12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коробова Эмма1143
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 « г. Брянска

Социально-исследовательский

проект

«Жевательная резинка.

За и против»

Выполнен учащимися 1 «А» класса

гимназии № 5 г. Брянска

Руководитель проекта

Коробова Эмма Валентиновна,

учитель начальных классов

гимназии № 5

г. Брянск

Цель проекта: выявить положительное и отрицательное действие жевательной резинки на организм человека

Задачи:

- проанализировать литературу о влиянии жевательной резинки на здоровье человека,

- изучить данные о составе жевательной резинки,

- активизировать навыки по самостоятельному сбору нужной информации,

- разработать советы по безопасному использованию жевательной резинки для учащихся начальной школы гимназии,

- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в начальной школе гимназии, распространив листовки-обращения и представив спектакль «Суд над жевательной резинкой»

Авторы проекта: учащиеся 1 «А» класса

Инициативная группа: Костина Алена, Ильюшина Мария, Долганина Ангелина, Ященков Егор, Гринкевич Виктор

Возраст участников проекта: 7 - 8 лет

Сроки выполнения: сентябрь – ноябрь

Использованные средства: справочная литература, Интернет, анкетирование учащихся, беседа с психологом и преподавателем химии гимназии

Методы исследования: анализ источников информации, классификация, обобщение, сравнение

Аннотация проекта

Авторы проекта задаются целью исследовать полезное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека и разработать основные рекомендации по безопасному для организма человека использованию жевательной резинки.

В проекте содержится информация об истории появления жевательной резинки, о составе современной жевательной резинки. Авторы проекта рассказывают об отрицательном влиянии вкусовых добавок, красителей, ароматизаторов, входящих в состав жевательных резинок на организм человека.

Изучив мнения врачей и психологов, ребята составляют сводную таблицу «ЗА» и «ПРОТИВ» жевательной резинки и делают вывод, что жевательная резинка оказывает больше негативного, чем положительного влияния на организм человека.

Для учащихся 1 -4 классов по материалам проектной деятельности написан сценарий и поставлен спектакль «Суд над жевательной резинкой».

Содержание

Стр.

1. Введение 5

2. Наши исследования 6

3. Что такое жевательная резинка 6

4. История появления жевательной резинки 7

5. О чем расскажет этикетка? 8

6. Мнения «за» и «против» жевательной резинки 10

7. Техника безопасности 13

8. Заключение 14

9. Список литературы 15

10. Приложение 16

1. Введение

Ежедневно в телерекламе нам предлагают разные сорта жевательной резинки и убеждают, что она приносит огромную пользу. Верят ли рекламе люди? Без всяких сомнений, да! Если внимательно посмотреть по сторонам, то можно увидеть огромное количество жующих людей. Жевать резинку любят и наши гимназисты и на уроках, и на переменах. А как часто мы встречаем остатки жевательной резинки, приклеенные к стенам, столам, линолеуму в нашей гимназии! От учителей же мы часто слышим: «Выплюнь жвачку!», «Перестань жевать!» «Жвачка вредна!»

Мы решили разобраться: так ли полезна жевательная резинка, как убеждает реклама, или нужно поверить учителям и убедить наших гимназистов в обратном? Об этом – наш проект.

Мы жуём жевачку дружно,

А всегда ли это нужно?

Польза будет или вред?

Хотим в проекте дать ответ!

2. Наши исследования

Поставив перед собой задачи, мы составили бланки-анкеты с вопросами, чтобы узнать мнения наших одноклассников по интересующей нас теме. После обработки анкет у нас получилась следующая таблица:

Количество опрошенных

26 чел.

Любят жевательную резинку

20 чел.

Не любят жевательную резинку

6 чел.

Употребляют в день менее 3 раз

5 чел.

Употребляют в день от 4 до 10 раз

15 чел.

Жуют 15 минут и менее

7 чел.

Жуют более 15 минут

14 чел.

Употребляют после еды

1 чел.

Употребляют, когда захочется

14 чел.

Считают, что резинка полезна

11 чел.

Проанализировав анкеты, мы увидели, что большинство наших одноклассников часто и с удовольствием используют жевательную резинку. Правильно ли они поступают? На эти вопросы мы решили дать ответы.

3. Что такое жевательная резинка

Прежде всего мы выяснили, как определяется значение этого слова в толковых словарях.

В современном толковом словаре русского языка мы обнаружили, что «жевательная резинка (разг. жевачка, жвачка) – кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и вкусовых добавок»

Нас поразило, что в толковом словаре С.И.Ожегова слово «жвачка» определяется как «пережевывание возвращающейся из желудка пищи у жвачных парнокопытных животных». Это определение произвело на нас очень сильное впечатление, и мы сразу решили, что не хотим походить на жвачных животных и употреблять слово «жвачка» в речи.

 

4. История появления жевательной резинки

Нам стало интересно узнать, как давно существует жевательная резинка. Эту информацию мы получили из справочника «Я познаю мир. История вещей»

Мы удивились, узнав, что прообразы жевательной резинки насчитывают не одно тысячелетие, об этом свидетельствуют археологические находки, найденные в разных частях света.

Так, древние греки жевали смолу мастичного дерева, племена Северной Америки – каучук и смолу хвойных деревьев. В Сибири любили жевать смолу лиственницы и сосны, в Индии – очищенную от коры веточку дерева, в Средней Азии – кожуру граната.

Почему же люди так стремились что-то пожевать? Мы сделали вывод, что таким образом они заботились об очистке своих зубов от остатков пищи и здоровье десен, ведь в те времена не было стоматологов.

Как нам удалось выяснить, жевательная резинка, которую мы все знаем, появилась около 140 лет тому назад в США, а мода на неё распространилась потом по всему миру.

5. О чем расскажет этикетка?

Мы узнали, что в России насчитывается около 120 видов жевательных резинок. Они делятся на 2 группы: взрослые и детские. В магазинах нашего микрорайона мы насчитали 35 взрослых и 11 детских видов жевательных резинок.

Определяя значение слова «жевательная резинка» из толкового словаря, мы узнали, что основу резинки составляет жевательная основа. Что же еще входит в состав резинки?

Из справочника «Санитарные правила и нормы СанПин по пищевым добавкам» мы выяснили, что кроме основы в состав жевательной резинки могут входить сахар или его заменители, вкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты, они улучшают вкус и цвет резинки.

Мы изучили множество этикеток различных жевательных резинок. Какую информацию может получить покупатель, приобретая этот товар?

1. Противопоказания.

Срок годности и дату изготовления.

Условия хранения.

Производителя.

Особенно нас заинтересовала буква Е с индексом на этикетке. Мы узнали из научной литературы, что эта буква обозначает вид пищевой добавки, а родители помогли нам узнать о вредном влиянии этих добавок на организм.

Если вы обнаружили один из таких индексов, то будьте готовы:

Е 420, Е 967 – к диарее (поносу),

Е 240, Е 954, Е 330 – к возникновению злокачественных опухолей,

Е 422 – к заболеванию почек,

Е 951, Е 321 – к кожной сыпи.

Большинство из этих добавок перечисляются на этикетке, но очень мелким и малоразборчивым шрифтом.

На многих этикетках мы обнаружили информацию о том, что резинка не содержит сахара. Что же обеспечивает ей сладкий вкус?

Выяснилось, что сахар заменяют подсластителями – чаще всего ксилитом и сорбитом.

Учитель химии нашей гимназии рассказала нам, что сорбит – небезопасный для здоровья человека компонент резинки. Он оказывает сильное слабительное действие.

Если в качестве подсластителей используется глюкоза и фруктоза – это тоже плохо, т.к. эти вещества очень любят бактерии зубного налета, они-то и разрушают зубы.

Мы сделали вывод, что, покупая жевательную резинку, нужно очень тщательно изучать информацию на этикетке, а не хватать первую попавшуюся, самую яркую и привлекательную.

6. Мнения «ЗА» и «ПРОТИВ» жевательной резинки

В следующем разделе наших исследований мы решили разобраться в полезных и вредных влияниях жевательной резинки. Для этого мы изучили мнения ученых-исследователей и побеседовали с психологом нашей гимназии. Вот что у нас получилось:

Положительные качества

Отрицательные качества

Неплохо справляется с очищением зубов после еды (когда жуем резинку, выделяется слюна, которая спасает зубную эмаль)

Жевательная резинка освежает дыхание. Это важно для вашего собеседника.

Укрепляет жевательные мышцы.

Способствует концентрации внимания на короткий отрезок времени

Жевание резинки помогает избежать проблем с закладыванием ушей пассажирам самолетов и укачиванием в автомобилях.

Жевательная резинка массирует десны, что является профилактикой их заболеваний.

7. Если в состав резинки входит кальций, то это полезно для зубной эмали.

Очищает только жевательные поверхности зубов, но не может очистить промежутки между зубами. Там-то и начинает развиваться кариес.

Как разговаривает жующий человек? Мямлит, бормочет себе под нос, теряет способность связной речи! Любитель жевательной резинки редко смеется или поет, дыхание у него поверхностное.

Жуя резинку, человек чаще всего «тренирует» одну сторону челюсти, это может привести к искривлению прикуса.

Длительное жевание отвлекает кровь от мозга, направляя её к жевательным мышцам. Отсюда – ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, как правило – снижение успеваемости.

Жевательные резинки могут разрушить пломбы, воспалить слизистые оболочки во рту.

Психологи считают, что ребенок, приученный к жевательной резинке, может стать курильщиком или наркоманом, ведь жевание резинки вырабатывает зависимость.

Жевательная резинка при её проглатывании может стать причиной тяжелых заболеваний (непроходимость пищевода, удушье, запор).

Добавки, красители небезопасны для здоровья.

Длительное жевание может вызвать боли в области уха, щелканье челюсти и истощение слюнных желез

Жевание на пустой желудок приводит к гастриту и язве желудка.

Неприятно общаться с жующим человеком. Кажется, что он презрительно относится к своему собеседнику.

Итак, мы выяснили, что привычка жевать резинку имеет и свои положительные, и свои отрицательные стороны. На семь плюсов мы нашли одиннадцать минусов.

Для себя мы решили, что жевательной резинкой будем пользоваться только в исключительных случаях, когда под рукой нет главных средств гигиены – зубной щетки и зубной пасты.

Кроме того, врачи, как мы узнали из научной литературы, рекомендуют вместо резинки после еды использовать твердые фрукты и овощи – это принесет больше пользы организму.

Для всех ребят, которые не согласны с нашим решением, мы хотим дать советы, как правильно пользоваться жевательной резинкой. Об этом – следующий раздел нашего проекта.

7. Техника безопасности

Изучив научную литературу, мы смогли составить советы, как правильно пользоваться жевательной резинкой, чтобы уменьшить её негативное воздействие на организм,

Помните: жевательная резинка – это не еда, не лакомство, не сладость. Её использовать нужно не более трех-четырех раз в день.

Жевать резинку нужно только после еды и не дольше 15 минут.

Помните: жевательную резинку нельзя употреблять детям до трех лет и людям, страдающим заболеваниями желудка.

Внимательно читайте на этикетке информацию для потребителей, обращайте внимание на состав, срок хранения и производителя. Покупайте жевательную резинку только известных производителей, которые заботятся о качестве своей продукции.

Не покупайте цветную резинку, приобретайте только белую, она не содержит вредных красителей.

Помните, что жевательная резинка не заменит зубную пасту и зубную щетку, Не забывайте об этих средствах гигиены полости рта.

Не жуйте резинку в общественных местах и не жуйте, когда у вас есть собеседник.

Не жуйте резинку натощак.

Не проглатывайте резинку.

Выплевывайте жевательную резинку в урну, не прикрепляйте на стены и парты, т.к. это не только некрасиво, но и негигиенично. На приклеенной резинке несколько дней живут микробы человека, её жевавшего.

Во всех классах начальной школы нашей гимназии мы расклеили листовки, содержащие эти советы.

8. Заключение

Работая над проектом, мы сделали вывод: от жевательной резинки больше вреда, чем пользы, и ею лучше не злоупотреблять. Наше здоровье – в наших собственных руках и заботиться о себе нужно уже сейчас. Хорошее здоровье – это результат собственных усилий. Надеемся, что в нашей гимназии найдутся ребята, которые согласятся с нашим мнением!

Список литературы

1. Жевательная резинка // С.А.Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. – СПб: Норинт, 1998

2. Жвачка// С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999

3. Выписка из патента 98.304: «комбинация каучука с прочими компонентами в любых пропорциях для создания приемлемой жевательной резинки»

4. Эрлихман В. Жевать всегда, жевать везде// Cala Биография. – М.: 2009. - № 5.

5. Справочник “Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей// Сост. Н.Ю.Буянова и др. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998

7. Дайджест Ридерз// Все о здоровом образе жизни, 1998

8. Сайты Интернета:

www.expertiza.ru

www.pravda.ru

www.evolutsia.com

www.twinpeaks.cinema.ru

Приложение

Сценарий спектакля «Суд над жевательной резинкой»

Действующие лица:

Судья

Прокурор

Адвокат

Свидетель обвинения

Свидетель защиты

Обвиняемая

Секретарь суда

Судья: Сегодня слушается дело о пользе и вреде жевательной резинки для организма человека. Суд вынесет свой вердикт, но прежде чем мы его услышим, слово предоставляется обвиняемой.

Обвиняемая: Ваша честь, я – жевательная резинка, и я ни в чем не виновата. Обращаюсь ко всем, кто хочет быть здоров.

Используйте жевательную резинку только после еды в течение 15 минут.

Жевательная резинка не должна содержать сахар.

Недопустимо глотать жевательную резинку.

Жевать её следует аккуратно.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый судья, я бы хотел напомнить всем присутствующим, какое негативное влияние оказывает жевательная резинка на организм человека.

Жевание на голодный желудок может привести к язве желудка и гастриту.

Компоненты жевательной резинки могут вызвать аллергию.

Жевательная резинка, которая содержит сахар, вызывает заболевание зубов – кариес.

Адвокат: Возражаю, Ваша честь! Господин прокурор абсолютно правильно указал, что компоненты резинки могут вызвать аллергические реакции. Но знают ли присутствующие, какие вещества входят в состав жевательной резинки? И как эти вещества могут повлиять на организм человека? Экспертная комиссия проанализировала состав самых популярных жевательных резинок «Орбит», «Дирол», «Стиморол» и выявила компоненты, содержащиеся в них. Перечислю: ароматизаторы, идентичные натуральным и искусственные. При их изготовлении используют плоды, ягоды, листья, цветы и другое природное сырьё. Эти ароматизаторы отличаются высоким качеством и насыщенным вкусом. Они абсолютно безвредны для здоровья.

Судья: Протест принимается. Есть ли что добавить прокурору?

Прокурор: Да, Ваша честь. Лимонная кислота, которая также содержится в жевательной резинке, может спровоцировать серьезные заболевания крови, тошноту и даже желудочно-кишечные расстройства.

Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель со стороны обвинения – ученик 1 «А» класса.

Прокурор: Скажите, пожалуйста, как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?

Свидетель обвинения: Каждый день!

Прокурор: С какой целью вы используете жевательную резинку?

Свидетель обвинения: Мне нравится её вкус, она освежает дыхание, да и просто получаю удовольствие.

Прокурор: Скажите, а это каким-то образом повлияло на Ваше здоровье?

Свидетель обвинения: Да, я стал чаще обращаться к стоматологу, и у меня часто болят уши.

Прокурор: Свидетель, не отразилась ли Ваша любовь к жевательной резинке на вашей успеваемости?

Свидетель обвинения: Я стал хуже учиться, стал рассеянным.

Прокурор: Спасибо, у меня больше нет вопросов!

Судья: У защиты будут вопросы к свидетелю?

Адвокат: Да, спасибо, Ваша честь. Уважаемый свидетель, Вы только что сказали, что используете жевательную резинку каждый день. Скажите, в течение какого времени вы жуете жвачку?

Свидетель обвинения: В течение часа, а то и больше.

Адвокат: А в какой период дня вы используете жевательную резинку?

Свидетель обвинения: И до еды, и после

Адвокат: При покупке жевательной резинку вы обращаете внимание на содержание сахара в ней?

Свидетель обвинения: Нет.

Адвокат: Спасибо, у меня больше нет вопросов.

Судья: Для дачи показания приглашается свидетель со стороны защиты – врач-стоматолог.

Адвокат: Скажите нам как специалист, имеет ли жевательная резинка полезные свойства?

Свидетель защиты: С точки зрения стоматологии жевание резинки после еды способствует выработке желудочного сока, что помогает пищеварению. Сам процесс жевания приводит к улучшению кровоснабжения десен и укреплению зубов.

Адвокат: Спасибо, у меня вопросов нет.

Судья: У стороны обвинения есть вопросы к свидетелю?

Прокурор: Спасибо, Ваша честь! Уважаемый свидетель, если жевательная резинка так полезна, почему люди заболевают кариесом?

Свидетель защиты: Во-первых, резинка не должна содержать сахара, он-то и вызывает кариес. Во-вторых, она не может очистить промежутки между зубами, где и таится самая главная опасность, что возникнет кариес. В-третьих, жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, которая следит за качеством своей продукции.

Прокурор: У меня больше нет вопросов.

Секретарь: Суд готов вынести вердикт. Прошу всех встать.

Судья: Выслушав обе стороны – обвинения и защиты, суд сделал вывод: умеренное употребление жевательной резинки не наносит вреда организму. Школьникам, жующим без меры резинку, следует помнить:

Компоненты для профилактики кариеса и гигиены полости рта малоэффективны

Жевательная резинка содержит большое количество синтетических веществ, которые являются опасными и вредными.

Жевательная резинка притупляет внимание, снижает умственную работоспособность, что может отрицательно сказаться на успеваемости.

Исходя из того, что жевательная резинка имеет больше отрицательных, чем положительных влияний на организм человека и из того, что дети не способны контролировать длительность жевания, жуют долго, чем наносят вред своему организму, прикрепляют остатки резинки к стенам и столам в помещении гимназии, использование жевательной резинки в гимназии № 5 запретить.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Кадырова Ольга Игоревна, 16.09.17 в 08:25 0Ответить Пожаловаться
Интересный проект!!! Тем более суд идет...
Коробова Эмма, 17.09.17 в 04:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за поддержку!
Ирина Анатольевна, 16.09.17 в 09:32 0Ответить Пожаловаться
Интересная подача материала. Думаю, что гимназия №5 точно будет зоной, свободной от жевательной резинки!
Коробова Эмма, 17.09.17 в 04:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за поддержку, Ирина Анатольевна!
Лещёва Светлана Николаевна, 16.09.17 в 10:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Проект интересный!
Коробова Эмма, 17.09.17 в 04:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку нашей работы!
Грохоткина Ирина Дмитриевна, 16.09.17 в 22:47 0Ответить Пожаловаться
Интересный проект! Спасибо!
Коробова Эмма, 17.09.17 в 04:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку нашей работы!
Акатова Ирина Анатольевна, 17.09.17 в 10:08 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!! Интересный проект. Содержательный. Молодцы!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.