«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
Чайные посиделки для младшего школьного возраста
«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
Цели:
- познакомить учащихся с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка и культурой чаепития;
-расширять кругозор учащихся и познакомить с традициями русского народа;
-создать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;
-пропаганда здорового образа жизни.
Ход занятия
1 Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!
2 Скоморох: Веселья вам да радости!
1 Скоморох: Давно вас ждём- поджидаем, праздник не начинаем!
2 Скоморох: А у нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко!
1 Скоморох: В гости всех мы к нам зовём,
И чайку мы всем нальём,
Сверху пар и снизу пар,
Вот он русский самовар!
Хозяйка: Спасибо Скоморохи за приглашение, присаживайтесь за стол. В старые добрые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделки. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего. Вот и мы собрались сегодня в нашей хате на весёлые посиделки «чайные». А кто из вас знает, как правильно заваривать чай? /ответы детей/ Вот мы сейчас и проверим.
Конкурс «Как правильно заваривать чай»
/Детям предлагаются листы, их нужно собрать в нужной последовательности/
1 Вскипятить воду
2 Ополоснуть заварочный чайник горячей водой
3 Положить чай в заварочный чайник
4 Залить чай на ¼ кипятком
5 Накрыть чайник и дать постоять 2-3 минуты
6 Залить чайник на ¾ кипятком
7 Накрыть чайник и дать постоять 10минут
8 Налить чай в чашку
Хозяйка: Всё то вы знаете! А вот какой бывает чай? /ответы детей/
Верно, чай по цвету бывает: чёрный, красный, зелёный и жёлтый.
По форме: крупнолистовой, среднелистовой и гранулированный.
У нас на столе разложены коробки из под чая, попробуйте их разобрать по сортам.
/кто-то из детей раскладывает, остальные проверяют правильность его действий\
Хозяйка: Ну что же, раз вы всё знаете, предлагаю ответить на вопросы викторины. Я вам задаю вопрос и предлагаю три варианта ответа.
Чайная викторина
1 Где и когда зародился обычай чаепития?
А. в России в 19 веке
Б. в Китае 5000 лет назад
В. в Индии в 17 веке
2 Как чай попал в Россию?
А. Его привёз царь Пётр 1
Б. Его подарили царя Романову
В. Его подарили Ельцину
3 Чай это…?
А. цветок
Б. дерево
В. Кустарник
4 Какую часть растения используют для приготовления чайного кипятка?
А. корни
Б. листья
В. Цветок
5 Почему чай прославился, как идеальный напиток для путешественников, моряков и охотников?
А. лучше видят
Б. лучше слышат
В. Чай снимает сонливость
6 Сколько можно использовать заварку?
А. 5 раз
Б. 2 раза
В. 1 раз
7 Из каких растений можно приготовить лечебный чай?
А. крапива
Б. мята
В. Полынь
Хозяйка: С вопросами вы справились, а сейчас я предлагаю испить по чашке чая и попробовать определить, какие травы или ягоды придают особый аромат и вкус чаю.
Конкурс «Определи на вкус, что добавлено в чай»
Хозяйка: Молодцы, ребята, все справились с заданием.
Скоморох: Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже чайные!
/дети исполняют частушки/
Частушки
На столе у нас пирог,
Сладкие ватрушки,
Пропоем мы под чаёк,
«Чайные частушки»!
Ишь ты, поди ж ты,
Что ты говоришь ты
Мы на чайных посиделках
Очень рады побывать
Только вы не забывайте
Чай нам чаще подавать!
Самовар поёт гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай!
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли?
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Хозяйка: Хорошо частушки пели, милые ребятки. Отгадать прошу теперь вас все мои загадки.
Каждой команде раздаётся по несколько примеров, решив их дети называют отгадку, сравнивая свой ответ с подсказкой на доске:
8+3+2+1-6-2= самовар - 2
2+5-1+3-4-2= чайник - 3
8-6+7-6+5-4= сахар - 4
6+9-5+2-4-3= чай - 5
10-4+3-2+3-4= бублик- 6
4+2+4-1-5+3= лимон – 7
Хозяйка: Ай, да молодцы, ребятки, разгадали все загадки! А теперь пора сплясать, свою удаль показать!
Танец «Кадриль»
Хозяйка: А, знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу?
Изобрели и изготовили самовар в Туле, более 300 лет назад. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Внутри самовара находится труба, в которую насыпают уголь или шишки. Для растопки их поджигают лучиной. У многих есть самовар и сейчас, но они электрические. У кого есть самовар? Вам нравится пить из него чай? (ответы детей)
С появлением самовара родился обычай – всей семьёй собираться за столом и за чаем обсуждать новости и семейные дела. А ещё на самоварах делала надписи, а какие вы сейчас отгадаете? (Детям раздают карточки с заданиями, они переставляют слова так, чтобы получилась пословица)
«Самовар кипит, уходить не велит»
«Где есть самовар, там и под елью рай»
Хозяйка: В старину, когда ещё не все знали, что такое чай и как его заваривают, случались курьёзные и смешные случаи. Вот послушайте одну из них.
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отраду не знаю, как проклятый чай варить.
Взял я всё, на скору руку. Чай я высыпал в горшок,
А в добавок перцу, луку и петрушки корешок.
На таган его поставил, раза два прокипятил.
И ещё для украшения сверху маслицем полил.
-Чай готов! Извольте кушать!
Снял я с барина пальто.
- Молодец умеешь слушать, похвалил меня за то.
Если будешь меня слушать, дам на праздник рублей пять.
Пять рублей большие деньги, на них можно погулять…
Слышу барин расходился, меня в горницу позвал.
В волоса мои вцепился и таскал меня, таскал…
Долго думал я старался, чем ему не угодил.
Наконец я догадался: я же чай не посолил!
Хозяйка: Я думаю с вами таких историй не случится, вы же знаете, как заваривать чай? А кто мне подскажет, без чего нельзя заварить чай? (без воды)
Давайте разделимся на 2 команды и посмотрим, кто быстрее из вас наберёт воды для чая.
Конкурс «Весёлые поварята»
Для конкурса нужны колпаки, фартуки, столовая ложка, ёмкость для воды.
Хозяйка: Молодцы! Настоящие поварята! Вам понравились наши посиделки?
Скоморохи: Чай мы пили, танцевали, очень многое узнали, но по-моему устали.
Наступает час прощания, будет краткой наша речь.
Говорим вам «До свидания», до приятных новых встреч!