница 220, упражнение 57. [3]
2. Она надела мамино платье.
1. Маленькая Таня хотела стать взрослой.
4. Тогда Таня вымыла посуду.
3. Все засмеялись.
5. Все назвали девочку большой.
1 – 3 предложения с комментированием.
(4 - 5 предложения - самостоятельно) II группа – 3 предложения
Итог. - Что сейчас делали? - Как пишутся предложения?
4. Игра «Хлопни, топни»
- Я буду читать вам предложения и наборы слов. Если вы услышите предложение – хлопните в ладоши, если я назову не предложение – топните.
Наступила тёплая весна. Ребята школа пошли.
Из тёплых стран вернулись перелётные птицы.
Зима холодно пришла.
Ручейки журчат дорогах на.
На лугах зеленеет молодая травка.
- Какие встретились предложения, кто помнит? - Связаны эти предложения между собой? - Почему? – Получился у нас рассказ? – Как его можно озаглавить?
Итог. - Что сейчас делали?
VI. Итог урока
- Как называется тема, которую сегодня изучали?
- Какие знания и умения вам были нужны, чтобы правильно выполнить задания?
- Чему учились на уроке?
- Как на письме обозначается начало и конец предложения?
VII. Оценивание
(Выставление оценок детьми. Аргументированный анализ оценок учителем.)
- Посчитайте, сколько у кого каких кругов. Кто себе какую оценку ставит и почему? (+ комментирование учителя)
- Молодцы, постарались!
VIII. Домашнее задание
- С каким словарным словом познакомились?
Страница 220, упражнение 55 (2).
Вставить слово в предложения и записать их.
1 группа – все 2 предложения
2 группа - 1 предложение
VIII. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу.
- Кто считает, что урок понравился, узнал(а) новое, на уроке всё получилось, тот прикрепляет (вешает) красный тюльпан.
- Урок понравился, но не всё пока удалось, были затруднения, что-то не получилось - жёлтый.
- Кому урок не понравился, у него ничего не получилось, было сложно и трудно - белый.
- Посмотрите, сколько у нас выросло тюльпанов, какая у нас получилась красивая клумба. Вы, ребята, были сегодня внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. - Урок окончен.
Литература
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012. - 238 с: ил.
3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 102 с: ил.
4. Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)
5. ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы. / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.] – 8-е изд. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
6. Шешелко О.Б. Весёлые физкультминутки.// Начальная школа. - 2001. - №7 - (87 страница)
Дементьева Ирина Михайловна
Телегина Наталья Ивановна
Алина Яковлевна Корогод
Карине Рафаеловна
Кожевникова Елена Владимировна