Статья «Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »
Кузьмина К.П.
МБДОУ ЦРР ДС «Сказка»
Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребенка функционирует две группы раннего возраста для детей от 2 до 3 лет, а так же три группы кратковременного пребывания.
Адаптационный период является очень значимым в жизни ребенка. В этот период происходит эмоциональная и информационная перестройка в сознании дошкольника. Малыш учится обходиться без значимого для него взрослого, учится проявлять свои, пусть еще не совсем сформированные, коммуникативные навыки, а так же учится быть самостоятельным во всех видах деятельности, будь то самообслуживание или другие виды деткой деятельности. Но, очень важно отметить, что ребенку, на данном этапе очень важна помощь и поддержка взрослого, как педагогического коллектива (воспитателя, психолога, музыкального руководителя), так и поддержка членов семьи.
Учитывая актуальность данной проблемы, а так же с целью создания условий для обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста нами были выстроены партнерские отношения с семьями воспитанников.
Педагогами групп раннего возраста был разработан план совместной деятельности родителей и педагогов для прохождения детьми раннего возраста успешной адаптации к условиям дошкольной организации, а так же ряд рекомендации по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.
Именно сотрудничество с семьями воспитанников обеспечивает полноценное развитие детей и позволяет добиться более эффективных результатов в педагогической деятельности. Тесное сотрудничество начинается с поступления ребенка в сад, с периода адаптации. В этот период родители очень четко выполняют требования педагогов и охотно откликаются на просьбы.
Родители активно помогают нам в пополнении предметно - развивающей среды (изготовление панно для сенсорного развития детей, изготовление игрушек самоделок) пополнение аудиотеки.
Всю организованную систему работы ДОУ по установлению партнерских отношений с родителями детей раннего возраста к ДОУ можно представить в виде поэтапно взаимодействия.
Ознакомительные встречи, беседы с родителям. Анкетирование, с целью выявления, предполагаемого уровня педагогической компетенции членов семьи. Проведение опроса, позволяющего сформировать представление о индивидуальных особенностях ребенка, стиле семейного воспитания
Первый этап
Четкая формулировка образовательных запросов родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству с образовательной организацией в различных формах взаимодействия.
Второй этап
Повышение педагогической компетентности родителей:
формирование знаний о развитии, воспитании и обучении ребенка, развитие практических педагогических умений
Третий этап
Качественный и количественный анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках данного направления деятельности
Четвертый этап
Для эффективного взаимодействия и установления партнерских отношений мы используем следующие средства: групповые консультации, индивидуальные консультации, наглядная агитация, папки передвижки.
Групповые консультации | Индивидуальные консультации | Наглядная агитация | Папки передвижки |
«Адаптация ребенка к условиям ДОУ» | «Основные правила детского сада» | Электронная рассылка «Развитие ребенка с 2-х до 3-х лет» Памятка «Режим дня это важно» | Папка-передвижка «Адаптация к детскому саду» Папка-передвижка «ПДД для малышей» |
«Я сам» - консультация о привитии КГН и навыков самообслуживания. | «Рекомендации по профилактике ОРВИ и гриппа» | Буклет для родителей «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» | Папка-передвижка «Потешки для детей раннего возраста» |
Можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1.Открытость воспитательно-образовательного процесса.
2. Доброжелательность, искренность, открытость педагогов
3. Организация единого воспитательно-образовательного пространства, как в учреждении, так и в семье.
4. Использование современных, инновационных средств и методов педагогического просвещения родителей.
5 Индивидуальный подход;
Список использованных источников и литературы
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ "Сфера", 2006. – 128 с.
Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
Спицына Любовь Ивановна