Проявление перфекционизма у одарённых детей.

 

    Всем известно, что одаренных детей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Для многих одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства, т.е. перфекционизм. Понятие "перфекционизм" пришло к нам из латинского языка: perfectus – "абсолютное совершенство" Это стремление все делать наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Хотя с первого взгляда такие устремления ребенка могут показаться завидными («старательный, целеустремленный – чего уж лучше»), на самом деле, дети с формирующимся перфекционизмом – не подарок для родителей. У таких детей возникают проблемы, которые им мешают жить и развиваться, а родителей нервируют.

    Исследованием феномена перфекционизма в психологии занимались в основном зарубежные ученые: П. Хьюитт (P. Hweitt), Г. Флетт (G. Flett), С. Блатт (S. Blatt), Б. Керр (B. Kerr), С. Петерс (S. Peters), Д. Бернс (D. Burns), С. Ингрем (Ingrem) Д. Хамачек(D. Hamachek), Л. Сильверман (L. Silverman) и отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева, І.А. Гуляс, В.А. Ясная, С.В. Воликова, А.М. Галкина, О.О. Лоза и другие. Также пер­фекционизм изучался в рамках работ, посвя­щенных изучению различных аспектов детской одаренности, психологических трудностей, особенностей воспитания одаренных детей. Некоторые авторы полагают, что перфек­ционизм изначально может возникать как адаптивная установка, однако в ходе жизни он становится деструктивным для множества людей (Гаранян, 2006).

   К. Дебровский положил начало изучению перфекционизма как черты одаренных людей.
Очень часто одаренный человек чувствует себя непол­ноценным, если не соответствует стандартам,
которые для себя установил, и если не делает всего возможного для того чтобы этим
стандартам соответствовать. По определению К. Такакс, высокая увлеченность одаренного ребенка делом может приводить к чрезмерному стремлению доводить любую работу до полного совершенства. Также было замечено, что взрослыми уделяется много
внимания выдающимся способностям и достижениям одаренного ребенка при отсутствии
доброжелательного отношения к другим положительным качествам поведения. В этом случае ребенок усваивает, что преуспеть - это единственная возможность заслужить положительное родительское вни­мание. Следовательно, человек становится перфекционистом не из любви к делу и не в силу собственных убеждений, а ради награды, будучи вынужденным постоянно доказывать взрослым свою значимость и заслуживать их приятие (Грачева, 2006).

    К сожалению, в отечественной психологии существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма CAPS (The Child and Adolescent Perfectionism Scale) и опросника AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) . Также необходимо отметить явный дефицит отечественных исследований детского перфекционизма. На отечественной выборке апробирован только один опросник MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) P.Hewitt и G.Flett. Он использовался для исследования перфекционизма у подростков. (Воликова, 2012)

    Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-пользователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей. (С.В. Воликова, 2012)

    Исследователи говорят о здоровом перфекционизме и патологическом (деструктивном). Первым заговорил об этом психолог Дональд Хамачек (Hamachek, 1978). Здоровый перфекционизм он называет нормальным, так как человек обнаруживает лидерские качества, высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности, т. е. имеет адекватный уровень притязаний. В ходе работы такой человек может испытывать легкую степень волнения и азарт; его внимание сконцентрировано на собственных возможностях и на способах достижения цели. Человек устанавливает себе высокие стандарты и труднодостижимые цели и при этом получает удовольствие от таких целей, а главное – от процесса их достижения. Желание добиться совершенства, стать лучшим проявляется в искусстве, в науке, в спорте. Тот, кто добивается успеха, получает высокое звание, к которому прилагаются слава, признание, денежное вознаграждение. В связи с этим у человека есть высокая самооценка.

    Второй вид перфекционизма Хамачек называет невротическим. Человек с невротическим перфекционизмом побуждается страхом перед неуспехом. У такого перфекциониста желание стать еще лучше, чем он есть, становится идеей фикс, поэтому он всегда неудовлетворен. В данном случае перфекционизм можно охарактеризовать как напрасное стремление к идеалу, недостижимому совершенству. Перфекционист-невротик, для того чтобы показать, что он заслуживает любви и всеобщего уважения, берет в качестве ориентира некий эталон, который не соответствует его потенциалу. Невротический перфекционист устанавливает для себя заведомо невыполнимые цели и стандарты и движется к ним не из удовольствия или амбиции, а из-за страха неудачи и отвержения. В ходе работы его внимание сфокусировано на собственных недостатках и мыслях о возможной ошибке, неудаче. Поэтому он не испытывает удовлетворения от сделанного, даже если сделано все превосходно. (Дёмина, 2014)

    Нормальный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки. Невротические перфекционисты так сильно озабочены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут перфекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям. Чрезмерное беспокойство по поводу ошибок, согласно Д. Хамачеку, заставляет перфекциониста стремиться к своим целям скорее за счет страха неуспеха и боязни разочаровать других, чем потребности в достижении. (Ясная, Ениколопов, 2007)

    Психологи утверждают что, перфекционист формируется под воздействием разных факторов. Прежде всего, это социальная среда, воспитание, образование, окружение. Следует отметить, что в современных условиях существует множество внешних факторов, провоцирующих формирование перфекционизма. Агрессивная реклама, массовая культура, СМИ, а также не в последнюю очередь всевозможные поп-психологические руководства насаждают нереалистичные и практически недостижимые эталоны образа жизни и поведения, которым подростки пытаются подражать.
Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, часто стоит искать в семье. Очень часто причиной желания детей всегда и во всем быть первыми кроется во влиянии родителей, которые с самого детства принуждают их к совершенству. Требуя от своих детей отличных отметок, примерного поведения и кучу разных достижений, они подталкивают детей на путь перфекциониста. Часто родители внушают своим детям, что нельзя ошибаться. Но они забывают о том, что прежде, чем человек научается делать дело хорошо, он проходит процесс обучения, в котором ошибки неизбежны. Без ошибок нет мастерства. Когда они ограничивают возможность своего ребёнка совершать ошибки, они ограничивают его возможность учиться и ребёнок растёт боязливым, трудно обучаемым. Старается заниматься только теоретическим обучением, так как в нём ошибки малозначительны. Когда дело доходит до практики, человек входит в ступор, так как помнит, что он часто совершает ошибки.

    Получается так, что даже если человек сам не хочет быть идеальным, воспитание не позволяет ему отказаться от привычек. Каждый родитель возлагает на своего отпрыска большие надежды, так как хочет видеть его успешным. Уже в раннем возрасте ребенок понимает, что материнскую любовь еще нужно заслужить. Чем? Хорошим поведением.

   С поступлением в школу успехами считаются только хорошие оценки, желательно «пятерки». Любая неудача вызывает порицание: почему «хорошо», а не «отлично»? Ребенок понимает, что только став медалистом, отличником или чемпионом, он заслужит родительское одобрение.

    Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех
пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. Таким образом, как предполагает S.Blatt , родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье. Соответственно, чтобы получить любовь и одобрение родителей, дети должны делать все безупречно. В этом случае любая неудача или ошибка связаны с риском неприятия родителями и потери их любви. Другими словами, для перфекциониста собственные оценки результатов деятельности неразрывно связаны представлениями о родительских ожиданиях и принятии (Ясная, Ениколопов, 2007)

  Психологи с опорой на многочисленные примеры отмечают, что перфекционистская ориентация начинает формироваться очень рано - как правило, еще в младшем школьном возрасте, а порой и того раньше. Решающими в ее возникновении выступают факторы семейного воспитания. Чаще перфекционистами становятся единственные дети, а когда детей в семье несколько, то тут наиболее уязвимы оказываются первенцы.

    Патологический перфекционизм, по мнению А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян, насыщает всю жизнь человека однотипными негативными переживаниями, среди которых можно обозначить постоянное сравнение своих действий с достижениями других людей, полный запрет на промахи и ошибки, любое несоответствие высоким стандартам, полное отрицание идеи постепенного движения вперед, концентрация на недостатках и игнорирование позитивного, страх несоответствия ожиданиям и стандартам (Холмогорова, Гаранян, 2001)

    Почти в каждом классе можно увидеть учеников, в которых есть характерные признаки перфекционизма:

самые незначительные промахи и ошибки считает признаком собственных недостатков;

большинство таких учеников живут по принципу«все или ничего»;

неуверенность в себе и своих способностях и как следствие заниженная самооценка и нерешительность и сомнения в правильности своих действий;

уверенность в том, что все вокруг должно быть идеальным;

страх критики и неодобрения со стороны родителей, учителей и одноклассников;

постоянное чувство тревоги и беспокойство по поводу возможных ошибок;

промедление т. е, иррациональное откладывание начала любого дела из- за страха возможной неудачи

    Самый главный и немаловажный признак перфекционизма – неспособность расслабиться и поделиться своими мыслями и чувствами. Дети, страдающие перфекционизмом, совершенно не умеют радоваться своим победам и достижениям. Я часто наблюдаю в классе с каким нетерпение эти ученики ждут свои оценки за контрольные работы и тесты, ну услышав свои оценки они лишь вымученно улыбаются и не испытывают чувство гордости за проделанную работу. Как только они достигают намеченной цели, она начинает казаться несущественной. Они начинают думать, анализировать, что бы они могли сделать лучше. Радости от победы нет. Это как в истории с Сизифом. Он катит в гору тяжелый камень, и как только достигает вершины, и, кажется, пришло время радоваться победе, камень снова скатывается вниз… причем в случае перфекциониста, он сам же туда его и толкает…

   Ещё один признак - это боязнь неудачи. «Как можно достичь идеала, если ты где-то проиграл?» — думает типичный перфекционист. Ему кажется катастрофой, если у него что-либо получится хуже чем у других, и он занимает позицию «если я не пытаюсь, то и не проигрываю».

   Болезненное осознание недостижимости совершенства нередко провоцирует человека и вовсе отказаться от позитивных устремлений. Школьник, вынужденный признать свою неспособность стать круглым отличником и первым учеником в классе, может и вовсе забросить учебу - уж лучше быть последним (своего рода совершенство наоборот!), чем не первым. В ход идут всевозможные механизмы психологической защиты - от прямого отрицания, избегания, рационализации до открытой агрессии в адрес преуспевших.

     Дети-перфекционисты:

избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;

акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;

ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;

принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;

обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;

впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;

не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.

  Чрезмерное стремление к совершенству часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих сверхвысоким требованиям), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять даже незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (т.к. отличные результаты надо постоянно подтверждать). Перфекционисты болезненно реагируют на любую критику, с трудом приспосабливаются к новым условиям; с окружающими людьми они нередко предпочитают не сотрудничать, а соперничать и соревноваться.  Рано или поздно все перфекционисты начинают испытывать чувство усталости, тревоги и безнадежности. Часты возникают различные проблемы со здоровьем на фоне хронического стресса и истощения: головные боли, слабость, обострения хронических заболеваний. На фоне постоянного напряжения весьма вероятно развитие невроза. Научными исследованиями подтверждено, что среди перфекционистов много людей, страдающих серьезными тревожными и депрессивными расстройствами.

  Родители и учителя должны быть осто­рожными, расценивая перфекционизм как нездоровый. Одаренные дети и подростки нуждаются в помощи родителей, учителей и консультантов психологов, чтобы понять, что желание высоких достижений, наличие стремления к совершенству, любовь к порядку и организованности могут быть позитивными. Обучение расставлять приоритеты, предоставление времени на исправление ошибок и расслабление и последовательность в своих увлечениях будут уменьшать стресс, который сопровождает нездоровый перфекционизм. Перфекционизм, который выражается в повторении попыток, ведет к успеху; перфекционизм, который заканчивается параличом, избеганием, тревогой, страхом и отказом, гарантирует неудачу. Необходимо помогать одаренным учащимся получать удовольствие от своих достижений и рассматривать препятствия как возможность чему то научиться; хвалить их за усилия больше, чем за стремление казаться «умным» или «талантливым»; поощрять их прикладывать свои усилия к тому, что их заботит больше всего, а не пытаться делать все одинаково хорошо. Этим взрослые могут поддерживать увлечения, прогресс и творческие достижения одаренных детей и содействовать их успехам. Школа слишком нетерпима к ошибкам, поэтому страх перед ними парализует одаренных детей, заставляет отступить перед трудностями, отказаться от своих стандартов, тогда как их стремления должны поддерживаться пониманием.

   Анализ литературы по данной проблеме показывает, что основная масса исследований перфекционизма проведена на взрослых людях. К сожалению, исследований, посвященных перфекционизму у детей, мало. Хотя эти исследования важны, так как перфекционизм связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности у детей, подростков. Перфекционизм также связан с суицидальными тенденциями у детей и подростков. Можно предположить, что если специалисты будут заниматься профилактикой или коррекцией перфекционистских установок, то это может способствовать снижению расстройств аффективной сферы и предупреждению суицидов среди детей и подростков.

    В школьном возрасте на первый план выходит проблема предотвращения перфекционизма, т. е. формирования здоровой мотивации и самооценки. Прежде всего педагогам и родителям не следует завышать уровень притязаний ребенка, ставить перед ним непосильные задачи. Не следует также делать некорректные сравнения ребенка со сверстниками, но следует разъяснять ребенку, что невозможно во всем превзойти всех. Важно также не отождествлять неудачу в каком-то деле с личностными изъянами ребенка. От неудач не застрахован никто, они – неотъемлемый элемент любой активности, в том числе и учебной деятельности. Важно научиться расценивать неудачу как указание на неприемлемость некоторого решения и необходимость поиска другого. Неправильный шаг подлежит прежде всего исправлению и лишь в отдельных исключительных случаях – осуждению, причем осуждению именно как неверное, недостойное действие, а не как свойство его совершившего (Ильин, 2011)

  По словам американского психиатра Дэвида М. Бернса, следует стремиться к успеху, а не к совершенству. «Никогда не отменяйте своего права на ошибку, потому что тогда вы потеряете возможность узнавать новое и двигаться вперед по жизни. Помните, что страх всегда прячется за перфекционизм. Противодействуя своим страхам и позволяя себе быть просто человеком, вы можете, как это ни парадоксально, стать гораздо более успешным и счастливым».

 

 

Библиографический список

1.Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31.

2.Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г.Флетта // Психологический журнал. 2006. N 6. Т.27. С 73−80.

3.Воликова С. В. Современные исследования детского перфекционизма. Социальная и клиническая психиатрия 2012 №2 С. 94-99

4. Демина А.А. Психологический формат изучения проблемы перфекционизма [Электронный ресурс] / А.А. Демина // Журнал SCI-ARTICLE.RU. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://sci-article.ru.

5..Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы. Вопросы психологии. 2007, 4, 157-167.

6.Ильин Е.И. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.И. Ильин. – М., 2011. – 224 с.

7. Кузнецова О. Н. Перфекционизм как феномен развития личности современного школьника Вестник КГУ им Н. А. Некрасова, Том 13 , 2007
8.Степанов С. Легко ли быть безупречным? // Школьный психолог - 2004. - № 10. 140 Вестник КГУ им Н А. Некрасова, 2007, Том 13

9.Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48

10.Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Статья очень заинтерисовала, спасибо! Буду теперь просматривать материалы по данной теме в разных источниках, еще раз спасибо!

25 April 2019