Урок развития речи «Составление характеристики» (9 класс)
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Урок развития речи
Провели урок – В.Ф.Габдулхаков, Р.Г.Морозов,
г. Казань
Тип урока – интегрированный урок в 9 классе.
Цели:
1) научить учащихся составлять характеристику знакомого человека;
2) помочь в определении важных качеств личности и изложении порядка в характеристике человека;
3) воспитать желание разобраться в характере, дать самооценку другу и себе.
Оборудование:
1) дедуктивный материал с характеристиками героев;
2) карточки с определением типов темпераментов.
Ход урока
I. Организационный момент
Эпиграф: «Много великого есть на свете, но ничего нет более великого, чем человек. Человек - это книга за семью замками». (Софокл).
- Ребята, как вы думаете, почему древнегреческий мыслитель говорил, что нет ничего более великого, чем человек.
- Почему Человек – это книга за семью замками?
- Можно ли по внешности человека угадать его тайну?
II. Слово учителя.
В прошлом году на уроках русского языка мы учились описывать внешность человека. И это не просто описание портрета, но и описание человека за каким-либо делом, занятием. Сегодня будем учиться составлять характеристику знакомого человека по плану, определять важные качества личности, познакомимся с определением характеристики, типами темперамента.
Итак, для того чтобы составить характеристику, нужно знать само определение – что такое характер.
Характер – это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в поведении и поступках.
Все черты характера можно разделить на две группы:
1. Выражают направленность личности (коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость, общительность и замкнутость, аккуратность и небрежность, инициативность и пассивность и т.д.).
Что это за слова?
2. Это волевые черты характера, которые способны сознательно регулировать свое поведение (целенаправленность, дисциплинированность, самообладание, смелость и т.д.).
Беседа
Мы узнали, что такое характер, а теперь скажите, где в жизни мы сталкиваемся с характеристиками, для чего они нужны?
Эти характеристики по стилю будут одинаковые или разные, почему?
А какие стили речи вы знаете?
Задание
Представьте ту или иную ситуацию, попробуем разобраться, к какому стилю относится то или иное высказывание.
1. Иванов Александр, ученик 3 класса школы № 10. Учится в школе с 1 класса. (...).
2. Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик. (...).
3. С кем мне бывает интереснее всех? Конечно, с Сашей, он такой выдумщик. (...).
4. Мы считаем, что этого человека все хорошо знают. Он способен занимать пост президента. Кто он? Попробуем его охарактеризовать. (...).
5. Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это были просто крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. Мальчиков было пятеро...
6. Через всю повесть проходит сопоставление характеров братьев Остапа и Андрия. (...).
Работа с текстом
На уроках литературы мы постоянно знакомимся с героями. Великие мастера-писатели показывают нам своих героев и внешне, и внутренне, с их поступками, размышлениями. Давайте прочитаем 2-3 характеристики (Швабрин, Маша, Пугачев).
Что особенного в этих характеристиках? Каков тот или иной герой?
Работа над выразительными средствами языка.
Карточка № 1.
Лицо: худощавое, грустное, смуглое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, сияющее, умное, капризное, порозовевшее, хмурое, злое, виноватое.
Лоб: высокий, крутой, благородный, гладкий, с глубокими морщинами, покатый, узкий, открытый, гордый.
Губы: бесцветные, яркие, суровые, толстые, упрямые, тонкие, алые, пухлые, пурпурные, бантиком.
Нос: короткий, крохотный, большой, с горбинкой, прямой, курносый, острый, хищный, пуговкой, широкий, орлиный, правильный.
Глаза: карие, голубые, искрящиеся, живые, бархатные, черные, раскосые, узкие, большие, бездонные, круглые, прищуренные, бесцветные, быстрые, блестящие, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, голубовато-серые, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные, гневные, внимательные, добрые.
Здесь даны определения из «Словаря эпитетов русского литературного языка». Зачитаем их.
Посмотрите на доску: перед вами характеристики людей. Давайте зачитаем и вдумаемся, что обозначает каждое из названных слов. Выберите, какие можно отнести к вашему другу, сестре, брату, соседу и т.д.
Словарная работа
Рассмотрели и применили эти характеристики к своим близким, обосновали ту или иную черту характера.
Надо сказать, что характер складывается на основе темперамента. А темперамент - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости, проявляющуюся в его отношении к окружающим, в его поведении.
Ученые выделяют 4 типа темперамента: 1) меланхолический, 2) флегматический, 3) сангвинистический, 4) холерический.
Карточка № 2.
1) Холерик – человек порывистый с сильными и быстро загорающими чувствами. Он нередко вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, но не злопамятен.
2) Сангвиник – человек быстрый, подвижный, эмоционально откликается на все впечатления. Его чувства отражаются и во внешнем поведении, но они не глубоки и легко сменяются.
3) Меланхолик – человек, который эмоционально откликается далеко не на все. У него большое разнообразие переживаний, но они отличаются большой силой и длительностью, хотя внешне проявляются слабо.
4) Флегматик – человек медлительный, уравновешенный, спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя, чувства его почти никак не проявляются, они не могут накапливаться и давать вспышку.
Прочитайте два рассказа о русском художнике Василии Ивановиче Сурикове: один - научный, другой - художественно-публицистический. Охарактеризуйте их оформительскую, стилевую, образную и сюжетную манеры. Перескажите рассказы в соответствии с манерами их изложения.
В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)
Выдающийся мастер исторической живописи В.И. Суриков родился в Красноярске. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака.
Первое значительное полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни» (1881). Не самую казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущением неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния двух миров - старой Руси и петровской России.
Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст ассиметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей стрельцов, и регулярного войска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин).
В картине «Меншиков в Березове» (1883) показан сподвижник Петра I в опале.
«Боярыня Морозова» (1887) - вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит характеристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла картины. Перед нами Русь XVII в. - яркая, цветная, праздничная. В таком контексте темное пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжкой думой - целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей. Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера - мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю. (...). (М.В.Алпатов)
Какие люди изображены на картине Сурикова? Можно ли по выражению их лиц определить, у кого из них преобладают черты холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика? Почему?
Прочитайте. Скажите, с какой позиции можно выступать перед преподавателем, своими сокурсниками, перед ученическим классом. Какая позиция вам больше нравится? Почему?
Позиций бывает несколько:
1. Позиция информатора.
Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.
2. Позиция комментатора.
Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.
3. Позиция собеседника.
Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает "на равных". Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.
4. Позиция советчика.
Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы "расставляет акценты".
5. Позиция эмоционального лидера.
Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением.
Есть и позиции, которых рекомендуется избегать.
К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен; позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя ("потерпите, я скоро закончу"). (По И. Стернину).
Прочитайте заметку писателя. О каком недостатке ораторов идёт речь?
Бывают такие ораторы, которые без запинки, захлебываясь, несут ахинею, в которой не то что им, но всем вместе - не разобраться.
И вспоминаешь Барабашева из пьесы Островского. На вопрос матери, не страшно ли ему будет разговаривать с генералом, Барабашев отвечает:
"У меня разговор свободный, точно что льется, без всякой задержки и против кого угодно. Такое мне дарование от бога разговаривать, что даже все удивляются. По разговору мне бы давно надо в думе гласным быть или головой: только у меня в уме суждения нет и что к чему - это мне не дано..."
Вот так - не дано!
Слушая многоречивого оратора, подумал, что вот он, случай, когда количество не переходит в качество". (М. Панич.)
Прочитайте. Скажите, как характеризует автор выступающих. Сделайте выступление о речи трёх ораторов. Попробуйте проанализировать выступления своих друзей (с точки зрения их речевого поведения: жестов, мимики и т.д.). Какие особенности в индивидуальном образе ритора, в жестах, стиле речевого поведения заметил писатель Максим Горький? В чём преимущество последнего оратора?
1. (Плеханов).
Плеханов в сюртуке, застегнутом на все пуговицы, похожий на протестантского пастора, открывая съезд, говорил, как законоучитель, что его мысли неоспоримы, каждое слово - драгоценное, так же, как и пауза между словами. Очень искусно он развешивал в воздухе над головами съездовцев красиво закругленные фразы, и, когда на скамьях большевиков кто-нибудь шевелил языком, перешептываясь с товарищем, почтенный оратор, сделав маленькую паузу вонзал в него свой взгляд, точно гвоздь.
Одна из пуговиц на его сюртуке была любима Плехановым больше других, он ее ласково и непрерывно гладил пальцем, а во время паузы прижимал ее, точно кнопку звонка, - можно было думать, что именно этот нажим и прерывает плавное течение речи. На одном из заседаний Плеханов, собираясь ответить кому-то, скрестил руки на груди и громко, пронзительно произнес:
- Хе-хе!
Это вызвало смех среди рабочих-большевиков, Плеханов поднял брови, и у него побледнела щека...
2. (Мартов)
Этот удивительно симпатичный человек говорил юношески пламенно, и казалось, что он особенно глубоко чувствует драму раскола, боль противоречий. Он весь содрогался, качался, судорожно расстегивал воротник крахмаленной рубашки, размахивал руками; обшлага, выскакивая из рукава пиджака, закрывали ему кисти руки, он высоко поднимал руку и тряс ею, чтобы водрузить обшлаг на его законное место. Мне казалось, что Мартов не доказывает, а - упрашивает, умоляет: раскол необходимо изжить, партия слишком слаба для того, чтобы разбиваться на две, рабочий прежде всего нуждается в "свободах", надобно поддерживать Думу. Иногда его ... речь звучала почти истерически, обилие слов делало ее непонятной, а сам оратор вызывал впечатление тяжелое. В конце речи и как будто вне связи ее, все-таки "боевым" тоном, он все так же пламенно стал кричать против боевых дружин и вообще работы, направленной к подготовке вооруженного восстания. Хорошо помню, как на скамьях большевиков кто-то изумленно воскликнул:
- Вот те и раз!
3. (Ульянов-Ленин)
Но вот поспешно взошел на кафедру Ленин, картаво произнес "Товарищи". Мне показалось, что он плохо говорит, но уже через минуту я, как и все, был "поглощен" его речью. Первый раз я слышал, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажал его точный смысл. Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал.
Его рука, протянутая вперед и немного поднятая вверх ладонь, которая как бы взвешивала каждое слово, отсеивая фразы противников, заменяя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса идти своим путем, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуазией, - все это было необыкновенно и говорилось им, Лениным, как-то не от себя, а действительно по воле истории. Слитность, законченность, прямота и сила его речи, весь он на кафедре - точно произведение классического искусства: все есть, и ничего лишнего, никаких украшений, а если они были - их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке.
Составление плана характеристики
Перейдем к составлению плана характеристики. Без плана трудно составить характеристику. Запишем в тетрадях план:
Что вы знаете о своем близком человеке (биографические данные)?
Описать внешность (что есть особенного, что привлекает вас в нем).
Какой он человек, какие способности в нем вы находите (результаты учебы, трудности, умения)?
Есть ли у знакомого какие-либо особенности памяти, мышления, воображения?
Особенности характера и темперамента.
Его позиция в классе, коллективе.
Что он ценит в людях?
Какие недостатки у него есть, как он борется с ними?
Его идеалы, на кого старается походить?
Его дальнейшие планы после школы (кем хочет быть).
Дурные и хорошие привычки.
Есть ли хобби, увлечения? Чем занимается в свободное время?
Вывод:
Что мы узнали нового?
Домашнее задание:
Написать характеристику.
Марина Александровна
Первухина Мария Николаевна
Дударева Надежда Викторовна