Социально-исследовательский проект «Белоснежная улыбка» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска
Социально-исследовательский проект
Выполнен учащимися
4 «А» класса гимназии № 5
Громыко Анастасией,
Локтиковым Дмитрием,
Устиновым Алексеем
Руководитель проекта
Коробова Эмма Валентиновна
г. Брянск
Цели проекта: активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации, ознакомиться с основными правилами гигиены полости рта, научиться использовать полученные знания в повседневной жизни, развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при решении общих задач
Задачи проекта:
- проанализировать научную информацию о роли, строении, назначении, видах зубов;
- выяснить основные причины возникновения болезней полости рта;
- описать важнейшие факторы, влияющие на здоровье зубов;
- сформировать необходимые гигиенические и профилактические знания, умения, навыки;
- провести просветительскую работу по материалам проекта в гимназии;
- выпустить справочник для учащихся начальной школы «Здоровые зубы»
Авторы проекта: учащиеся 4 «А» класса гимназии № 5
Громыко Анастасия, Локтиков Дмитрий, Устинов Алексей
Возраст участников проекта: 10 лет
Использованные средства: справочная литература, периодическая печать, Интернет, анкетирование, беседы с библиотекарем, стоматологом и преподавателем биологии.
Аннотация проекта
Материал проекта «Белоснежная улыбка» рассказывает о роли зубов в жизни человека, их строении, видах и назначении, об основных факторах, влияющих на здоровье зубов. Проект содержит рекомендации, как избежать заболеваний зубов, о гигиенических правилах ухода за полостью рта.
В проекте имеется материал об истории зубной пасты и зубной щетки.
Авторы проекта делают выводы, что здоровье зубов зависит от: правильного ухода, сбалансированного питания, верного выбора гигиенических средств.
По материалам проектной деятельности выпущен буклет «Здоровые зубы», который, несомненно, принес пользу ученикам начальной школы гимназии.
Содержание стр.
Актуальность темы. 5
«От холода зубы сводит» 5
Тридцать два братца. 6
«Серый волк зубами … не щёлк?» 8
(зубные болезни и их последствия).
Знакомимся, зубная паста. 10
«Правильная» зубная щетка. 12
Крепкая основа для здоровья зубов. 13
Зубная дисциплина. 17
Выводы. 19
Список литературы. 20
Приложение 21
Актуальность темы.
Каждый человек хочет быть счастливым, а чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым. Здоровье – это то, что даётся нам от рождения. Но как бездумно порой мы растрачиваем это богатство! Статистика свидетельствует, что большинство россиян к 30-35 годам теряет часть собственных зубов. Больные зубы – это причина многих недугов: заболеваний органов пищеварения, полости рта, горла, сердца, суставов и почек. Здоровые же зубы не только помогают сохранить здоровье, но и украшают человека, помогают правильно и красиво говорить. А как приятно, когда твой собеседник широко и искренне улыбается ослепительной улыбкой!
В нашем проекте мы решили рассмотреть вопросы, связанные со здоровьем зубов, ведь, по результатам анкетирования, 1/5 часть учеников нашего класса знает о свежем дыхании, здоровых зубах и белоснежной улыбке только понаслышке.
«От холода зубы сводит»
Мы задумались над выражением «От холода зубы сводит» и выяснили, что зубы – это такая же живая часть тела, как рука, нога или, например, нос. Зубы чувствуют жару, холод, значит, они живые.
Как же устроены зубы? Об этом – первый пункт наших исследований.
Мы узнали, что белая часть зуба называется коронкой. Остальная часть спрятана в десне. Она называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Шейка зуба – переходная область коронки в корень зуба. Зуб покрыт эмалью – белым и очень твердым веществом. Внутри зуба содержится дентин – жёлтая часть зуба, более мягкая, чем эмаль, и пульпа (мягкая ткань), где имеются нервы и кровеносные сосуды. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. Благодаря нервам, зуб чувствует и тепло, и холод.
Коронка
Дентин
Пульпа
Эмаль
Корень
Рисунок № 1. Строение зуба
Тридцать два дружных братца
Мы узнали, что зубы отличаются друг от друга и предназначены для разных целей. Одни, острые, служат для того, чтобы резать пищу, - это резцы. Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки еды, - это клыки, а третьи, толстенькие крепыши, помогают пережёвывать пищу и называются коренными зубами.
У новорожденного ребенка нет зубов, они появляются к двум с половиной годам в количестве 20. Все они вырастают в строго определенном порядке: рядом с резцами появляются клыки, за клыками по две пары больших коренных зубов. Эти первые зубы не постоянные, их называют молочными. Они «живут» лишь несколько лет. Между шестью и двенадцатью годами они все выпадают и заменяются на 32 постоянных зуба. Беседуя со стоматологом, мы выяснили интересный для нас факт: нормальное количество зубов у человека – 28, плюс «необязательные» 4 зуба мудрости. Встречаются и люди, у которых присутствуют не 32, а 33 зуба. Такие случаи крайне редки, но они бывают, когда вместо двух передних получаются три зуба.
Коренные зубы
Резцы
Клыки
Клыки
Рисунок № 2. Виды зубов
«Серый волк, зубами …. не щёлк?»
Суровый «закон джунглей» гласит: «Кто потерял зубы – обречен!» Так было и так есть в природе. Конечно же, в наше время на помощь человеку приходит медицина, помогающая заменить утраченные зубы, но все же, мы решили выяснить, какие болезни представляют опасность для зубов. Об этом – в следующем разделе наших исследований.
Мы выяснили, что среди болезней зубов чаще всего встречается кариес или, как его называли в старину, «костоеда». Название, как мы думаем, очень точное: происходит разрушение («съедание») твёрдых тканей зуба. Разрушение происходит постепенно. Начало кариеса - белое, грязно-серое или коричневое пятнышко на зубе. Если своевременно не ликвидировать это образование, то зуб разрушается – образуется полость неправильной формы с шероховатым дном. При попадании в неё холодной, кислой или сладкой пищи возникают болевые ощущения, которые обычно скоро проходят. Дальнейшее разрушение ткани зуба вплоть до его пульпы вызывает пульпит, (воспаление нерва зуба), сопровождающийся острой мучительной болью.
Большую опасность для зубов представляет и пародонтит – воспалительное заболевание дёсен. Оно начинается с «зудящих» ощущений в деснах, подвижности зубов, неприятного запаха изо рта. Во время еды пища застревает в промежутках «отдалившихся» друг от друга зубов, десны становятся болезненными и отечными. Опасен для зубов гингивит – воспаление слизистой оболочки десны. Первое проявление этого недуга – кровоточивость десен во время чистки зубов и запах изо рта; кровоточивость десен становится постоянной и усиливается при пережевывании пищи. Десны становятся рыхлыми, ярко-красными, иногда с синюшным оттенком, отечными. Запах изо рта усиливается, а на зубах появляется мягкий налет или твердые отложения.
Представляет опасность для здоровья зубов и зубной камень, в одном миллиметре которого гнездятся до 8 миллионов микроорганизмов. При благоприятных условиях они быстро размножаются, безжалостно разрушая зубы, проникая внутрь организма.
Кислота разрушает эмаль
Появление полости
Кариес распространяется
Рисунок № 3. Разрушение зуба
В чем же причина возникновения большинства опасных зубных болезней? Стоматолог нам объяснил, что главная причина – зубной налет, который накапливается на зубах и между ними. Образуется он из остатков пищи и со временем превращается в зубной камень. Бактерии зубного налёта выделяют кислоту, которая разрушает зубную эмаль.
Мы и сами имели возможность убедиться в том, что после еды на зубах остается желтоватый налёт с помощью нехитрого опыта: провели ваткой по зубам после школьного завтрака.
Как же защитить зубы от разрушения? Есть один из действенных, как мы выяснили, способ – правильно выбрать средства для зубной гигиены.
Знакомимся, зубная паста!
Нам было очень интересно совершить путешествие в историю и узнать, что здоровье зубов было предметом беспокойства не одного поколения человечества. Упоминание об уходе за зубами встречается уже в письменных источниках Древнего Египта. Вот как описывается «порошок для белых и здоровых зубов»: каменная соль, мята, сушеный цветок ириса, перец. Кстати, мы узнали, что современные австрийские стоматологи, опробовав средство, изготовленное по данной технологии, заявили, что оно прекрасно чистит зубы. А как чистили зубы в России?
В справочной литературе мы нашли описание народного способа: древесные угли и листочек мяты для свежести дыхания. Петр Первый, чуть позже, заставлял бояр чистить зубы мелом с помощью влажной тряпочки.
Зубной порошок, а затем и паста, наиболее приближенные к современным, появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство продавалось в керамическом сосуде в виде порошка и в виде пасты.
Но, несмотря на то, что порошки и пасты составлялись дантистами и химиками, они часто содержали вещества, повреждающие эмаль: кирпичную пыль, глиняные осколки.
История современных паст началась в 1873 г., когда компания «Колгейт» представила ароматизированную зубную пасту в банке, а позже – в тюбике.
Современных паст – множество. Какую пасту нужно выбрать, чтобы она принесла пользу?
Прежде всего, мы выяснили, что все зубные пасты делятся на гигиенические и лечебно-профилактические. Существуют и лечебные, но их немного.
Гигиенические пасты предназначены для удаления налета с поверхности зубов и обладают лишь очищающим свойством. Они показаны людям, не имеющим проблем с зубами. Большинству же людей нужно использовать лечебно-профилактические пасты, которые не только очищают зубы от налета, но и помогают в профилактике и лечении заболеваний зубов и дёсен:
- противокариозные (укрепляют эмаль и уменьшают образование зубного налета);
- противовоспалительные (содержат экстракты трав и помогают в борьбе с пародонтитом);
- снижающие повышенную чувствительность эмали;
- отбеливающие.
Идеальной зубной пасты не существует. С помощью стоматолога мы составили обобщенный портрет, который выглядит так: паста должна хорошо очищать зубы, снижать чувствительность эмали и защищать от воспаления десен.
Зубную пасту следует выбирать с учетом возраста. Мы узнали, что для детей от 7 до 14 лет нельзя приобретать пасты с отбеливающим эффектом, т.к. в этом возрасте очень слаба зубная эмаль, а такие пасты её повреждают.
Наши одноклассники, которые по результатам анкетирования, не придавали раньше значения выбору пасты, теперь более тщательно относятся к покупке, прислушавшись к нашим советам, т.к. понимают, что выбирать её нужно с учетом конкретных проблем, возраста, рекомендаций врача. Теперь мы знаем, что можно купить пасту, но не здоровье. И этот выбор должны сделать мы сами.
«Правильная» зубная щетка
Не менее важен для здоровья зубов и выбор зубной щётки.
Совершив экскурс в историю, мы узнали, что прообраз этого необходимого гигиенического предмета встречается уже в глубокой древности. Так, в африканских племенах, живших в 5 веке, принято было вычищать зубы палочкой, которую вытачивали из корней деревьев, содержащих противомикробные вещества.
Зубные щётки появились в Европе – Франции, Англии примерно 300 лет назад, в 17 веке
.Для всех ребят начальной школы мы разработали важнейшие рекомендации по выбору зубной щетки:
Щетка должна быть выполнена из искусственного материала, т.к. естественная щетина обладает свойством накапливать и сохранять влагу, что создает благоприятную среду для размножения бактерий.
Щётка должна состоять из множества пучков, именно такая щетка имеет оптимальную чистящую поверхность.
Рекомендуем использовать щётки с маленькой головкой, они позволяют добраться до труднодоступных мест. Головка щетки должна быть с плавным закруглением и прорезинена. Это поможет избежать травм десны.
Ручка детских щеток должна быть толстой и иметь углубления для пальцев, чтобы удобно лежала в руке.
Щетку необходимо менять каждые 2-3 месяца.
Хранить щетку следует головкой вверх, чтобы не накапливалась влага.
Мыть щетку следует и до чистки зубов, и после неё.
Всем ребятам мы желаем прислушаться к нашим советам, тщательно выбирать щетку, соблюдать правила её хранения, и тогда она поможет превратить чистку зубов в удовольствие!
Фото № 1.Хранение зубных щеток
Крепкая основа для здоровья зубов
В предыдущих разделах мы выясни ли, что зуб -
живой, значит, требует питания. Мы задумались над тем, какое питание нужно зубу. Ведь известно, что за свою жизнь человек съедает около 50 тонн пищи, а все ли, что съедается, полезно для зубов и правильно ли поступают наши одноклассники, отказываясь за школьным завтраком от тех или иных блюд (особенно нелюбима запеканка, рыба, омлет)?
Мы выяснили, что для здоровья зубов полезен фосфор, который содержится в рыбе, зерновых, яичных желтках, кисломолочных продуктах, говядине. Фосфор отвечает за крепость эмали.
Очень полезен для крепости зубов кальций. Источником его служат кисломолочные продукты, бобовые, орехи, соя, капуста брокколи, инжир. Кальций защищает зубы от перепадов температур и повреждений. Особенно полезен сыр, который ещё и сокращает количество бактерий на поверхности зубов. Вот почему важно вместо
сладкого на десерт кушать сыр.
Фото № 2 Кисломолочные продукты. Сыр и сметана.
Большую роль играет и фтор. Без него эмаль не в силах противостоять кислоте, которая приводит к кариесу. Содержится в красной рыбе, грецких орехах, чае.
Фото № 3. Рыба – богатый фтором пищевой продукт
Необходимо зубам железо. При его недостатке нарушается кровообращение в дёснах, и может развиться пародонтоз. Имеется в печени, красном мясе, фасоли, гречневой крупе, яблоках.
Рисунок № 4. Яблоки - богатые железом фрукты
Важны для зубов и витамины. Витамин D помогает организму усваивать фосфор и кальций. Если его не хватает, на зубах могут образоваться камни. Содержится в куриных яйцах, рыбьем жире, грибах.
Фото № 4. Яйца
Витамин С отвечает за здоровье дёсен. Имеется в свёкле, капусте, моркови, картофеле, яблоках, шиповнике, луке, пшенице, цитрусовых, облепихе, болгарском перце, помидорах, чёрной смородине.
Фото № 5. Богатые витамином С продукты.
Оказывается, следить за своим рационом ради здоровья зубов важно и нужно. Наши одноклассники теперь стараются не отказываться в столовой от разных продуктов, даже нелюбимых.
Нас очень удивило, что употребление шоколада полезно для зубов. Оказывается, он содержит какао, в котором есть антисептик, подавляющий бактерии, участвующие в образовании зубного налета.
Мы постарались ответить на вопрос о пользе-вреде сладостей для зубов, ведь с раннего детства нас убеждают, что у сладкоежек неважные зубы. Выяснилось, что на здоровье зубов влияет не количество употребляемых сладостей, а их частота. Дело в том, что если часто есть сладкое, слюна не будет успевать нейтрализовывать накопившуюся кислоту, приводящую к кариесу. Поэтому всем ребятам мы рекомендовали есть сладкое реже и помнить, что негативное влияние на состояние зубов оказывают ириски, тянучки и подобные конфеты, прилипающие ко всем частям рта, застревающие между зубами.
Все эти простые диетические меры, мы думаем, помогут свести к минимуму разрушение зубов.
Зубная дисциплина
Для всех ребят, кто хочет сохранить свои зубы здоровыми, мы разработали следующие советы:
Чистите зубы 2 раза в день, не менее, по 3 минуты. Используйте при чистке подходящие вам зубные щетки и пасты. Почему именно не менее 2 раз в сутки? Дело в том, что бактерии развиваются на протяжении 12 часов. После вечерней чистки не употребляйте пищу.
Чистите зубы правильно. Правши должны начинать чистку с правой стороны верхней челюсти, левши – с левой. Щетку проводите по трем направлениям: снаружи (от десен к коронке), внутри (от десен к коронке) и по жевательным поверхностям (горизонтально, вперед-назад)
Для прочистки зубных промежутков после еды используйте шелковые нити или медицинские зубочистки. Не ковыряйте в зубах не предназначенными для этой цели предметами, чтобы не нанести серьёзные поражения слизистой оболочке рта.
Не грызите орехи и твердые конфеты зубами.
Посещайте стоматолога не реже двух раз в год, т.к. только врач может распознать начинающиеся болезни и удалить зубные камни.
После употребления кислых и сладких продуктов и напитков обязательно полощите рот. Кислые и сладкие напитки старайтесь пить через соломинку, чтобы не разрушалась эмаль зубов.
После горячей пищи не пейте сразу холодную воду и наоборот, иначе на зубной эмали появятся трещинки.
Нас очень интересовал вопрос о необходимости использования жевательной резинки после еды, что очень рекламируется по телевидению. Мы узнали, что врачи и ученые считают это средство неплохим для профилактики кариеса, если резинка содержит не сахар, а ксилит и жевать её не более 10 минут после еды. Так что, жуйте на здоровье! Но, не целый день, иначе можно деформировать челюсти.
Все эти простые рекомендации, на наш взгляд, обязательно
помогут сохранить зубы здоровыми.
Рисунок № 5. Чистка зубов
Выводы
В нашем проекте мы рассмотрели, откуда берутся зубные болезни и поняли, что они «родом из детства». Ведь мы уже в детстве используем не ту, что надо, пасту или щетку, не выполняем важные гигиенические процедуры, боимся посещать стоматолога, не употребляем в пищу нужных продуктов. Печальный итог этого – «плохие» зубы.
Мы надеемся, что улыбки наших ребят будут белоснежными , потому что буклет, изданный нами по материалам проектной деятельности и распространенный по всем классам начальной школы, принес пользу. Если до его выпуска только 1/5 часть наших учеников обладала достаточным объемом знаний о здоровье зубов, то после изучения буклета уже 2/3 учеников на наши вопросы дали уверенные ответы и готовы использовать на практике наши рекомендации.
Список литературы
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя. М: Просвещение. 1986 г.
Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. Компания
«Ключ – С»: ТКО АСТ. М: 1994 г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина. Сост. Буянова Н.Ю. М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
Журнал «Здоровье школьника». Издатель ЗАО «МЦ ФЭР», 2008 г.,
№№ 3, 4, 5, 8, 9
www.zdorovie Ru. Com (2010). Статья «Здоровье зубов»
Кадырова Ольга Игоревна