«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

0
0
Материал опубликован 25 October

Чайные посиделки для младшего школьного возраста

«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»



Цели:

- познакомить учащихся с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка и культурой чаепития;

-расширять кругозор учащихся и познакомить с традициями русского народа;

-создать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;

-пропаганда здорового образа жизни.


Ход занятия

1 Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!

2 Скоморох: Веселья вам да радости!

1 Скоморох: Давно вас ждём- поджидаем, праздник не начинаем!

2 Скоморох: А у нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко!

1 Скоморох: В гости всех мы к нам зовём,

И чайку мы всем нальём,

Сверху пар и снизу пар,

Вот он русский самовар!

Хозяйка: Спасибо Скоморохи за приглашение, присаживайтесь за стол. В старые добрые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделки. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего. Вот и мы собрались сегодня в нашей хате на весёлые посиделки «чайные». А кто из вас знает, как правильно заваривать чай? /ответы детей/ Вот мы сейчас и проверим.

Конкурс «Как правильно заваривать чай»

/Детям предлагаются листы, их нужно собрать в нужной последовательности/

1 Вскипятить воду

2 Ополоснуть заварочный чайник горячей водой

3 Положить чай в заварочный чайник

4 Залить чай на ¼ кипятком

5 Накрыть чайник и дать постоять 2-3 минуты

6 Залить чайник на ¾ кипятком

7 Накрыть чайник и дать постоять 10минут

8 Налить чай в чашку

Хозяйка: Всё то вы знаете! А вот какой бывает чай? /ответы детей/

Верно, чай по цвету бывает: чёрный, красный, зелёный и жёлтый.

По форме: крупнолистовой, среднелистовой и гранулированный.

У нас на столе разложены коробки из под чая, попробуйте их разобрать по сортам.

/кто-то из детей раскладывает, остальные проверяют правильность его действий\

Хозяйка: Ну что же, раз вы всё знаете, предлагаю ответить на вопросы викторины. Я вам задаю вопрос и предлагаю три варианта ответа.

Чайная викторина

1 Где и когда зародился обычай чаепития?

А. в России в 19 веке

Б. в Китае 5000 лет назад

В. в Индии в 17 веке

2 Как чай попал в Россию?

А. Его привёз царь Пётр 1

Б. Его подарили царя Романову

В. Его подарили Ельцину

3 Чай это…?

А. цветок

Б. дерево

В. Кустарник

4 Какую часть растения используют для приготовления чайного кипятка?

А. корни

Б. листья

В. Цветок

5 Почему чай прославился, как идеальный напиток для путешественников, моряков и охотников?

А. лучше видят

Б. лучше слышат

В. Чай снимает сонливость

6 Сколько можно использовать заварку?

А. 5 раз

Б. 2 раза

В. 1 раз

7 Из каких растений можно приготовить лечебный чай?

А. крапива

Б. мята

В. Полынь

Хозяйка: С вопросами вы справились, а сейчас я предлагаю испить по чашке чая и попробовать определить, какие травы или ягоды придают особый аромат и вкус чаю.

Конкурс «Определи на вкус, что добавлено в чай»

Хозяйка: Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Скоморох: Мы за чаем не скучаем,

Мы частушки сочиняем.

Частушки не случайные,

Частушки тоже чайные!

/дети исполняют частушки/

Частушки

На столе у нас пирог,

Сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаёк,

«Чайные частушки»!

Ишь ты, поди ж ты,

Что ты говоришь ты


Мы на чайных посиделках

Очень рады побывать

Только вы не забывайте

Чай нам чаще подавать!


Самовар поёт гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.


Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.


Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай!

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!


Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли?

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка: Хорошо частушки пели, милые ребятки. Отгадать прошу теперь вас все мои загадки.

Каждой команде раздаётся по несколько примеров, решив их дети называют отгадку, сравнивая свой ответ с подсказкой на доске:

8+3+2+1-6-2= самовар - 2

2+5-1+3-4-2= чайник - 3

8-6+7-6+5-4= сахар - 4

6+9-5+2-4-3= чай - 5

10-4+3-2+3-4= бублик- 6

4+2+4-1-5+3= лимон – 7

Хозяйка: Ай, да молодцы, ребятки, разгадали все загадки! А теперь пора сплясать, свою удаль показать!

Танец «Кадриль»

Хозяйка: А, знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу?

Изобрели и изготовили самовар в Туле, более 300 лет назад. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Внутри самовара находится труба, в которую насыпают уголь или шишки. Для растопки их поджигают лучиной. У многих есть самовар и сейчас, но они электрические. У кого есть самовар? Вам нравится пить из него чай? (ответы детей)

С появлением самовара родился обычай – всей семьёй собираться за столом и за чаем обсуждать новости и семейные дела. А ещё на самоварах делала надписи, а какие вы сейчас отгадаете? (Детям раздают карточки с заданиями, они переставляют слова так, чтобы получилась пословица)

«Самовар кипит, уходить не велит»

«Где есть самовар, там и под елью рай»

Хозяйка: В старину, когда ещё не все знали, что такое чай и как его заваривают, случались курьёзные и смешные случаи. Вот послушайте одну из них.

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.

А я отраду не знаю, как проклятый чай варить.

Взял я всё, на скору руку. Чай я высыпал в горшок,

А в добавок перцу, луку и петрушки корешок.

На таган его поставил, раза два прокипятил.

И ещё для украшения сверху маслицем полил.

-Чай готов! Извольте кушать!

Снял я с барина пальто.

- Молодец умеешь слушать, похвалил меня за то.

Если будешь меня слушать, дам на праздник рублей пять.

Пять рублей большие деньги, на них можно погулять…

Слышу барин расходился, меня в горницу позвал.

В волоса мои вцепился и таскал меня, таскал…

Долго думал я старался, чем ему не угодил.

Наконец я догадался: я же чай не посолил!

Хозяйка: Я думаю с вами таких историй не случится, вы же знаете, как заваривать чай? А кто мне подскажет, без чего нельзя заварить чай? (без воды)

Давайте разделимся на 2 команды и посмотрим, кто быстрее из вас наберёт воды для чая.

Конкурс «Весёлые поварята»

Для конкурса нужны колпаки, фартуки, столовая ложка, ёмкость для воды.

Хозяйка: Молодцы! Настоящие поварята! Вам понравились наши посиделки?

Скоморохи: Чай мы пили, танцевали, очень многое узнали, но по-моему устали.

Наступает час прощания, будет краткой наша речь.

Говорим вам «До свидания», до приятных новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.