Доклад на тему: «Социализация выпускников детских домов, оказание им социально-педагогической, психологической, правовой, медицинской помощи»

3
0
Материал опубликован 18 October 2017

Государственное образовательное учреждение Республики Мордовия для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ардатовский детский дом-школа»

Доклад на тему:

Социализация выпускников детских домов, оказание им социально-педагогической, психологической, правовой, медицинской помощи».

Подготовила:

Социальный педагог

Баранова М.Н.

2016г.

Постинтернатное сопровождение всех выпускников является важной и сложной задачей, стоящей перед обществом и государственными службами, занимающимисяорганизацией поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У выпускников, начинающих самостоятельную жизнь, очень много проблем. Этопризнается на уровне государства и в обществе.

«Воспитанникам детских домов необходима система социальной адаптации», отметил президент. «Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе».

Базовым законом РФ о защите прав лиц из числа детей-сирот является

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей». Именно в нем содержатся основные праваи гарантии для выпускников детских домов по касающимся их вопросам.

Выпускник детского дома находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным».

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:

1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений.

Возникает вопрос: каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов?

1. Это неопределенность их социального статуса. Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению.

2. Здоровье воспитанников. Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития.

3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми.

4. Формирование личности. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, то есть отношение к своему будущему. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

5. Усвоение норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Дети, воспитывающиеся в детском доме и обучающиеся в общеобразовательной школе, как правило, учатся на «3» и «4», а 18% не успевают по многим предметам. Интерес к учению проявляют лишь 45% воспитанников. По мнению самих воспитанников, их учебе мешают лень, недостаток знаний за прошлые годы, а нередко и просто нежелание учиться. По данным проведенных нами опросов, по окончании базовой школы (9-летка) продолжить обучение в школе, профессиональном училище или колледже желают до 90% воспитанников. В то же время свыше 9% респондентов не задумываются об этом. Большинство выпускников детских домов (60%) не считают уровень образования решающим фактором в жизни.

6.Уверенность в будущем. Доказано, что устремленность в будущее оказывает позитивное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Как показывают исследования, с уверенностью и оптимизмом в будущее смотрят лишь 13,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно столько же испытывают страх перед будущим или пессимизм. Многие дети – воспитанники детских домов (73%) сомневаются в том, что их жизнь сложится благополучно.

Это проявляется в  слабой адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены детского дома,  в начале их самостоятельной жизни.

Конкретной целью постинтернатного сопровождения является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной независимой самостоятельной жизни.

Задачи:

подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;

формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;

овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;

вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Формы и методы работы:

Кураторство, индивидуальное консультирование, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др.

ведение банка данных выпускников;

организация ремонта жилья для выпускников;

трудоустройство выпускников;

содействие в восстановлении связей с кровными родственниками;

реализация программ:

- по социализации и жизнеустройству воспитанников;

- по постинтернатной адаптации выпускников.

ежегодные встречи с успешными выпускниками (обмен опытом);

 помощь в оформлении документов (паспортов медицинских полисов, ИНН и т.д.), регистрации браков, социально-правовая защита выпускников. 

На текущий момент в банке данных о выпускниках нашего учреждения находятся сведения о 75 воспитанниках.

- обучаются в учебных заведениях –39 выпускника: 5 в ВУЗ,3 в НПО, 31 в СПО.

- закончили обучение, трудоустроены – 20 выпускников;

- служат в рядах Российской Армии –2 выпускника;

- неуспешные выпускники – 6 выпускников;

- по уходу за ребенком - 8 выпускников.

Опыт работы учреждения показывает, что покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, испытывают стресс и оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни.

Вступая во взрослую жизнь, некоторые сталкиваются с проблемой жилья, организацией быта, питания, обеспечением себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом; возникают проблемы с организацией свободного времени, получением медицинской помощи, созданием и сохранением собственной семьи и многие другие.

Выпускники знают свои права и льготы, механизмы их реализации, но у них не сформирована готовность к выполнению обязанностей, неотделимых от предоставляемых прав. Поэтому многие выпускники не платят квартплату, бросают работу и учебу, годами не оформляют необходимые документы, сформирована низкая готовность самостоятельно решать свои жизненные задачи.

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе, выпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении и оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

Поэтому необходимо, хотя бы первое время (2-3 года) после выхода из детского дома, оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

С целью успешной адаптации выпускников и подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, в детском доме сформирован банк данных выпускников с предоставлением сведений в органы опеки и попечительства муниципального района, в учреждения профессионального образования по месту учебы или по месту трудоустройства.

С воспитанниками детского дома проводятся мероприятия по профориентации, проводятся тренинги с воспитанниками выпускных классов по подготовке к самостоятельной жизни, ведется работа по привитию социальных навыков и социальных связей в повседневной жизни выпускников. Воспитанники участвуют в 16 Республиканском конкурсе молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий», принимают участие в выставке прикладного творчества «Мастерок» направленна на стимулирование трудовой и творческой активности воспитанников детских домов. Совместно с Центром Занятости Населения проводятся мероприятия по выбору профессий. Учебные заведения организуют «День открытых дверей» для воспитанников детского дома.

Выпускникам ежегодно вручаются памятки о государственных и общественных организациях, в которые они могут обратиться за оказанием помощи в трудных жизненных ситуациях, а также льготах и социальных гарантиях, установленных для указанной категории граждан. На каждого выпускника, находящегося на постинтернатном сопровождении, заведена социальная карта, в которой отражена вся информация о воспитаннике после выпуска и до достижения им 23 летнеговозраста.Совместно с органом опеки и попечительства ведется работа по оформлению необходимых документов (запросы, решения судов, акты о сохранности жилья, работа по взысканию алиментов, постановка на льготную очередь), а также оказывается иная правовая помощь.

Выпускники всегда находятся в поле зрения педагогов: как происходит их обучение, овладение профессией, а затем дальнейшее трудоустройство. Организуются встречи с выпускниками в детском доме, выезды в учебные заведения, общежития, где обучаются и живут наши выпускники, с целью решения текущих проблем выпускников.

Но, несмотря на множество положительных примеров из жизни выпускников, есть и те, кто бросают учебу и отбывают срок в местах лишения свободы, бродяжничают, злоупотребляют спиртными напитками.

Один из примеров: Выпускник нашего детского дома был направлен для дальнейшего обучения в ПУ №7 пос. Ромоданово, проучился 1,5 года, несмотря на наши усилия и усилия педагогов стал прогуливать занятия, употреблять спиртные напитки, бродяжничать. В результате, во время пьяной ссоры, нанес ножевые ранения человеку и теперь отбывает срок заключения.

1.Выпускница 2011г. Татьяна Воронцова забеременела. Молодой человек отказался на ней жениться, и девушка хотела отказаться от своего малыша. Неоднократно с директором, со специалистами органов опеки и попечительства выезжали к матери и ребенку, на тот момент они проживали у бабушки. Оказывали различную помощь: покупали вещи, необходимые ребенку, возили на прием в детскую консультацию. В итоге ребенок остался с матерью, девушка трудоустроена и вышла замуж.

Оказываем помощь выпускникам с ремонтом квартир, оформлением жилья.

Часто оказываем помощь в трудоустройстве выпускников.

2. Относительно, Костиной Натальи выпускницы 2012г., остро стоял вопрос об отчислении из МГУ им. Огарева, неоднократно выезжали в учебное заведение, общались с преподавателями, в результате усилий в она получила высшее образование.

3. Кусакину Юрию выпускнику 2009г., помогли с ремонтом жилья в р. п. Чамзинка.

4. У Алиевой Сони, выпускницы 2009г. были трудности с получением жилья, с помощью Саранского МВД и при содействии губернатора Самарской области, в итоге девушка получила квартиру.

5. Филиной Ольге, выпускница 2011г., помогали в восстановлении утраченных документов.

6.Михееву Дмитрию, выпускнику 2013г., помогли с трудоустройством на ОАО АСТЗ.

7.Пахритдинову Бахитеру, выпускнику 2013г., помогли в получении жилья.

Это только часть примеров оказанной помощи выпускникам, очень много консультативной помощи оказывается при личной встрече, по телефону и через социальные сети.

Благодаря квалифицированной посреднической помощи наши выпускники входят в русло нормальной жизни, взаимодействуют с социумом. Только включение их в систему отношений с ближайшим социумом, с родственниками, трудовыми и творческими коллективами может сформировать у них позицию, позволяющую им стать нужными другим, способными не только брать и потреблять, но и отдавать и созидать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.