Конспект занятия по освоению человеческих ценностей «Сотовый телефон - мой друг и мой враг!?»
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
п.Светлополянска Верхнекамского района"
( КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска)
IX районный конкурс педагогического мастерства
«Калейдоскоп педагогических идей»
Номинация «Внеклассное мероприятие и досуг»
Конспект занятия по освоению
человеческих ценностей на тему:
«Сотовый телефон - мой друг и мой враг!?»
Участники: обучающиеся 15 – 16 лет
| Разработала: Шутова Ольга Евгеньевна, воспитатель КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска |
2020
Конспект внеклассного занятия
«Сотовый телефон- мой друг и мой враг!?»
Описание работы: предлагаю конспект внеклассного занятие по правовому воспитанию для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 9 класса.
В данном занятие одной из основных задач укрепление здоровья воспитанников.Этот материал будет интересен воспитателям школы-интерната, классным руководителям, педагогам по основам социальной жизнедеятельности.
Тема: «Сотовый телефон- мой друг и мой враг!?»
Цель: формирование умений реализации новых способов действий.
формирование навыков правильного пользования сотовым телефоном.
Задачи:
Образовательные: расширять знания о мобильном телефоне - дать представление о пользе и вреде мобильного телефона для человека
Коррекционно-развивающие: развивать связную устную речь через работу с опорными схемами, словами, при определении понятии и формулировании ответов на вопросы - развивать навыки продуктивного взаимодействия посредством работы в группах - корригировать мыслительные операции (сравнение, анализ, выделение главного, формулировка выводов) посредством анализа таблицы, видеоролика
Воспитательные: воспитывать культуру пользования мобильными телефонами
Ход комбинированного занятия.
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Эмоциональный настрой.
Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе
Вос-ль: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие, как вы видите, у нас много гостей. Я вас попрошу, сядьте поудобнее, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы начинаем.
Вос-ль: Перед вами зашифрованные слова, с помощью цифр-подсказок разгадайте и определите тему нашего сегодняшнего занятия (слайд 1)
3 | 1 | 8 | 5 | 6 | 4 | 9 | 7 | 2 | | 6 | 5 | 3 | 2 | 5 | 1 | 4 | | 3 | 2 | 1 | | 4 | 1 | 3 | 2 | |
Б | М | Ы | Л | Ь | И | Й | Н | О | | Н | Ф | Л | Е | О | Т | Е | | Й | О | М | | Г | Д | У | Р | |
3 | 2 | 1 | | 3 | 1 | 2 | 4 |
Й | О | М | | А | В | Р | Г |
4 | 1 | 3 | 2 |
г | д | у | р |
(слайд 2) Вос-ль: Назовите тему нашего урока?
II. Актуализация знаний.
Вос-ль: Разговор по этой теме мы начнём со стихотворения, которое вам подготовила ваша одноклассница
Вос-ль: О ком или о чём это стихотворение? О чем вы еще услышали в этом стихотворении?
(Выступление воспитанницы)
Стихотворение.
Мне плохо – он меня жалеет.
Мне грустно – он со мной грустит.
Он без меня совсем жить не умеет.
Один тихонько на столе лежит.
Когда ему я душу открываю,
Он, молча, тихо слушает меня.
И я уже давно отлично знаю,
Что для меня он – вся моя семья.
Он – дом мой, он – моя дорога.
Он – музыка моя, мои стихи.
Во мне его настолько много,
Что места не осталось для других.
И сколько б жизнь мелодий не хранила,
Его мелодия мне всех милей.
Она второе мне дыхание открыла,
Своею бодростью и нежностью своей.
И, если мне однажды грустно станет,
И черная тоска нахлынет вдруг,
Доверюсь я ему, он не обманет,
Мой маленький, мобильный друг.
III. Целеполагание.
Вос-ль: Поднимите руки те, у кого никогда не было мобильного телефона?
Вос-ль: Обратите внимание таких в нашем коллективе нет.
Вос-ль: А как вы считаете, телефон это польза или вред? (ответы детей) Почему?
Вос-ль: Сегодня на занятии я предлагаю вам разобраться в этом вопросе и обозначить положительные и отрицательные стороны использования мобильных телефонов, к чему это может привести?
Вос-ль: Обратите внимание на доску. Она разделена на две половины. На одной половине мы будем записывать положительные качества телефона, а на другой отрицательные. В конце занятия мы посмотрим, каких качеств мобильного телефона оказалось больше положительных или отрицательных и определим роль телефона.
| |
| |
| |
| |
| |
Вос-ль: Все имеем телефон, активно им пользуемся, а можете ли вы объяснить , что это такое? (ответы детей)
(Слайд4) В современных словарях говорится, что мобильный телефон – это переносное средство связи, предназначенное для голосового общения. (чтение детьми)
(слайд 5) Вос-ль: В настоящее время сотовая связь – самая распространённая из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильный телефон называют сотовый. К сотовым телефонам относят спутниковые телефоны, радио телефоны
Вос-ль: Как вы думаете, чем они отличаются?
Спу́тниковый телефо́н — мобильный телефон, передающий информацию напрямую через специальный коммуникационный спутник.
Радиотелефон —телефонный аппарат с беспроводной связью трубки с базой.
IV. Организация познавательной деятельности.
(Слайд 6) История развития мобильной связи
Вос-ль: Мобильные телефоны ворвались в нашу жизнь стремительно. Уже в первые годы 21 века мобильники превратились в вещь, которая должна быть у каждого человека. И сегодня дети учатся использовать мобильный телефон едва ли не раньше, чем читать, поскольку хорошая мать не отпустит ребенка без мобильника в школу.
Вос-ль: А знаете ли вы, когда впервые появился мобильный телефон?
Вос-ль: Чтобы это узнать и дать ответ на этот вопрос мы подготовили доклад об истории развития мобильной связи.
Выступление одноклассников с докладами.
(Слайд 6).
Идея сотовой телефонной связи появилась у американской компании «Белл кОмпани». В 1946 году эта фирма начала выпускать пробный телефон, который работал из автомобиля. Он был весом около 12 кг и размещался в багажнике машины, пульт управления и трубку выносили в салон. До 1960-х годов другие компании отказывались проводить исследования в области создания сотовой связи, потому что считали, что невозможно создать компактный телефонный аппарат.
(Слайд 7)
Но 3 апреля 1973 года американский инженер Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, совершил звонок с первого действующего мобильного телефона. Вы только представьте себе: это была трубка весом около 1 кг 15 граммов, высотой 25 см, по толщине и ширине около 5 см. На панели было расположено всего 12 клавиш. Аккумулятор позволял общаться по телефону целых 35 минут, а заряжать его приходилось 10 часов.
(Слайд 8)
В России первый звонок по мобильному телефону был совершён в 1991 мэром Санкт – Петербурга Анатолием Собчаком. Телефон был выпущен компанией Nokia и весил 3 кг.
Вос-ль: Вот такие интересные факты из истории мобильного телефона вам нашли ребята. В каком году появился первый мобильный телефон
Вос-ль: В наше время такие телефоны выпускают?
Вос-ль: А какие? (ответы детей: легкие, компактные, и это является самым большим плюсом в мобильном телефоне)
Вос-ль: Могли бы вы сейчас обойтись без мобильного телефона? Объясни почему? (ответы детей)
(Слайд 9) Действительно, большинство из нас с трудом представляет свою жизнь без мобильника. Ведь современный мобильный телефон - это не просто средство связи. Он приносит множество возможностей, невообразимых ещё каких-то 10 лет назад.
Вос-ль: В каких целях используют мобильный телефон? (ответы детей)
Вос-ль: Мобильный телефон может выполнять и другие функции.
У вас на столах карточки с названиями функций современного телефона. Ваша задача, соотнести функцию и что она означает. Работаем в группе, по окончанию работы вы поднимаете руку.
Связь: всегда можно связаться с окружающим миром, позвонить родственникам, друзьям
Калькулятор: посчитать решение примеров по математике
Интернет: в свободное время можно выйти на свои любимые сайты, проверить почту, посмотреть последние новости
Музыка: наслаждаться любимыми песнями
Будильник: никогда не проспишь
Bluetooth: имея такую функцию на телефоне, можно передавать файлы, письма на расстоянии, при этом абсолютно бесплатно
Календарь: заранее происходит оповещение у кого день рождение в ближайшие дни, что очень удобно
Игры: развлечение
Вос-ль: Давайте, перечислим, какие функции может выполнять наш телефон.
- Как вы думаете, эти функции полезны пользователю телефона?
- К каким качествам телефона относятся они? (показ на таблицу)
- Давайте, заполним первый столбик таблицы.
- Подведём итоги!
(Слайд 10-11) Вывод: Телефон наш помощник наш друг.
Вос-ль: Действительно, в современном мире наш телефон – наш друг, но не все знают о том, что наш мобильный друг может оказаться мобильным врагом!
(Слайд 12) Вос-ль: Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о воздействии телефона на здоровье и жизнь человека (демонстрация фильма «Вред мобильного телефона). Ваша задача, внимательно смотреть и определить какой вред несёт телефон человеку.
Вос-ль: О каком вреде телефона говорилось в этом видеоролике?
(карточки перевернуты, открываешь, какие назовут)
Ослабление памяти,
Частые головные боли,
Невнимательность,
Снижение слуха,
Снижение зрения,
Заболевания сердца
Раздражительность,
Нарушения сна,
Усталость,
Мобильная зависимость,
Кража,
Вос-ль: Как вы обратили внимание, часть карточек до сих пор закрыты, как вы считаете, на какие ещё органы или органы чувств может повлиять частое использование телефонов?
Вос-ль: Многие родители, педагоги и даже врачи отмечают тот факт, что поведение детей тоже меняется. Они более раздражительные и быстро утомляются. (открываешь карточки)
(Слайд 14) Вывод: Какой мы здесь можем сделать вывод? (ответы детей). Телефон несет вред здоровью человека.
Вос-ль: Мобильный телефон не только несет вред вашему физическому здоровью, но и влияет и на психику человека. Он вызывает психологическую зависимость. Что такое мобильная зависимость? (ответы детей)
Вы правы!
(Слайд 15-16) Мобильная зависимость – навязчивая потребность человека всегда и везде использовать мобильный телефон.
Вос-ль: Как вы, считаете это положительная или отрицательная сторона телефона?
Вос-ль: А считаете ли вы себя зависимыми людьми от мобильного телефона?
Вос-ль: Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и за частую опасных. Нередки случаи (кражи) телефона.
Вос-ль: Как вы, считаете, что может произойти с вами?
Рассмотрение ситуация
Ситуация №1. Учащиеся 6 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Вова задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника Коли.
Вос-ль: Что совершил Вова?
Вос-ль: Действия его противозаконны, он совершил кражу.
Вос-ль: Как должен поступить Коля, не обнаружив своего телефона?
Вос-ль: Это отрицательная сторона телефона?
Вос-ль: (Слайд 12) ЗНАЧИТ Телефон вредитель наш Враг наш.
Вос-ль: На прошлой неделе, мы с вами проводили анкетирование, где вам были заданы вопросы о количестве затраченного времени, о целях использования мобильного телефона и количестве потраченных денег на услуги связи. А сейчас давайте посмотрим результаты анкеты.
Вос-ль: Обратите внимание, из нашего класса все 10 человек являются активными пользователями телефона. В среднем вы тратите на использование телефона от 1 часа до 3 часов, используются чаще всего телефон для игр и общения, для социальных сетей, прослушивания музыки и звонков.
Вос-ль: Итоги этой анкеты показывают, что некоторый из вас не видят своей жизни без телефона и уже имеют мобильную зависимость.
А теперь обратите внимание на нашу доску. – Что вы заметили?
Вос-ль: Как вы думаете, а можно ли уменьшить вредного воздействия мобильного телефона на человека? Ваши варианты.
Вос-ль: Существуют и другие простые правила, которые может выполнить каждый из вас.
Вос-ль: У вас на столе лежит конверт с правилами пользования мобильным телефоном. Ваша задача составить памятку «Как уменьшить вред мобильного телефона на организм человека», для этого вам нужно приклеить на лист бумаги только верные утверждения.
«Как уменьшить вред мобильного телефона на организм человека».
Телефон безопасен, когда он выключен
Ограничивать продолжительность разговоров до 3 минут
Увеличивать период между двумя разговорами (минимально 15минут)
По возможности пользоваться громкой связью
Вместо разговора пользоваться услугами SMS-сообщений
Детям и подросткам звонить по сотовому телефону только при явной необходимости, по возможности пользоваться обычным телефоном.
При покупке телефона выбирать модель с наименьшей мощностью излучения
Носить мобильный телефон в сумке, кармане верхней одежды или в руке
Не носить телефон на поясе (для мужчин) и на груди (у женщин)
Телефон безопасен всегда
Можно разговаривать 24 часа в сутки
Вос-ль: Какие утверждения вы посчитали верными? Зачитайте их по одному.
Вос-ль: (правила вывешиваются на доску) это памятка останется в нашем классе, что не забывали и соблюдали эти правила всегда.
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Вос-ль: А теперь давайте, подведём итоги нашей беседы. Кто же для нас мобильный телефон друг или враг?
На доске дерево, ваша задача прикрепить лист к той половине дерева, которая обозначает роль телефона для вас ДРУГ или ВРАГ.
Вос-ль: Как вы видите, телефон для большинства из вас остался другом. Но вы всегда должны помнить о том, что …
(Слайд) Мобильный телефон наш ДРУГ, если соблюдать правила пользования.
Приложение 1
Анкета
Есть ли у Вас сотовый телефон?
Да Нет
Считаете ли Вы удобным его наличие?
Да Нет
Для чего Вы больше используете телефон?
А) для разговоров с друзьями и родными
Б) для игр
В) для прослушивания музыки
Д) ля социальных сетей
Г) для всего вышеперечисленного
Могли бы Вы обойтись месяц без телефона?
Да Нет
Как часто Вы разговариваете по телефону?
А) меньше часа в день
Б) от 1 часа до 3 часов в день
В) больше 3 часов в день
Где ты носишь сотовый телефон?
А) в сумке Б) на шее В) в кармане
Знаешь ли ты о вреде, который наносит использование сотового телефона?
А) да, знаю Б) частично знаю В) не знаю
Играете ли вы в игры на телефоне?
А) Часто
Б) Редко, никогда
Сколько примерно средств вы тратите на сотовую связь в месяц (руб.)?
до 50
50-100
100-200
200-500
500 и более
. Комфортно ли вы себя чувствуете без сотового телефона?
да
нет
мне всё равно
Наталья Алексеевна Яковлева