Занятие «Ружьё и сердце» (коррекция проявлений физической и вербальной агрессии среди детей 6-10 лет)

2
2
Материал опубликован 25 December 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кейзесская средняя школа Седельниковского муниципального района

Омской области

Коррекционно-развивающее занятие 
 «Ружьё и сердце» 
 Составитель: педагог-психолог Лесина В.Н. Кейзес, 2017 
 Цель: коррекция проявлений физической и вербальной агрессии. 
 Целевая аудитория: дети 6-10 лет. 
 Форма реализации: сказкотерапия с элементами арт-терапии. 
 Кадровое обеспечение: педагог-психолог. 
 Материально-техническое обеспечение: просторное помещение, столы, стулья, гимнастические коврики или маты, музыкальный проигрыватель, диск с релаксационной музыкой, мягкая игрушка, бумага, фломастеры, краски, кисти.
Количество участников: 10-15 человек 
 Продолжительность: 1 час. 
Список используемой литературы:
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб 2006. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб 2006. Клюев Е.В. Сказки на всякий случай. - М.: Слово, 2003. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. Речь; М.: Сфера, 2008

Ход занятия.

Вводная часть

В начале занятия дети располагаются за столами, где уже приготовлены принадлежности для рисования. По возможности столы необходимо расположить отдельно друг от друга, чтобы исключить эффект подражания и копирования рисунков.

Ведущий приветствует участников, представляется и рассказывает, что им предстоит необычное «сказочное» занятие.

Озвучиваются основные правила поведения на занятии: не ходить по коврикам в обуви, не драться и не обзываться, внимательно слушать друг друга и не перебивать, когда говорят другие, с уважением относиться к чужому мнению, а также право обезопасить себя и не говорить на неприятную для ребёнка тему.

Затем, предлагает познакомиться, для чего дети по очереди, передавая друг другу мягкую игрушку, называют своё имя и свои любимые сказки.

После процедуры знакомства детям предлагается запомнить своё место за столом и переместиться на коврик. Это делается для того, чтобы после прослушивания сказки не создавать суету в связи с выбором мест.

Погружение

Цель: погружение в расслабленное состояние и настройка на восприятие сказки.

Под расслабляющую музыку участники лежат с закрытыми глазами. Ведущий спокойным, плавным выразительным голосом читает следующий текст: «Сейчас у вас будет возможность расслабиться, отдохнуть и послушать сказку. Не открывайте глазки, пока я не скажу. Сейчас и до конца занятия мы молчим, чтобы не отвлекать остальных. Расположитесь поудобнее, чтобы можно было потом не ворочаться. Не надо пытаться заснуть. А сейчас слушайте мои слова.

Твоё тело начинает медленно расслабляться. С каждым произносимым словом каждый мускул тела всё больше наполняется покоем и приятной вялостью.

Ты чувствуешь, как расслабились твои ручки… они стали тёплые, мягкие. Ты расслабляешься и отдыхаешь. Твои ноги теплеют и тяжелеют…Твоё дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет лёгкие и просто покидает их. Сердце бьётся чётко, ритмично... Дыхание ровное, спокойное…

Ты слышишь только мой голос…

Больше тебя ничего не беспокоит, не отвлекает…

Тебе тепло, уютно, комфортно…

И теперь, когда ты совершенно спокоен, совершенно расслаблен, я расскажу тебе одну историю…

Ничто больше не привлекает твоего внимания, кроме моего голоса… кроме истории…

Слушай…

Я начинаю рассказ…»


 

Сказка «Ружьё и сердце» Евгений Клюев

Текст сказки читается живо, выразительно «по ролям», с яркими интонационными выделениями ключевых моментов.

- Э, нет, так не годится, дружок, - сказала мама, отбирая у малыша плюшевого медвежонка. – Нельзя так тянуть медвежонка за голову: ему больно.

- Можно – он плюшевый! И внутри у него опилки, - уверенно ответил Малыш.

У Малыша были губки бантиком, которые он немедленно надул: прервали на самом интересном месте! Вчера лучший друг сказал ему, что внутри у плюшевого медвежонка опилки… но как выглядят эти опилки, ни лучший друг Малыша, ни сам Малыш не знали. А знать было надо.

- У него внутри опилки! – Повторил Малыш в надежде, что мама тоже никогда не видела опилок и заинтересуется, какие они.

Но мама покачала головой:

- Нет, не опилки.

- А что?

-То же, что и у тебя, - вздохнула мама. – Сердце.

- Разве у плюшевых тоже есть сердце?

- Конечно, есть, только, разумеется, плюшевое. Сердце есть у всех, Малыш, запомни это.

И Малыш запомнил это – что сердце есть у всех. У плюшевого медвежонка плюшевое, у резиновой хрюшки – резиновое, у пластмассового зайчонка – пластмассовое, а у куклы по имени Соня – у неё, может быть даже такое же, как у него, Малыша.

Где-то Малыш слышал слова «сердце надо беречь». Теперь он понял эти слова: они означали, что внутрь – туда, где сердце, - лучше никому не заглядывать. Потому что сердце надо беречь!

На день рождения Малышу подарили Ружьё. Дуло у него из металла, и оно блестело.

- Привет, Малыш! – сказало Ружьё. – Пойдём, убьём кого-нибудь.

- Нет, - сказал Малыш. – Мне не хочется.

- Значит, ты не солдат, - разочаровалось Ружьё. – Если бы ты был солдат, тебе бы хотелось убивать.

- Но у всех же есть сердце, - ответил Малыш. – А сердце надо беречь.

Ружьё расхохоталось:

- Ха, вот глупости! Сердце есть не у всех, запомни это.

И Малыш запомнил. А Ружьё продолжало:

- У меня, например, нет сердца! А во-о-он плюшевый медведь. У него тоже нет никакого сердца, и сроду не было. И набит он опилками. Или заяц пластмассовый – он сделан из куска пластмассы: какое там сердце? Или резиновая свинья – в ней вообще ничего нет, одна пустота.

- А почему она тогда пищит, когда на неё нажимаешь?

- Просто из неё пустота выходит через дырку. Вот пустота-то и пищит… Когда мы их всех тут поубиваем – сам увидишь, что я не вру. Ну, пойдём!

- А мама? - вспомнил Малыш. – Она будет ругаться…

- Не будет! – воскликнуло Ружьё. – Поздно ругаться, когда никого в живых не осталось.

Тут Ружьё так красиво блеснуло и так звонко щёлкнуло затвором, что у Малыша даже голова закружилась. Но он всё равно сказал:

- Я хочу немножко подумать…

- Ну что ж, - вздохнуло Ружьё, - подумать, конечно можно. Но только… когда убиваешь, думать вообще-то ни к чему. Нужно делать вот так: пиф-паф-тррр! Пиф-паф-тррр! Ведь всё на свете только игра, Малыш! Запомни это. Всё на свете только игра.

Малышу пришлось запомнить. Теперь он помнил уже три вещи. Первая – что сердце есть у всех. Вторая – что сердце есть не у всех. Третья – что всё на свете только игра.

И тут малыш растерялся. Из того, что он запомнил, одно как-то не очень подходило к другому: все три вещи сразу в голове не помещались. Что-то определённо надо было выбросить из головы…Только вот что? Проще всего оказалось выбросить из головы мамины слова – о том, что сердце есть у всех. Так малыши поступил. Теперь он помнил только две вещи. Сердце-Есть-Не-У-Всех и Всё-На-Свете-Только-Игра.

А Ружьё блестело и щёлкало…

Тогда в ответ Малыш беспечно улыбнулся и крикнул:

- Ах, моё любимое Ружьё, пойдём скорее всех убивать! А если мама будет ругаться, мы и её убьём – подумаешь! Всё на свете только игра!

- Вот теперь я слышу слова настоящего солдата, - обрадовалось Ружьё. – Идём!

И они пошли

Пиф-паф-тррр! – плюшевый мишка вниз головой свалился на ковёр.

Пиф-паф-тррр! – пластмассовый зайчонок покатился в угол.

Пиф-паф-тррр! – кукла Соня закрыла свои глупые глаза.

После этого пиф-паф-тррр! Раздался негромкий хлопок: это хлопнула резиновая хрюшка, из которой в один миг вылетела вся её пустота. Малыш хотел было крикнуть «ура!» или «мы победили!», но заметил, как при хлопке что-то выпрыгнуло из резиновой хрюшки и упало к его ногам.

- Не обращай внимания! – крикнуло Ружьё. – Всё на свете только игра!

Но Малыш наклонился и поднял то, что выпрыгнуло из резиновой хрюшки. Оно было резиновым. Оно стукнуло у него в руках два раза – тук-тук – и затихло…

Выведение

Эта часть необходима для выхода участников из состояния погружённости и расслабленности. Речь снова становится спокойной и ровной, постепенно голос начинает звучать бодро

История закончилась. Я начну считать до трёх… с цифрой ТРИ ты выйдешь из состояния полной погружённости….

Тихо, не разговаривая ни с кем, ты встанешь, подойдёшь к столу, возьмёшь краски и начнёшь рисовать…

Рисовать всё, что тебе навеяла эта сказка… любой образ, любой цвет… любой рисунок, какой тебе хочется, какой тебе представился.

Помни: не разговаривая ни с кем, очень тихо… нужно нарисовать рисунок твоего настроения после этой сказки… Это очень-очень важно…

1 – погружённость уходит, тело лёгкое, веки лёгкие…

2 – всё твоё тело наполняется бодростью и новыми силами…

3 – глаза открылись, самочувствие отличное… полежи спокойно…

Выдохни поглубже… можешь встать и начать рисовать.

Рисование

В процессе работы происходит обсуждение рисунков индивидуально с каждым ребёнком, по необходимости проводится психокоррекция.

Примерные вопросы:

Что у тебя нарисовано?

Тебе понравилась сказка?

Как ты думаешь, Малыш хорошо себя вёл?

Что может ранить сердце? А словами можно ранить?

Чем закончилась сказка? Тебе понравилась концовка? А ты хотел бы её переделать? Ты можешь нарисовать свой вариант.

Как ты думаешь, как теперь будет себя вести Малыш?

Если на картинке присутствуют мрачные или агрессивные элементы (тучи, дождь, черепа, кровь и т.д.), необходимо уточнить у ребёнка, что изображено на его рисунке, какие чувства у него это вызывает, и как их можно изменить.

Обсуждение

По завершении работы желающим предлагается рассказать о своих рисунках в кругу, поделиться впечатлениями от сказки.

Упражнение «Сердце»

Цель: снятие эмоционального напряжения, завершение занятия.

«Сейчас мы с вами услышали в сказке, что сердце есть у всех, и с ним нужно обращаться бережно. У нас с вами тоже есть сердечки, вот, смотрите, я передаю вам своё. (Изображаем руками сердце). Покажите, как аккуратно вы умеете обращаться с чужим сердцем. Передайте его по кругу…

Вот оно и вернулось. Спасибо вам! И не забывайте, что сердце есть у всех».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Занятие хорошее! Но я считаю, что название сказки и тема занятия - это разные вещи, не прописаны задачи.

31 January 2018