12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хуснуллина Ризида Гилязтдиновна723
Живя в гравитационном поле планеты, свойство которого - вниз тянуть, у учителя один только выход: растить потенциал - и творить! (с)
Россия, Башкирская респ., с. Шаран

Составление синквейна на уроках физики - технология развития критического мышления

Мы учителя, проработавшие в школе много лет, всё еще ищем новые методические приемы для повышения заинтересованности учащимися своего предмета.

В этом году я начала использовать приём технологии развития критического мышления в среднем звене. Начну с далека.

Я классная руководительница 7а класса, начинала с пятого. Как и любому предметнику, мне охота, чтобы особенно мои ученики, ученики моего класса любили, знали и понимали мой предмет. Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Их надо как то заинтересовать. Это сложно. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Если даже класс считается техническим, по законам коллектива половина в душе будут гуманитариями. Чтобы дети читали заданное, часто задаем на дом писать план параграфа. Получалось не всегда интересно.

Хотя я учитель физики, в душе остаюсь лириком. Люблю читать, и прозу, и стихи. (в детстве пробовала писать стихи, не совсем удачными, рифмы были так себе, поэтому предпочтение отдавала японским стихам хокку и танку)

​​​​​​​


Составление синквейна на уроках физики
PPTX / 584.83 Кб

Жизнь—вспышка во тьме,
Жизнь—пролетевшая пуля.
Оставишь свет или гибель—
Решай быстрее,
Ведь жизнь—мгновенье. (Сицуно Арисано)

Это стихи с огромным смыслом, и абсолютно без рифм. Раньше стихи вычитывала с книг, журналов, понравившиеся переписывала в записную книгу)

В эпоху коммуникационных технологий, основную информацию получаем через глобальную сеть Интернета. Как-то листая страницы интернета, читала хокку, благо их можно было находить в огромном количестве, столкнулась с понятием синквейн.

Что же такое синквейн?

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, как раз опираясь на любимые японскими стихи хокку и танка.

THE GRAND CANYON
By Zeus!
Shout word of this
To the eldest dead! Titans,
Gods, Heroes, come who have once more
A home!



Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о работе.

Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.


Работа

Ежедневная, обязательная

Улыбаться, готовиться, ругаться,

Работа источник жизни

Необходимость.



Мама

Ласковая, родная

Заботится, волнуется, воспитывает

Источник тепла в родительском доме

Вечная

В своей работе я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей отучащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ученик на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Физика.
Неизвестная , интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика всем нужна .
Наука .

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило, так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.


Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.

Закон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.

В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Давайте попробуем стать учениками и составить синквейн по такому физическому понятию, как термометр

Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.


(Отпуск)

Веселый, долгожданный,

Спать, отдыхать, купаться.

Каждый год необходим

Восстановление сил.


(Двигатель внутреннего сгорания).
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.

(Тепловое движение).|
Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.

Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги! И напоследок, вам еще одна танка:

Сотворяя мир,
Бог пролил звездный дождь.
В каждом из нас—звезда.
Какая-то сияет, какая-то меркнет, 
Но все же—звезда! 





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.