Проблема речевой агрессии дошкольников

6
3
Материал опубликован 10 February 2022


Семинар для педагогов

«Проблема речевой агрессии дошкольников»



Упражнение Восточный базар:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания „восточный рынок“? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля). Замечательно! Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться». Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок. «Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями». Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в упражнении.

Обсуждение:

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием? Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.) — Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?


Проблема, мотивы и виды речевой агрессии


Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей младшего возраста является весьма актуальной в современной психологии. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.

Исследованием агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Бэрон Р., Гульдан В.В., Ениколопов С.Н., Изард К.Е., Ратинов А.Р., Ричардсон Д., Ситковская О.Д., и др. Агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

В своем исследовании H.Л. Кряжева описывает поведение агрессивных детей так: «агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить свою маму, воспитателя, сверстников. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» А.А. Романов выделяет основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий, скрытость-открытость, частота возникновения агрессии, пространственно-ситуативные признаки, характер психических действий, степень социальной опасности.

По утверждению А.А. Романова, агрессия может принимать самые разнообразные формы и иметь разнообразие причин. Взрослому важно помочь увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте.

В дошкольном возрасте доминирующей формой проявления агрессивности является вербальная агрессия, а также — самозащитные и внешне обвинительные реакции на фрустрирующие ситуации мальчики отличаются более высоким уровнем агрессивности.


«Вербальную агрессию», психологии рассматривают, как форму поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как, посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

В словаре конфликтолога отмечается, как форма агрессивного поведения, в ходе которого для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и др. невербальные компоненты речи – как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций(угроза, проклятия, ругань).


В исследованиях отмечается, что основными мотивами проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут мотивы, связанные со следующими потребностями детей:

потребность в самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др.;

потребность в самореализации: возможная экспансия в чужое личностное пространство; стремление к достижению целей через ущемление интересов другого человека, нанесение вреда другим участникам ситуации общения и т.п.;

потребность в самозащите: стремление оградить себя от вербальной агрессии со стороны других участников речевой ситуации — осмеяния, унижения и т.п.


Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю) («Не мешай»), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит («Я тебя догоню, выброшу твою игрушку», и пр.)).

Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Словесная агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.


Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.


В исследованиях отмечено, что различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.


Отражающие проявления агрессивности дошкольника, можно отметить следующее:


1)показатели агрессивности в указанных возрастах характеризуются стабильностью;

2) внешне направленная агрессия рассматривается в этот период как способ защиты «Я»;

3)агрессивные проявления не мешают удовлетворительной социальной адаптации, ребенок с агрессивными проявлениями могут занимать как статусную позицию лидера, так и быть отверженными.

4) Проявления как частных форм агрессии, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессии на протяжении дошкольного возраста меняются, но уровни их выраженности практически совпадают.

5) Защита собственного Я осуществляется посредством открытого проявления агрессивности.

6)Успешность социальной адаптации не связана ни с одной из форм проявления агрессии.

7 Повышение агрессивности обусловлено стремлением к активному контактированию с окружающими, отрицанием групповых норм, правил и ценностей.

8) Агрессия выступает наиболее эффективным способом контроля за событиями и ситуациями в младшем школьном возрасте.

9)Тревожность как относительно устойчивая личностная характеристика связана с агрессивностью.

10)Проявления как частных, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессивности на протяжении дошкольного возраста изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения; но несмотря на отдельные всплески в рассмотренный критический период, агрессивность в возрасте младшего школьника мало отличается от агрессивности дошкольника.


Ю.В. Щербинина предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни:

Арлекин – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям.

Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид.

Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.


Причины возникновения речевой агрессии


Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом:

Биологический - определяет агрессию как врождённое, качество;

Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации.

Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:

психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;

ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);

у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;

вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);

пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;

ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.


Несмотря на то, что многие современные исследователи признают наличие у ребенка врожденной склонности к агрессии, очевидно, что формирования умения контролировать свое речевое поведение происходит чаще в результате социализации, которая начинается, прежде всего, в семье.

Разумеется, любые нормальные родители внушают своему чаду: "нельзя драться и обзываться", "надо уважать старших", "быть хорошим, послушным, добрым". Однако стереотипные коммуникативные установки современного "жестокого" социума ("наглость - второе счастье", "брать от жизни все", "доброта - проявление слабости и глупости"), негласное поощрение общественным сознанием вербальной агрессии как неотъемлемой части кодекса речевого поведения "современной", "сильной", "уверенной в себе" личности вынуждают взрослых напоминать ребенку и о том, что "надо уметь давать сдачи" и "быть лучше всех", чтобы "оправдать родительские надежды". При этом далеко не все мамы и папы, предпочитая не вникать в детские отношения, популярно объясняют, как именно и в каких случаях нужно "дать сдачи" и что "оправдывать надежды" не следует за счет других людей. В результате уже в детском саду воспитатель получает маленьких "наполеончиков", ни в чем не знающих отказа, привыкших быть в центре всеобщего внимания и не считаться с мнением окружающих. И поскольку каждый не может быть "лучше всех", неизбежны конфликты, ссоры, слезы.

Другая распространенная модель семейного воспитания, формирующая склонность детей к обидному, пренебрежительному общению, блестяще описана С. Михалковым в стихотворении "Лапуся".

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

Внучок, ляг, лапуся на бочок!..

Вполне закономерно, что результатом полного "сюсюканья" и лояльного отношения к грубости всеобщего любимца становится его непреодолимое желание делать "назло":

Я такое обращенье

ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Помимо этого литературного примера, вспоминаются также многочисленные реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции.

Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч - он попадет в лужу. "Чо, дурак что ли?!" - презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы "Разве можно ругаться?!" натыкается на недоумение "А что, скажешь умный?". Вполне очевидно, что механическое одергивание ("Так нельзя!", "Что ты говоришь!"), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лишь усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия. Получается, что во многих случаях детские "дурак" и "отстань" - результат отсутствия целенаправленного обучения этикетному общению, умению грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Наконец, достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его поступки ("Вечно ты…!", "Ты всегда …!"); потенциально обвиняя в то, что он мог бы сделать плохо, неправильно ("От него все можно ожидать!"); подчеркивая необходимость особого контроля за его поведением ("За ним нужен глаз да глаз!"); неоправданно расширяя область запретов ("Это нельзя, и то нельзя!"). В таком случае речевая агрессия ребенка выступает закономерной реакцией на недоверие со стороны взрослых и на страх наказания.

В результате возникает "замкнутый круг": добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать "назло". По данным психологических исследований, 29% всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответную реакцию на агрессию противоположной стороны.

Рассмотренные негативные модели семейного воспитания в сочетании с негативными особенностями темперамента (импульсивность, вспыльчивость, упрямство) способствуют развитию склонности у ребенка к речевой агрессии.

Однако даже если родители успешно контролируют речь своих отпрысков, то почти в любом детском коллективе все равно, так или иначе, формируется отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка. Общеизвестно, что для детских взаимоотношений характерны "дразнилки", издевки, жесткие шутки, соревнования в словесной изощренности, игра "кто кого переспорит", завешивание словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т.п. Речевая агрессия выступает здесь весьма действенным инструментом повышения самооценки ("Ты хуже меня - я лучше тебя"); демонстрация лидирующей позиции ("Я могу позволить себе сказать то, чего не можешь ты"); укрепление авторитета в группе сверстников ("Я заставлю тебя подчиниться, даже если ты этого не хочешь").

Кроме того, одной из общесоциальных причин тотального распространения речевой агрессии в современном мире является пропаганда тех или иных ее форм в современных СМИ, прежде всего на телевидении.

Во-первых, можно заметить, что последние семь-десять лет масс-медиа негласно культивируют т.н. "инвектизацию речи" - неоправданное употребление бранных слов и выражений - при явном снижении общественного контроля. "Если "плохими словами" ругается любимый певец или мультяшный персонаж, почему бы не ругаться и мне?" - вполне логично заключает юный телезритель.

Во-вторых, поощрению и даже открытому насаждению агрессии слова, притуплению способности к эмпатии и адекватной оценке конфликтных ситуаций способствует экспансивная реклама, популярность жанров боевика и триллера в современном кинематографе с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише, а также видеоигры и музыка агрессивной направленности.

Между тем установлено: "люди, смотрящие телевизор не менее 4 часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора 2 часа в день или меньше"; что телевидение оказывает более разрушительное воздействие на сознание и подсознание детей первых трех-пяти лет жизни. Не мудрено, что дошкольник выражает настойчивое желание быть "крутым, как Бэтман", и разговаривать с обидчиком так же "по-мужски", как делают это герои блокбастеров.


Отдельно следует сказать и о роли взрослых в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладевать умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для каждого цивилизованного человека. Между тем, как показывают различные исследования, речь окружающих ребенка людей иногда демонстрирует перенебрежительно-грубое или повелительно-покровительственое отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях ("Рисуешь как курица лапой!"; "Сколько можно повторять?!"; "Как вы меня достали!"); грубых требованиях ("Закрыли рты!"; "Живо мыть руки!"); уничижительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах ("Поставлю в угол!"; "Считаю до трех…").

Однако именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще - т.н. "дидактогенный невроз", который, по некоторым неофициальным данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что агрессия взрослого направлена не на их поведение в конкретной ситуации ("Сейчас ты поступаешь неправильно"), а непосредственно на них самих ("Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный"). Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу "Пусть ненавидят, лишь бы боялись", во-первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принцип бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что, с одной стороны, неумение взрослого управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, также не достигает воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения


Приемы контроля над агрессией и способы реагирования


Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим те из них, которые применимы в общении с дошкольниками.

Прямое порицание - самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат - вызвать у детей грубый отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод - единственно возможная реакция взрослого на однозначно неприемлемые поступки. В последнем случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме - с обязательным использованием необходимых форм вежливости, например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает её, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Механизм действия этого метода достаточно прост: "он мне - слово, а ему десять". Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой "последнее слово". Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания).

Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.


Можно выделить три формы переключения внимания, наиболее эффективные в системе контроля над речевой агрессией дошкольников.

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Пример такой игры для старших дошкольников - "Куда села муха?".

Предложите ребенку принять удобную позу, расслабится; нарисуйте на листке бумаги крупную сетку (3*3 клеточки) и в одной из них "муху" и скажите детям, что муха "летает" в сетке. Для этого медленно говорим (но ничего не рисуем), например: муха перелетела на одну клеточку вверх, затем - на две клеточки вниз, потом - на одну клеточку вправо. Где села муха? Ребенок отвечает: в правом нижнем углу. Более сложный уровень - выполнение задания с закрытыми глазами.

Тренинги на узнавание различных, в том числе и отрицательных эмоций - работа с мимическими масками, фотографиями ролевые игры с заданиями изобразить эмоцию: "Как боится заяц", "Как злится лев", "Как хвастается мышонок".

Инсценирование и обсуждение конфликтных ситуаций с целью обучения детей самоконтролю над речевым поведением.


Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны личности ребенка, в определенной ситуации взрослый актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ "подзадоривания"). Возможные формы таких высказываний: напоминание; выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением; выражение разочарования.

Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы, поощрения ("Хорошо!", "Молодец!", "Умница!"); обращение к прошлым успехам детей ("В прошлый раз вы отлично поработали!"); выражение согласия, поддержки ("Мне нравится, как Миша выполнил это задание"; "Полностью с тобой согласна!"; "Отличный вопрос!"); цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.

Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение детей дружески равноправным. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы убирал игрушки кто угодно, только не ты?", "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?", "Представь себе, что оказался на месте…" и т.п.

Юмор, шутка. Установлено, что юмор не совместим с явной агрессией, и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка - весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию (антипример: "Ребята, вы смотрите спектакль: Миша пытается завязать шнурки!").

Красноречивое молчание - молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод - в зависимости от индивидуальных способностей ребенка и степени выраженности агрессивных словесных проявлений - хорошо сочетается с последующим порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.

"Выпустить джина" - не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим "окультуренным воспроизведением" (Н.Е. Щуркова) - перефразированием в более конкретной форме ("Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то"; "Наверное, ты имел в виду…"). Преимущества: "последнее слово" всегда будет за взрослым; возможность разрядки эмоционального напряжения; наличие время для обдумывания ответной тактики общения.

"Если не можешь чему-то противостоять - возглавь это". Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведение его до высшей точки или в утрировании до абсурда ("Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!… Еще…"). Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нем самого взрослого вызовут удивление, смущение детей - и негативные реакции утихнут сами собой; либо страсти усилятся и, дойдя до критической "точки кипения" изживут сами себя.

Частичное согласие (Метод "Да, но…") - внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Хорошо, мы пойдем в цирк! Но сначала ты съешь кашу и уберёшь игрушки"; "Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать. Договорились?"; "Да, Сережа поступил плохо - он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него машинку! Так что вы оба виноваты и должны помириться ".

Привлечение "союзников" - заручится реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников знакомых или просто оказавшихся радом людей как "группой поддержки". Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тетя смотрит!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя… Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!".

Апелляция к жалости - при оценки конфликтной ситуации акцентировать внимание не на поступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, стыд, дискомфорт). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста".

Самонаказание - предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за…"; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?". Можно даже заранее в игровой форме, но самым серьезным образом предложить ребенку, группе составить "список" таких самонаказаний и правил общения и далее следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний; не должно быть наказаний трудом; не должны унижаться достоинство, личность ребенка.

Убеждение - прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение: не разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) - лучше корректно напомнить ("На эти слова я могу обидеться"; "Мы же знаем, что это плохо"); не морализировать отвлеченно ("Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей"); не убеждать не доступном ("На занятиях всегда надо сидеть молча", "Никогда не надо ни с кем спорить"); не повышать тон и не говорить пафосно ("Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!").


В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию детей необходимо помнить:

Во-первых, взрослые должны не требовать от таких детей чего-либо, а просить. Возможно мягкое физическое манипулирование (взять за руку).

Во-вторых, использовать поощрение за выполнение определенных правил и наказания за их невыполнение. Наказание будет иметь эффект только тогда, когда сам ребенок считает, что заслужил его.

В-третьих, разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Доброжелательный тон взрослого поможет ребенку не проявить агрессии.


Но прежде всего к таким детям важно проявлять терпение, внимание к его нуждам и потребностям, постоянно отрабатывать навыки общения с окружающими.


Если агрессия является выражением гнева, психологи выделяют применение разнообразных стратегий и воздействия:


1. Обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;


2. Развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);


3. Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманистическом подходе). В результате этих действий проходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.



Профилактика речевой агрессии


Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения.


Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.


Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.


При этом не следует:

-морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т.п.;

убеждать в неосуществимом:

-"Никогда не надо ни с кем спорить";

-повышать тон и говорить излишне пафосно: "Сергей, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением! ".


Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, не справедливую оценку, ошибочное мнение?


Выделяют основные жанры и конкретные этикетные средства, направленные на предотвращение речевой агрессии.

Так, часто ложные представления о достоинстве ("просить прощение у ребенка унизительно"), эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правым ("я же старше!") приводят к тому, что извинение звучит в речи взрослого гораздо реже, чем это необходимо. Между тем именно извинение способно быстро изменить общую установку общения - от разобщения, отчуждения, враждебности к применению, единению, достижению согласия ("Извини, пожалуйста, я была не права!"; "Прости, взрослые тоже могут ошибаться"; "Давай мириться").

Русский речевой этикет предпологает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса ("Может быть, ты все-таки постараешься?…"; "Стоит ли ругаться?"); употребление сослагательного наклонения ("Хорошо бы нам …"); использование не очень сложного намека ("Мне трудно говорить с тобой в таком тоне"; "Вы мне сегодня что-то совсем не нравитесь"; "Тебя так разговаривать научила Баба - Яга?" - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как её обоснование - разъяснение, для чего нам необходимо выполнение какого-то действия. Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным (сравните: "Пожалуйста, не размахивай руками за столом - воспитанные дети так себя не ведут!" и "Пожалуйста, не размахивай руками за столом - иначе горячая чашка опрокинется тебе на колени").

Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы - более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных. Важно постепенно обучать детей осознанному употреблению и пониманию эвфемизмов, овладению основными приемами эвфемистических замен: использованию описательных оборотов речи, перефразирования (например, "человек, который поступил неправильно" вместо "дурак"); употребление слов с не- (например, "неправда" вместо "вранье"; "не разговаривай" вместо "заткнись").

Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки ("Ты поступил непорядочно"; "Мне плохо, когда вы говорите такие слова"); использование приема "смена адресата" - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (например, "Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то…").


Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:

обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии;

обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой;

отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях;

формирование позитивных качеств личности.


В завершении темы агрессии в речи дошкольников предлагаю послушать восточную притчу, которую, можно рассказать детям.

Жила - была невероятно злая и очень ядовитая Змея. Однажды она повстречала доброго Myдреца, который посоветовал ей перестать обижать людей. Змея утратит свою злобность и решит жить в мире со всеми. Слух о том, что Змея сделалась неопасной, дошёл до людей. Они стали издеваться над доброй Змеёй: оскорблять, насмехаться, бросать камни, таскать за хвост... Змея пожаловалась Мудрецу, но тот ответит «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдание и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Мораль этой притчи достаточно проста, наверное, невозможно полностью устранить агрессию из повседневного речевого общения, ведь всегда найдутся люди, которые используют удобный случай «дёрнуть нас за хвост». Однако необходимо, следуя совету Мудреца, научиться контролировать, сдерживать, предотвращать агрессию слова, избегая при этом грубости, бестактности, ответной агрессии.

Это достаточно сложная, но вполне посильная задача для каждого человека, которому небезразлично отношение к Слову.


Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова - одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.


К тому же важно отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.


Использованная литература:

Банщикова Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 186 c.

Вербальная агрессия у детей дошкольного возраста http://imteacher.ru/stati/verbalnaja-agressija-u-detei-doshkolnogo.html

Волкова Е.В. Скажем "нет" агрессии! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.

Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. - 172 c.

Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя: Дис. ... канд. психол. наук - Екатеринбург, 2005. - 197 c.

Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет. доме и в семье): Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 165 c.

Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.

Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43.

Заостровцева М.Н. Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2003. - 227 c.

Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - 182 c.

Калинина Е.А Типичные психологические проблемы дошкольников http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5654

Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1997.

Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2002. - 170 c.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1998. - С.483-531.

Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.

Почему ребенок ругается? Формы агрессии у детей http://puzkarapuz.ru/content/1808

Рахматшаева В. Агрессивны - потому что несчастны // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246.

Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.

Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.

Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 187 c.

Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 300 c.

Щербинина Ю.В. Проблемы речевой агрессии в общении школьников // Возрастное коммуникативное поведение. Воронеж, 2003. Вып.1.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень актуальная и интересная тема. Спасибо большое!

10 February 2022

Полностью согласна!

10 February 2022

Спасибо!

11 February 2022