12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Октябрина361
Россия, Тамбов
1

Статья «Особенности формирования операций звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР»

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза
у детей старшего дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим недоразвитием

Кадулина А.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г Тамбов

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано со многими факторами и для решения этой злободневной проблемы обществу необходимо затратить, как материальные ресурсы для создания особых условий для таких детей, так и интеллектуальные в виде кладези знаний и многолетнего педагогического опыта отечественных и зарубежных деятелей. Уровень образованности населения страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере. Учитывая постоянного увеличения числа дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи, проблема формирования у них звукобуквенного анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии.

Проблемой детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [6], Г.А. Волкова [2] и другие ученые. Огромный вклад в работу по роботе над формированием звукобуквенного анализа внесли Е.В. Колесникова, И.Р. Лалаева и многие другие педагоги /

В работах Р. Е. Левиной говорится о том, что узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ [5] .

Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематических процессов, подготовку к обучению грамоте на это указывали в своих работах Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова.

По мнению М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний [1].

Как считает Р.И. Лалаева, недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространёнными будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (стог- «тог»), пропуски гласных (кошка- «кшка»), перестановки букв (окно - «коно»), добавление букв (банан- «бананан»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан - «ката»). Необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению [1].

Готовность к языковому анализу и синтезу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.

Таким образом, мы охарактеризовали особенности в формирования операций звукобуквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, выделили основные виды ошибок при нарушении фонематических процессов. Для успешного преодоления фонетико-фонематического недоразвития необходимо работать не только над коррекцией звукопроизношения, но и над формирование фонематических процессов, а также подготовкой к обучению грамотой.

Литература

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Сп.б.: Детство – пресс, 2005.

Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004.

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сп.б., Москва: САГА: Форум, 2006.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: Владос, 1993.

Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. Курск: КГУ. 2017 № 44. С. 54-59.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.