Внекласное мероприятие "За чаем не скучаем" в 1 классе.
Шимон Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Цели: расширять кругозор учащихся; развивать коммуникативные навыки; память, речь,
мышление; воспитывать культуру общения
Задачи: Познакомить учащихся с историей возникновения чая, с традицией русского
гостеприимства.
Оформление:
Плакаты "Чай кипит, уходить не велит", "Каковы гости, таков и пир" и др.
На сцене журнальный столик, оформленный как уголок для чаепития.
Оборудование:
*самовары, костюмы для инсценировок;
*посуда, угощение к чаю.
Ход праздника
Ученица.
Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем вам и рады.
Ученик.
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
Ученица.
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученица.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Учитель.
– Приятно выпить чашечку чая в дождливую погоду для хорошего настроения, в зимний вечер, чтобы помечтать о лете и просто так – для удовольствия, а встретив старого друга – для приятной беседы и светлых воспоминаний.
– А что такое чай? (Напиток, растение.) Слайд 2.
– Сегодня мы поговорим о таком привычном и знакомом нам напитке – чае.
– Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства, изменялись только формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменились заповеди гостеприимства, всегда по все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.
(Выходят ученик и ученица с хлебом и солью)
В народе по этому поводу составлено множество пословиц и поговорок.
– Давайте прочитаем их. (Гостю почет – хозяину честь. Хоть не богат, а гостям рад. Гость в дом – радость в дом...) Слайд 3.
Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Об этом обычае рассказывают многие сказки.
Все вы хорошо знаете вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена было подчиниться правилам гостеприимства.
Инсценировка.
Баба -Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?
Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты бы меня прежде накормила бы, да тогда и расспрашивай.
Баба-Яга Ивана Царевича накормила, напоила чаем, да и давай расспрашивать.
Учитель. И Баба-Яга, испив ароматного чая, подобрела, даже песню согласилась нам спеть. (Выходит Баба-Яга и исполняет песню "Русский чай".)
А я чаю накачаю,
Сладкий сахар наколю.
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу.
Припев:
Ой, чай, чай, чай.
Русский чай.
Ой, чай, самовар
Золотого цвету.
За присест 12 чашек –
Усталости нету.
Усталости нету.
Всем полезно, скажем прямо,
Молочко и маслице,
Чай со сливками покрепче –
Будет и здоровьице.
Если холодно – согреет,
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь, иль устанешь.
Крепкий чай надо попить.
Учитель
- А знаете ли вы, ребята, какая страна является родиной чая?
Профессор.
Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово "ча" означает "молодой листочек". Слайд 4.
Вот одна из истории о том, как появился чай.
Ученица
Однажды, очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Весть о чудесном напитке разнеслась по всему миру. Слайд 5.
Учитель
В России чай появился впервые в 1638 г. Монгольский хан вручил пакет с листьями чая русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. В начале его использовали как лекарство, потом как напиток. Беднякам он был не доступен, так как стоил очень дорого. Крестьяне даже не имели представление, как его заваривать, и вот что однажды произошло.
(Ученик инсценирует стихотворение)
Ученик.
Раз послал мне барин чаю и велел его сварить
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал.
Остудил его немножко, на господский стол подал,
Гости с барином плевались. Барин сильна озверел
И отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом я догадался, что забыл, я посолить.
Учитель. Позже чай стал доступен всем, и каждая семья любила по вечерам чаевничать.
– А в чем кипятили чай? Отгадайте.
Четыре ноги да ухо, один нос, да брюхо. (Самовар.) .Слайд 6
Ученик.
На чердаке я под застрехой
Нашёл старинный самовар,
Песочком светленьким почистил,
Из печки углей я достал.
Водицей из ручья наполнил,
Разжёг его щепой сухой
Да сапогом огонь разъярил -
И самовар тут ожил мой.
Ученица
Мы сохраним тебя потомкам,
Наш милый, добрый самовар.
Ты можешь пламенно гордиться -
Реликвиею рода стал.
Учитель
Конкурс "Загадки"
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(Чайник)
Никогда не ест
А только пьет.
А как зашумит
Всех приманит.
(самовар)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал,
Да там и пропал!
(сахар)
Медный бес
На стол залез.
(самовар)
Маленькое, сдобное
Я одна тебя не съем, —
Разделю ребятам всем!
(бублик)
Ученик
Ай, ребята, молодцы!
Все такие удальцы!
Приготовим мы сейчас
Игры посложней для вас!
Конкурс “Эрудитов”
Учитель. Из слова "самоварчик" составьте как можно больше новых слов. (Сам, варка, сом, час, комар, чарка, рама, ком, ром, рис, кров, самовар, сварка, вор, коса, корм.)
Конкурс “Пословицы”
У каждого народа, знающего этот напиток, накопилось немало пословиц и поговорок о чае. Сейчас мы проверим, как вы их знаете. (Напечатанных и разрезанных слов участники составляют пословицы и читают.)
Ведущий. Ребята, существует очень много сортов чая. Вот лишь несколько из них.
(На сцену выходят дети в костюмах)
Ученик 1.
Я индийский крепкий чай.
Ученик 2.
Я зеленый чай – полезный
Излечу я от болезней
Ученик 3.
Я чай цветочный – каркаде,
Вкусней меня, пожалуй, нет.
Учитель.
Ребята, а какие сорта чая вы знаете?
(Дети называют известные сорта чая, выходят на сцену с пачками чая.)
Выходит девочка.
Мальчик с самоваром.
(Самовар ставит на приготовленный столик с выпечкой.)
Все.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара!
– С сухарями,
– С кренделям.
– С бубликами вкусными,
– С сушками, ватрушками
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара
Чаю сладкого попьем,
И частушки пропоем.
Мальчики поют частушку.
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте; поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочки поочередно встают и поют.
1. Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселись
Публику печальную
2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской показать.
3. В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
4. На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
Ведущий.
– Наш праздник подходит к концу. Что интересного вы узнали сегодня?
1-й ученик
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья.
Обеспечивший успех.
2-й ученик.
Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один –
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.
Праздник заканчивается чаепитием