Урок русского языка в 3 классе «Составление и дополнение предложений»
Предмет: русский язык
Класс: 3класс
Учитель: Цицулина Ирина Владимировна
Тип урока: Урок применения знаний
Тема урока: «Составление и дополнение предложений»
Цели учебного занятия: |
1)- Формирование умения составлять предложения из данных слов и дополнять его. |
Задачи урока: |
Образовательные: -дополнять предложения подходящими по смыслу словами; Развивающие: отрабатывать навыки орфографического письма; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия; Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать в парах; воспитывать культуру общения; способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Основные понятия: |
Предложение. Дополнение предложения. |
Межпредметные: связи |
Литературное чтение, развитие речи. |
Информационно-технологические ресурсы: |
|
Организация пространства: |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока. |
||
Этапы урока: |
Деятельность учителя: |
Деятельность учеников: |
Организационный момент (2 мин.) |
Приветствие. (слайд№1) Встали мы у парт красиво, |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Проверяют, все ли подготовили к уроку. |
Первичная рефлексия - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. |
Осознание своего эмоционального состояния, позитивного настроя |
|
Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой. Расскажите, что должно лежать на парте к уроку. Проверьте. Как нужно сидеть за партой? Мотивация к учебной деятельности. У вас на партах лежат корзинки. В течение урока вы будете собирать в нее предметы, которые получите за правильные ответы на уроке. А какие предметы, вы узнаете позже. |
Произносят слова: Парта - это не кровать, И на ней нельзя лежать, Мы должны не забывать Спинку ровненько держать. |
|
Сообщение темы и цели урока (1 мин.) |
Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку. Во мне есть много разных слов. Ты разобраться в них готов? Рассказ читаешь или стих, Я обязательно есть в них. Но перепутав все слова, Понять не сможешь ты меня. Подсказка к загадке на доске. Вам нужно составить из перепутанных слогов слово, которое будет являться отгадкой (же-Пред-ни-ло-е ) - Сегодня продолжим работу с предложением. Тема урока: «Составление и дополнение предложений». |
Дети отгадывают загадку, составляют из данных слогов слово «Предложение». |
Актуализация знаний (5 мин.) |
Проверка домашнего задания. Откройте тетради. Проверим домашнее задание. Что нужно было сделать в упражнении? Сколько предложений у вас получилось. Какое правило при записи вы применяли? |
Ответы детей: «Определить сколько предложений в рассказе, озаглавить и списать его». «Получилось 4 предложения». «В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка». |
Работа в парах . Вспомним правила работы в парах. У вас на партах лежат конверты. Достаньте из них карточки с заданиями. Расставьте границы предложений, подсчитай количество предложений в тексте: Овощи. Овощи это продукты питания они очень полезны для человека в них содержится много витамин и полезных веществ овощи помогают человеку быть сильным и здоровым.
Проверьте себя. Еще раз повторим правило.
Ребята, вы догадались, какие предметы будете получать за правильные ответы на уроке. Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить об овощах. |
Учащиеся с опорой на презентацию повторяют правила работы в парах. Дети самостоятельно выполняют задание.
Проверка с опорой на презентацию. Повторение правила: «В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка». Ответ детей: «Это овощи». |
|
Работа по развитию речи. А сейчас мы немного поиграем в игру «Один – много». На экране будет появляться овощ, а я буду показывать карточку с цифрой. Вы должны изменить слово (название овоща) в соответствии с цифрой. Пример: одна картофелина – пять картофелин. |
Ответы детей: « Одна морковь– три моркови». «Один помидор – пять помидор». «Один кочан капусты – два кочана капусты». «Один огурец – шесть огурцов». «Одна свёкла – четыре свёклы». |
|
Упражнения для развития пальцев рук (1 мин.) |
Ребята, подготовим наши пальчики к письму. Мы капусту рубим (ритмичные удары ребром ладоней по столу), Мы капусту жмем (хватательные движения обеими руками). Перетерли (трут ладони друг об друга), Посолили (указательный и средний палец трутся о большой), И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу), |
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику. |
Минутка чистописания (2 мин.) |
Запишите в тетрадях число и классная работа. Игра «Найди пропущенную букву» м..рковь, п…мидор, …гурец, с…бака - Какой одинаковый звук пропущен в этих словах? - Какой буквой он обозначается на письме? - Спишите, продолжив закономерность ОоО о оОо о Какой предмет здесь лишний? Почему? - Прочитайте пословицу. «Не вырастишь овощей - не сваришь и щей». - Объясните ее смысл. |
Запись в тетради. Ответы учащихся: «Звук «О» - буква «О». Запись в тетради. «Лишний предмет собака, потому что это животное, а остальные предметы - овощи». Читают пословицу. Объясняют смысл пословицы. |
Открытие новых знаний (10 мин.) |
Работа со словарным словом «овощи». * Звуко-буквенный анализ слова: овощи / о – во – щи …б., …зв., …гл., …согл * Подбор однокоренных слов: овощной, овощная, овощевод. - А вы знаете, кто такой «Овощевод» |
Один ученик работает у доски, выполняя звуко - буквенный анализ слова.
Второй ученик работает у доски, подбирая однокоренные слова. Подготовленный ученик рассказывает о рабочей профессии овощевода. |
- Овощевод выращивает различные овощи, из которых мы готовим много полезных и питательных блюд. Послушайте стихотворение об овощном супе и запомните, какие овощи нужны для его приготовления (учитель читает стихотворение «Овощи» Ю. Тувима). Работа с предложениями. Дополнение предложений словами с опорой на текст стихотворения, воспринятого на слух. - Ребята, прочитайте название овощей на доске. Запишите предложение, вставив в него только названия трех любых овощей, о которых говорилось в стихотворении. Хозяйка сварила овощной суп из …, …, … . -Какие, еще овощи были в супе? - Кто назовёт все овощи, получит дополнительный предмет овоща в корзинку. |
Дети слушают стихотворение. Записывают предложение, дополняя его названиями овощей, перечисленных в стихотворении. Дети перечисляют овощи из стихотворения. |
|
Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз (1 мин.) |
Ребята ваши глазки устали пусть они отдохнут. Электронная физкультминутка «Спор овощей». |
Выполняют глазами движения, указанные в электронной физкультминутке. |
Первичная проверка усвоения новых знаний. Работа с учебником (5 мин.) |
Выполните упражнение по учебнику. Прочитайте задание к упражнению №21 на странице 10. - Что нужно сделать в упражнении? Выполним упражнение на доске и в тетрадях. |
Читают про себя. Один ученик читает вслух. «Составить предложения со словом овощи по схемам, подчеркнуть слова - родственники» Выполнение упражнения на доске и в тетрадях. Повторение правила. |
Физкультминутка (2 мин.) |
Выполнение движений с речевым сопровождением. «Мы картошку накопали (ходьба) Огурцы с гряды нарвали (приседания) Выдернули всю морковь (наклоны вперед) Срезали капусту ловко (махи руками «мельница») И в корзине от земли Вам в подарок принесли (руки через стороны вверх, потянуться, опустить руки)». А сейчас тихонько сели и продолжаем работу. |
Выполняют физкультминутку (выполняют упражнения за подготовленным учеником). |
Закрепление знаний (5 мин.) |
Работа с деформированным предложениями. На доске прикрепляется одно деформированное предложение. овощи. Мама купила (Из данных слов составить предложение, дополнить и записать его). |
Дети составляют, дополняют и записывают, предложение (один ученик работает у доски).
Мама купила вкусные и полезные овощи в магазине. |
Обобщение знаний. Игровой момент (2 мин.) |
Дидактическая игра Аукцион. Цель. Развитие умения распространять предложение. Оборудование. Деревянный молоточек. Ход игры. Учитель предлагает детям предложение из двух слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель, отстукивая молоточком, произносит: «Дополнение Игоря — раз, дополнение Игоря — два, дополнение Игоря — три! Предложение закончено». Игорь объявляется выигравшим. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется другим учеником, игра продолжается. |
Распространяют предложение из двух слов: «Дети помогают» по сюжетной картинке. |
Информация о домашнем задании (2мин.) |
Домашнее задание. Выполнить упражнение 23 с. 11. Прочитайте задание. - Как будете выполнять упражнение? |
Читают задание. «Записать ответы на вопросы, используя слова для справок». |
Подведение итогов урока и выставление оценок (1 мин.) |
-Ребята, какую информацию об овощах вы узнали на уроке? Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Ребята поднимите руки, кто собрал 3 овоща – ваша оценка «5»; кто собрал 2 овоща – получают «4»; а кто 1 овощ– «3», но вы не расстраивайтесь на следующем уроке у вас всё получится. Выставление оценок. |
«Все овощи полезные, в них содержится много витаминов». «Овощи выращивает овощевод». « Из овощей можно приготовить много полезных блюд». « Овощи можно выращивать у себя в огороде». |
Рефлексия (1 мин.) |
Ребята, поднимите ваши фишки, у кого сохранилось отличное, хорошее настроение до конца урока. Ну, а остальным желаю не унывать. |
Дементьева Ирина Михайловна
Картунен Светлана Андреевна