12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цицулина Ирина Владимировна40

Предмет: русский язык

Класс: 3класс

Учитель: Цицулина Ирина Владимировна

Тип урока: Урок применения знаний

Тема урока: «Составление и дополнение предложений»

Цели учебного занятия:

1)- Формирование умения составлять предложения из данных слов и дополнять его.

Задачи урока:

Образовательные: -дополнять предложения подходящими по смыслу словами;

Развивающие: отрабатывать навыки орфографического письма; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия;

Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать в парах; воспитывать культуру общения; способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Основные понятия:

Предложение. Дополнение предложения.

Межпредметные: связи

Литературное чтение, развитие речи.

Информационно-технологические ресурсы:

  • Учебник «Русский язык» 3 класс, А.К. Аксенова , Э.В. Якубовская

    Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. (слайд№1)

Встали мы у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Глубоко мы все вздохнем – 
И наш урок начнем!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Проверяют, все ли подготовили к уроку.

Первичная рефлексия

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная – хорошее, синяя – ни хорошее, ни плохое. 
- Я тоже покажу вам своё настроение. 
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, проведём наш урок так, чтобы в конце его у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. 

Осознание своего эмоционального состояния, позитивного настроя

Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.

Расскажите, что должно лежать на парте к уроку. Проверьте.

Как нужно сидеть за партой?

Мотивация к учебной деятельности.

У вас на партах лежат корзинки. В течение урока вы будете собирать в нее предметы, которые получите за правильные ответы на уроке. А какие предметы, вы узнаете позже.

Произносят слова:

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Мы должны не забывать

Спинку ровненько держать.

Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Во мне есть много разных слов.

Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих,

Я обязательно есть в них.

Но перепутав все слова,

Понять не сможешь ты меня.

Подсказка к загадке на доске. Вам нужно составить из перепутанных слогов слово, которое будет являться отгадкой (же-Пред-ни-ло-е )

- Сегодня продолжим работу с предложением.

Тема урока: «Составление и дополнение предложений».

Дети отгадывают загадку, составляют из данных слогов слово «Предложение».

Актуализация знаний (5 мин.)

Проверка домашнего задания.

Откройте тетради. Проверим домашнее задание.

Что нужно было сделать в упражнении?

Сколько предложений у вас получилось.

Какое правило при записи вы применяли?

Ответы детей:

«Определить сколько предложений в рассказе, озаглавить и списать его».

«Получилось 4 предложения».

«В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка».

Работа в парах .

Вспомним правила работы в парах.

У вас на партах лежат конверты.  Достаньте из них карточки с заданиями.

Расставьте границы предложений, подсчитай количество предложений в тексте:

Овощи.

Овощи это продукты питания они очень полезны для человека в них содержится много витамин и полезных веществ овощи помогают человеку быть сильным и здоровым.


 

Проверьте себя.

Еще раз повторим правило.


 


 

Ребята, вы догадались, какие предметы будете получать за правильные ответы на уроке.

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить об овощах.

Учащиеся с опорой на презентацию повторяют правила работы в парах.

Дети самостоятельно выполняют задание.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проверка с опорой на презентацию.

Повторение правила: «В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка».

Ответ детей: «Это овощи».

Работа по развитию речи.

А сейчас мы немного поиграем в игру «Один – много».

На экране будет появляться овощ, а я буду показывать карточку с цифрой. Вы должны изменить слово (название овоща) в соответствии с цифрой.

Пример: одна картофелина – пять картофелин.

Ответы детей:

« Одна морковь– три моркови».

«Один помидор – пять помидор».

«Один кочан капусты – два кочана капусты».

«Один огурец – шесть огурцов».

«Одна свёкла – четыре свёклы».

Упражнения для развития пальцев рук (1 мин.)

Ребята, подготовим наши пальчики к письму.

Мы капусту рубим (ритмичные удары ребром ладоней по столу),
Мы морковку трем (трут ладони друг об друга),                   
Мы капусту солим (указательный и средний палец трутся о  большой),

Мы капусту жмем (хватательные движения обеими руками).
Мы капусту нарубили (ритмичные удары ребром ладоней по  столу),

Перетерли (трут ладони друг об друга),

Посолили (указательный и средний палец трутся о   большой),

И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу),
Все теперь у нас в порядке (отряхивают руки).

Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.

Минутка чистописания (2 мин.)

Запишите в тетрадях число и классная работа.

Игра «Найди пропущенную букву» м..рковь, п…мидор, …гурец, с…бака

- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

- Какой буквой он обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность ОоО о оОо о

Какой предмет здесь лишний?

Почему?

- Прочитайте пословицу. «Не вырастишь овощей - не сваришь и щей».

- Объясните ее смысл.

Запись в тетради.

Ответы учащихся:

«Звук «О» - буква «О».

Запись в тетради.

«Лишний предмет собака, потому что это животное, а остальные предметы - овощи».

Читают пословицу.

Объясняют смысл пословицы.

Открытие новых знаний (10 мин.)

Работа со словарным словом «овощи».

* Звуко-буквенный анализ слова:

овощи

/

о – во – щи

б., …зв., …гл., …согл

* Подбор однокоренных слов: овощной, овощная, овощевод.

- А вы знаете, кто такой «Овощевод»

Один ученик работает у доски, выполняя звуко - буквенный анализ слова.


 


 


 


 

Второй ученик работает у доски, подбирая однокоренные слова.

Подготовленный ученик рассказывает о рабочей профессии овощевода.

- Овощевод выращивает различные овощи, из которых мы готовим много полезных и питательных блюд. Послушайте стихотворение об овощном супе и запомните, какие овощи нужны для его приготовления (учитель читает стихотворение «Овощи» Ю. Тувима).

Работа с предложениями.

Дополнение предложений словами с опорой на текст стихотворения, воспринятого на слух.

- Ребята, прочитайте название овощей на доске. Запишите предложение, вставив в него только названия трех любых овощей, о которых говорилось в стихотворении.

Хозяйка сварила овощной суп из …, …, … .

-Какие, еще овощи были в супе?

- Кто назовёт все овощи, получит дополнительный предмет овоща в корзинку.

Дети слушают стихотворение.

Записывают предложение, дополняя его названиями овощей, перечисленных в стихотворении.

Дети перечисляют овощи из стихотворения.

Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз

(1 мин.)

Ребята ваши глазки устали пусть они отдохнут.

Электронная физкультминутка «Спор овощей».

Выполняют глазами движения, указанные в электронной физкультминутке.

Первичная проверка усвоения новых знаний. Работа с учебником (5 мин.)

Выполните упражнение по учебнику.

Прочитайте задание к упражнению №21 на странице 10.

- Что нужно сделать в упражнении?

Выполним упражнение на доске и в тетрадях.

Читают про себя. Один ученик читает вслух.

«Составить предложения со словом овощи по схемам, подчеркнуть слова - родственники»

Выполнение упражнения на доске и в тетрадях. Повторение правила.

Физкультминутка

(2 мин.)

Выполнение движений с речевым сопровождением.

«Мы картошку накопали (ходьба)

Огурцы с гряды нарвали (приседания)

Выдернули всю морковь (наклоны вперед)

Срезали капусту ловко (махи руками «мельница»)

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли (руки через стороны вверх, потянуться, опустить руки)».

А сейчас тихонько сели и продолжаем работу.

Выполняют физкультминутку (выполняют упражнения за подготовленным учеником).

Закрепление знаний (5 мин.)

Работа с деформированным предложениями.

На доске прикрепляется одно деформированное предложение.

овощи. Мама купила

(Из данных слов составить предложение, дополнить и записать его).

Дети составляют, дополняют и записывают, предложение (один ученик работает у доски).


 

Мама купила вкусные и полезные овощи в магазине.

Обобщение знаний. Игровой момент

(2 мин.)

Дидактическая игра Аукцион.

Цель. Развитие умения распространять предложение.

Оборудование. Деревянный молоточек.

Ход игры. Учитель предлагает детям предложение из двух слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель, отстукивая молоточком, произносит: «Дополнение Игоря — раз, дополнение Игоря — два, дополнение Игоря — три! Предложение закончено». Игорь объявляется выигравшим. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется другим учеником, игра продолжается.

Распространяют предложение из двух слов: «Дети помогают» по сюжетной картинке.

Информация о домашнем задании (2мин.)

Домашнее задание. Выполнить упражнение 23 с. 11. Прочитайте задание.

- Как будете выполнять упражнение?

Читают задание.

«Записать ответы на вопросы, используя слова для справок».

Подведение итогов урока и выставление оценок (1 мин.)

-Ребята, какую информацию об овощах вы узнали на уроке?

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

Ребята поднимите руки, кто собрал 3 овоща – ваша оценка «5»; кто собрал 2 овоща – получают «4»; а кто 1 овощ– «3», но вы не расстраивайтесь на следующем уроке у вас всё получится.

Выставление оценок.

«Все овощи полезные, в них содержится много витаминов».

«Овощи выращивает овощевод».

« Из овощей можно приготовить много полезных блюд».

« Овощи можно выращивать у себя в огороде».

Рефлексия (1 мин.)

Ребята, поднимите ваши фишки, у кого сохранилось отличное, хорошее настроение до конца урока. Ну, а остальным желаю не унывать.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 27.07.17 в 18:17 0Ответить Пожаловаться
В ресурсах есть презентация. Интересно было бы посмотреть.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.