«Сотрудничество с родителями как успешное условие художественно-эстетического развития детей раннего возраста»
«Сотрудничество с родителями как успешное условие художественно-эстетического развития детей раннего возраста»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В.А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно- творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Говоря о художественном-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны-родители-дети-педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг друга. Поэтому большое значение мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители.
С раннего возраста я стараюсь активно развивать эмоциональную отзывчивость детей нашей группы, через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным направлением в работе нашей группы является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает организованная совместно с родителями работа мини - музеев «Музей матрёшки», Музейная педагогика имеет более обширные задачи - целью которых, является приобщение детей к культурному наследию русского народа.
Цель:
-вовлечение родителей в участие в образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие
Задачи:
-способствовать творческому развитию личности детей;
-развивать у детей коммуникативные навыки;
-формировать уважительные взаимоотношения семьи и ДОУ.
Модель взаимодействия педагогов и родителей по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя два блока: информационный, практический.
Основная задача информационного блока - создание в семье условий для художественно - эстетического развития ребёнка через:
-Родительские собрания, анкетирование, консультации, наглядный материал в «Родительских уголках» в виде папок передвижек, изготовление и распространение буклетов, дни открытых дверей (открытые занятия), видеоролики, информация на сайте (соцсетях).
Основная задача практического блока – привлечь родителей к совместным мероприятиям с детьми - организация совместных выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми - вернисажи (выставки творческих работ) - мастер-классы для детей с родителями - участие в конкурсах различного уровня (конкурсы в ДОУ, муниципальные, всероссийские) - проектная деятельность - участие родителей в изготовлении игр, пособий и др.
Взаимодействие детского сада и семьи детей я строю по следующим принципам:
-доверительность отношений;
-личная заинтересованность родителей;
-организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Тесная работа с семьей проводится по всем направлениям художественно-эстетического развития - приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность.
Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания возможно при использовании метода поощрения. Напоминаю родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например, во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!»,
Правила, которых я придерживаюсь во взаимодействии с родителями:
проявлять искренне уважение;
общение должно быть не во вред, а во благо;
изучение семей воспитанников должно быть тактичным и предполагать дальнейшее просвещение родителей
Активное участие родителей в различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.