12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабитова Гузель Аминовна18
0

Статья «Сотрудничество с родителями в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»»

Сотрудничество с родителями в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» .

Автор: музыкальный руководитель МБДОУ Первомайского детского сада общеразвивающего вида «Берёзка» Сабитова Гузель Аминовна

 

Современные тенденции в развитии образования в нашей стране в последние годы коснулись всех его ступеней: дошкольного – общего – профессионального. Дошкольное образовательное учреждение является начальным, и, пожалуй, одним из наиболее важных звеньев в этой цепочке. Психологи утверждают, что базовые личностные качества ребёнка формируются к 6-7годам, далее возможна лишь их корректировка. Поэтому не сложно определить, какая ответственность  лежит на педагогах и воспитателях ДОУ. Ведь именно от них во многом зависит то, каким ребёнок войдёт в социум и как в дальнейшем он будет развиваться.

  Исходя из задачи подготовить ребёнка к жизни в обществе, выявить и помочь развиться лучшим качествам его личности на первый план в образовательном процессе в ДОУ выходит поддержка детской инициативы и предоставление дошкольнику субьективной позиции.

  Что же такое «субъективная позиция» и как сформировать её в условиях ДОУ? Субъектная позиция личности определяется как активная, целенаправленная и конструктивная позиция человека в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития. Попытки построения целостных концепций личности предпринимались ещё в конце 19-начале 20 веков в трудах русских педагогов «серебряного века» В.С.Мухиной, П.Ф.Каптерева. Именно им принадлежит первенство в идее приоритета формирования субъективной позиции личности в процессе воспитания, которая легла в основу Федерального Государственного образовательного стандарта.

 В практической жизни субъективная позиция характеризует человека как личность самостоятельную и творческую, выступающую инициатором собственной деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли. Задача современного педагога - помочь ребенку в самоопределении, самопознании и преодолении препятствий в развитии, найти формы и методы воспитания, создающие  условия для формирования активности и самостоятельности ребенка. 

Воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс, ведь именно родители являются первыми педагогами ребёнка.

ФГОС ДОУ уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников. Однако, специфика работы музыкального руководителя в детском саду такова, что мы не имеем возможности ежедневно общаться с родителями, встречаясь с ними только на утренниках, собраниях, Днях открытых дверей.

     Одно из требований Стандарта - обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных  проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Этот принцип я взяла за основу сотрудничества с семьями воспитанников, создав несколько проектов, которые мы ежегодно успешно реализуем. Однако, вовлечение родителей в образовательный процесс началось с простых шагов. На утренники и праздничные мероприятия в нашем саду, как правило, приглашаются родители, которые посещали их в качестве зрителей. Мои первые просьбы поучаствовать в действии, потанцевать с детьми, организовать общую театральную постановку встречали порой недоумённые взгляды пап и мам. Побудить к действию родителей оказалось не такой уж простой задачей. Но постепенно они стали привыкать к тому, что утренники – это не концерт детей для родителей, а общий праздник, в котором участвуют все, и дети, и взрослые. Так на празднике, посвящённом Дню матери, мамы готовят сюрприз для своих детей – театральную постановку, творческий номер и т.д. Нужно видеть, с каким восторгом дети встречают таких артистов! На каждом мероприятии обязательны игровые программы с участием детей и взрослых, а заключительный аккорд – зажигательный флешмоб для всех.

Интересной находкой стало вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс. Так, например, в итоговой НОД по теме «Русские народные музыкальные инструменты» участвовал родитель Глазыриной Аси, продемонстрировавший игру на баяне и балалайке и посвятивший ребят в ряды юных музыкантов. А дети смогла поиграть на реальных инструментах.

 Несколько лет подряд мы совместно с воспитателями старшей и подготовительной групп и родителями реализуем долгосрочный творческий проект «Играем в театр». В нашем театре каждый ребёнок может реализовать свои творческие возможности. Ведь театр – это синтез искусств. Спектакли детского театра – это интеграция художественного слова, вокального и танцевального творчества. Поэтому, дети могут выбрать занятие «по душе», сами решить в каком номере они хотят участвовать и в каком качестве – солиста или участника танцевальной или вокальной группы. В 2014 году театральная группа «Балаганчик» детского сада «Берёзка» дебютировала на муниципальном конкурсе-фестивале «Веснушки» и завоевала диплом II степени. Родители принимают в подготовке активное участие: шьют костюмы для юных артистов, рисуют декорации.

С целью выявления творческих родителей и сотрудничества с ними был организован «Фестиваль семейного творчества», на котором родители вместе со своими детьми представили творческие номера в различных жанрах: вокальном, хореографическом, чтецком искусстве. Так, например, семья Лапиных показала кукольный спектакль, кукол для которого мама трёхлетней Даши сшила сама, а Соня Лопатина спела песню под аккомпанемент гитары, на которой играл её папа. В фестивале приняли участие не только мамы и папы, но и бабушки, братья и сёстры ребят. Получилось очень душевное мероприятие, которое, я надеюсь, станет в нашем саду традиционным.

Ежегодно в нашем саду проходит вокальный конкурс «Хрустальный голосок». В нём участвуют как старшие ребята, так и дети из первой и второй младших групп. Все желающие представляют на конкурсе одно вокальное произведение сольно или в дуэте. Участие родителей в конкурсе также предусмотрено – если ребёнок выучил песню под их руководством (а не в саду с музыкальным работником), при оценивании ему добавляются дополнительные бонусные баллы.

Более масштабным проектом стал муниципальный конкурс «Сударушка» для девочек 6-7 лет, воспитанниц дошкольных учреждений нашего района. К его организации меня подтолкнул следующий фактор: конечно, в нашем саду, как и в любом другом, есть талантливые, творчески одарённые дети. Но, к сожалению, нет возможности широко показать таланты этих детей. Участие в областных конкурсах для нас, сельских жителей, сопряжено с рядом трудностей, невозможностью вывезти дошкольников в областной центр. Поэтому и возникла идея организовать конкурс «на месте». Моя идея нашла поддержку у руководства и в этом году конкурс «Сударушка» будет проводиться уже в третий раз. Цели конкурса:

1. Раскрытие творческого потенциала одарённых детей.

2. Воспитание у подрастающего поколения художественного и эстетического вкуса.

3. Развитие и поддержка детского творчества.

4. Выявление,  информационная поддержка и сотрудничество с творческими родителями воспитанников ДОУ.

5. Пропаганда семейных традиций.

6.  Повышение уровня национального сознания, приобщение подрастающего поколения к изучению традиционной национальной культуры.

Подготовка участниц предполагает активную работу родителей. Участницы выступают с группой поддержки и от её активности во многом зависит результат конкурса. Каждая участница представляет русский народный костюм. Некоторые родители предпочитают купить его в магазине, но есть и мамы и бабушки, создающие своими руками настоящие шедевры. Так, например, обладательница диплома первой степени «Сударушки» 2016 года Эмилия Ульянова красовалась в костюме, сшитом руками бабушки. Елена Владимировна провела огромную исследовательскую работу: костюм был сшит не из современных материалов, а из того, что «нашлось в прабабушкином сундуке», каждая его деталь  соответствовала стилистике и имела определённое значение, о чём конкурсантка рассказала во время презентации.

В конкурсном задании «Красна изба пирогами» девочки вместе с мамами представляют традиционное блюдо русской народной кухни, а из номеров, которые участницы представляют на презентации своего таланта, можно составить отдельную концертную программу: семейные ансамбли демонстрируют своё творчество в различных жанрах.

 Таким образом, муниципальный конкурс «Сударушка», который изначально организовывался для девочек, стал настоящим семейный праздником и объединил творческих родителей всего района.

В начале учебного года  я предлагаю родителям заполнить анкеты и ответить на ряд вопросов, касающихся области музыкального образования. В своей работе обязательно учитываю предложения и пожелания родителей, высказанные ими при анкетировании.

     Цель педагогической деятельности музыкального работника ДО – развитие творческой, разносторонне развитой, созидающей личности ребенка. Постепенно, в ходе каждодневной работы с детьми, в тандеме с родителями и специалистами ДОУ,  мы идём к реализации поставленной цели.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.