Агрессия у младших школьников
АГРЕССИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шамшиева Татьяна Игоревна
2021г.
По мнению Л.С. Выготского, изначально, с момента своего появления на свет, ребенок включен в непрерывный процесс общения и является активным субъектом социума. Речь, будучи ведущим средством общения, возникает из потребности на определенном этапе развития ребенка коммуникативной деятельности. Привитие культуры речи молодым носителям национального достояния – это одна из важнейших целей воспитания будущего гражданина любого государства. Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.
Однако в настоящее время очень значима проблема речевой агрессии младших школьников.
Речевая агрессия у детей - ситуативные, эпизодические, выборочные «вспышки» гнева, грубости, дерзости в конкретных условиях общения («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье» и т. д.). Рост агрессивных тенденций вызывают обеспокоенность родителей и педагогов.
Каковы причины речевой агрессии у детей?
Формирования умения контролировать свое речевое поведение происходит в результате социализации, которая начинается, прежде всего, в семье. Детская речевая агрессия возникает как «ответ» на неблагоприятные биологические, психологические, семейные и другие социально-психологические обстоятельства, что и искажает образ жизни детей и препятствует осуществлению эффективного речевого общения: затрудняет обмен информацией, восприятие и понимание собеседниками друг друга. Ребенок с раннего возраста воспринимает речевую агрессию как должное, и считает ее нормой речевого общения.
Одной из важнейших причин речевой агрессии – это современные компьютерные игры, телепередачи и мультсериалы, вульгарная реклама, американские боевики и отсутствие контроля за просмотром теле передач со стороны родителей. Если же провести опрос среди родителей и попытаться узнать, что могло вызвать у ребенка агрессию в речи, то одни в ответ станут пожимать плечами, другие расскажут о дурном влиянии друзей, сверстников. В итоге в более откровенной беседе оказывается, что большинство детей регулярно играют в компьютерные игры или смотрят западные мультсериалы.
Мы провели опрос среди детей в начальной школе. Каждый ребенок должен был ответить на вопрос: «Какие мультики ты смотришь и чем они тебе нравятся?». Вот некоторые ответы:
Марк, 9 лет: «Я смотрю «Футураму». Один из главных героев там - одноглазый циклоп, и есть еще один без мозгов. Они там все ненормальные! А матершинные слова я не слушаю. Там таких слов очень мало».
Саша, 9 лет: «А мы дома часто смотрим «Южный Парк». Это интересный мультик. В нем много классных моментов. Как раз вчера смотрел про то, как разбирались мальчишки с тупыми девчонками».
Вика, 9 лет: «Дома каждый день я смотрю диснеевские мультики и японские. В японских мультиках прикольные персонажи. Много крови. Страшно ли мне? Нет, я не боюсь».
Вы только представьте, вся эта «грязь» после просмотра мультфильмов остается в душах наших детей, а со временем становится нормой. Поэтому современные учителя уже не удивляются тому, какие слова используют дети в своей речи. Им часто приходится слышать и нецензурную лексику, слова унижения из взрослой маргинальной жизни. И в основном дети черпают это из телевидения и интернета, переполненных агрессией из-за отсутствия цензуры.
В своей статье мы хотели бы порекомендовать родителям:
Подбирайте мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и индивидуальными способностями к осмыслению мультматериала.
Обсуждайте с ребёнком увиденное в мультфильме, комментируйте нравственную сторону поступков героев, объясняйте в доступной для ребёнка форме, что хорошо, а что плохо, и почему, давайте пояснение основной морали мультипликационного произведения.
Старайтесь частично заменить просмотр мультфильмов совместным чтением детских книг.
Контролировать своё поведение и речь. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и злиться на отсутствие сообразительности при выполнении домашнего задания или на отсутствие ловкости во время завязывания шнурков. Но иногда нужно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев. Также необходимо учитывать личные особенности и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, корректность оценок, умение прощать ошибки ребенка, признание их права на собственное мнение.
Список литературы
Берковитц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. [Текст] М.: Владос, 2010. 512 с.
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. [Текст] / С.Н. Ениколопов //Прикладная психология. [Текст] – 2010. –С. 61 – 71.
Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. [Текст] – СПб.: Речь, 2011.– 136 с.
Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. [Текст] СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодаления.Учеб. пособие. [Текст] - М.: Флинта, 2012.
Яковлева Е.А., Хафизова Г.Р. Дразнилка как особый жанр детского творчества. [Текст] // Интегративные процессы в педагогике и психологии: традиции и инновации: Материалы всероссийской научной конференции. 11 апреля 2013 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013, с.38-40.