Доклад на тему «Возможности народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности»
ДОКЛАД
на тему:
Возможности народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности
Выполнила:
Фаизова Н. А.
Екатеринбург
2017
В.А. Сухомлинский: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от того, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».
Народное творчество вбирало в себя самые гуманистические устремления и идеалы. Оно поднимало и развивало самосознание, выступало одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения народа. Народное художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.
В народном творчестве заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Его существование определялось выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных. Человек рассматривал художественное творчество, как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления. Народное творчество воспитывало примером, показом того, что, как, когда нужно делать. В этом заключалась его огромная нравственно направляющая сила. народа. Народное художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.
Народное творчество стало подлинной сокровищницей педагогической мудрости. Благодаря ней народ сохранял свою культуру, свои нравственные устои, накапливал, социальный опыт. Народное творчество выражало здоровую народную дидактику, народную философию, смысл жизни. Воспитательное влияние осуществлялось благодаря тем нравственно-этическим, морализирующим сентенциям и требованиям, которые в художественно-образной форме отражались в народном творчестве. Народное творчество воспитывало примером, показом того, что, как, когда нужно делать. В этом заключалась его огромная нравственно направляющая сила.
Народное творчество изначально концентрировало в себе крупицы коллективного опыта, коллективной мудрости. Опыт и мудрость выступали в данном случае как нравственно-коллективная сила, требующая следовать ей как общественной норме.
Так, например, педагогической особенностью фольклора является коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Нередко публика принимала самое активное участие в исполнении, отвечала на реплики персонажей, исполняла по ходу песни, некоторая часть зрителей непосредственно вела игру. Примерно такая же картина наблюдалась и при выступлении любителей, а затем на первых порах - самодеятельных исполнителей.
Естественно, что вовлечение в «действо» имело огромное организующее влияние на личность. Человек, овладевая художественно-исполнительскими приемами, одновременно овладевал нравственным, духовным, воспитательным опытом и тут же проявлял свое отношение к нему.
Смена исторических формаций также не могла не влиять на всю духовную, культурную жизнь народа. Происходили изменения, порой весьма значительные, в формах народного творчества, его социальной направленности и содержании, характере отражения действительности.
В нашем обществе сейчас нет такой системы эстетического воспитания, какая была в XIX - начале XX в. в крестьянской среде. Нет системы, которая влияла бы средствами искусства, как на формирование (в раннем возрасте), так и на развитие (в других возрастных группах) нравственных критериев и духовности человека в целом.
Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях (клубах, детских домах творчества), а завершается в средних и высших учебных заведениях.
Главной целью приобщения населения к народно-художественной культуре должно быть проникновение нравственно-эстетических начал народной художественной культуры в быт и главное - в сознание, в психологию. В связи с этим выделяют два направления:
1. Преследуют цель «обучения» - снабжение личности знаниями по народному творчеству (его видам, центрам, системам нравственно-эстетических ценностей, мастерам творчества, а также и по теоретическим вопросам судеб художественной культуры, перспектив ее развития).
2. Второе направление ставит цель не столько «обучить», сколько «приучить», т.е. помочь далее развить эстетическую потребность общения с народной художественной культурой.
Система должна быть построена таким образом, чтобы овладение художественными традициями могло осуществляться на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Нужно каждому человеку дать возможность, приобщившись к народному творчеству в формах восприятия, перейти затем в коллективы, где систематически происходит овладение народным творчеством на уровне воспроизведения, а затем - это особенно важно для творчески одаренных личностей - к формам индивидуальной работы на уровне творчества в сфере народной культуры.
Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
У детей художественно-творческая деятельность помогает формированию навыков социального восприятия, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующих наилучшему развитию личности ребенка. – универсальное средство в социальном развитии детей.
Виды работы с детьми в рамках их социализации многообразны, это могут быть: рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой, театральная деятельность.
Театральная деятельность – это использование жестов, мимики в заучивании стихов, упражнения на координацию, диалоги, кукольный театр – активное познание общепринятых сценариев поведения.
У детей нередким явлением является проявление агрессии – НХТ способствует увлеканию в процесс, заинтересованности ребенка и частично сглаживанию моментов агрессии.
Соединение сюжетно-ролевой игры с театральной деятельностью дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить группу. Ребенок приобретает благодаря такой деятельности уверенность в себе и своих силах, не испытывает чувство зависти, так как в какой-либо деятельности преуспевает.
НХТ – создание благоприятной почвы не только для социализации, но и для успешности в дальнейшей деятельности (музыкальные школы, хореографические коллективы). Дети становятся более внимательными, аккуратными, усидчивыми, терпеливыми, развивают способности взаимопомощи, накапливают социальный опыт.
Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды ”классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:
1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
- историко-культурный и экологической направленности; искусствоведческой, художественно-критической направленности Функции: выражение интересов масс, охрана памятников культуры
2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:
-конструирование, моделирование Функции: развитие творческих способностей, познание, созидательный труд
3. Самодеятельное художественное творчество:
-фолькор, этнографическая культура прошлого, массовая худ-я самодеятельность Функции: реализация эстетических потребностей, художественных способностей, сохранение и развитие традиций.
4. Естественно-научное самодеятельное творчество:
-краеведение, природоведение, изучение живой фауны Функции: экологическое просвещение, патриотизм
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
-туризм, альпинизм, легкая атлетика, гимнастика Функции: воспитание физ.культуры, оздоровление
6. Неординарные формы самодеятельного творчества:
-праздники, семейные традиции Функции: популяризация культурных ценностей, формирование культуры быта
Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей. Он с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.
В качестве особенностей развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте выделены: развитие знаковой функции сознания, творческого мышления и воображения, формирование ручной умелости, становление образной речи, развитие первоначальных умений создавать и воплощать замысел, развитие художественно-творческих способностей, освоение специфических выразительных средств изодеятельности и обобщенных способов изображения.
Дети не имеют совершенств в области психических процессов, что естественно. И учет особенностей необходим в организации развивающего обучения детей. В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества.(склонности и интересы).
Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и приземляет творческие стремления человека. Поэтому очень важно обращаться к подлинному народно-художественному творчеству, методам творческой деятельности, так как творческое развитие предоставляет ребенку возможность расширить сферу общения с накопленными человечество вечными ценностями, помогает взаимообогащению и взаимодействию национальных культур, оптимизирует процессы социализации и формирует всесторонне развитую личность.