Статья «Создание условий для речевого развития детей с ОВЗ раннего дошкольного возраста в условиях ОУ»
«Создание условий для речевого развития детей с ОВЗ раннего дошкольного возраста в условиях ОУ».
Шайхутдинова З.А., учитель-логопед МБОУ "НШДС №71" НМР РТ.
С целью создания условий для развития разных сторон речи детей с ОВЗ раннего дошкольного возраста становится необходимым решить следующие задачи:
-осуществление раннего диагностирования детей с ОВЗ с целью профилактики появления нарушений речи;
-осуществление раннего логопедического воздействия;
-оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ раннего дошкольного возраста в специально организованных играх и занятиях.
-оказание консультативной помощи родителям детей с ОВЗ раннего дошкольного возраста;
Необходимое оборудование для осуществления данного вида деятельности:
автоматизированная методика «Логопедическое обследование детей» для тестирования и обработки данных. «Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов (35 400 р.)
набор «Расти, малыш!». Интерактивные игры и упражнения для активизации речи у детей младшего дошкольного возраста. Набор из 24 игр на флешке (USB – носителе) для активизации речи детей. Он предназначен для развивающих занятий с малышами, коррекционных занятий с неговорящими детьми и детьми с задержкой речи разной степени тяжести. (2490 р.)
мультмедийное оборудование (проектор, экран)
мобильный компьютер
Содержание работы:
Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития при их наличии, и начинается с раннего возраста ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.
Используются следующие методы:
— анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);
— беседа с родителями;
— наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
— изучение медицинской документации;
— собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и: сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса, фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи.
При выполнении заданий обращается особое внимание на:
— умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
—то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);
— ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;
— эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.
По итогам обследования в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка на раннем этапе речевого развития в целях предупреждения различных нарушений используют следующие основные направления коррекционно-логопедической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие тактильных ощущений, формирование понимания речи, наряду с которыми следует формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимися предметами, развивать у ребенка потребность общения с взрослым, слуховое внимание, работать
над активизацией голосовых реакций. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Так в работе с
малышами раннего возраста , используются игровые упражнения, направленные на развитие физиологического дыхания, укрепление мышц губ. Каждое занятие начинается с таких дыхательных упражнений. Применяются упражнения на тренировку длительной воздушной струи, выработку умения целенаправленно изменять силу выдоха. Кроме того, для развития речевого дыхания и голоса применяются различные упражнения, направленные на звуковое подражание. Здесь достаточно удачно используются на занятиях различные игрушки, изображающие животных, людей, сказочных героев, предметы техники. С детьми раннего возраста необходимо выполнять простую артикуляционную гимнастику в пассивной и активной форме. Целью подобного рода упражнений является выработка правильного движения и нужного для произношения положения речевых органов, тренировка умения изменять и объединять отдельные простые движения в сложные.
Одним из важнейших условий в проведении логопедической работы с детьми раннего возраста является применение игр по стимуляции речевой активности, которые сочетаются с играми на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти. Используя определенный сюжет, ребенка легко вовлечь в игру. Для такого рода игр применяются игрушки, музыкальные инструменты, можем вводить в занятие небольшие театрализованные элементы, используются интерактивные игры на различные лексические темы, что вызывает особый интерес малыша. Так как уровень развития речи малыша в особой мере зависит от уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук, в логопедической работе с детьми особое место уделяется играм на тренировку различных движений пальцев и кистей рук. С детьми проводится пальчиковая гимнастика. Различные потешки, небольшие стихотворные произведения помогают разнообразить данный процесс. Большое воздействие оказывают на данный процесс игры с пирамидками, матрешками, кубиками, соленым тестом, пластилином, пальчиковыми красками, конструктором, крупной мозаикой.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в речевом развитии. Следует уделить особое внимание тому фактору, что ребенок раннего возраста может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, использование наглядности, договаривание ребенком слов и фраз и др.
Раннее логопедическое воздействие способствует развитию познавательной деятельности детей, снижению тяжести речевого нарушении, если таковые имеются, способствует компенсации нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждению отклонений. Успех логопедической работы с данной категорией детей в большой степени зависит от согласованных усилий родителей ребенка и педагогов.
В процессе консультаций логопеда родители осознают значимость контроля собственной речи и обучаются адекватно использовать вербальные реакции в ходе коммуникативных ситуаций, в которых участвует ребенок. Внимание родителей обращается на возможности использования различных видов детской деятельности (предметной, зарождающейся игровой, различных видов продуктивной) для стимуляции самостоятельной речи ребенка и развития его коммуникативного взаимодействия с взрослым и сверстниками. Родители обучаются задавать разнообразные вопросы по поводу совершаемой ребенком деятельности, обсуждать вместе с ним разные ее этапы. Ребенок приучается наблюдать, как действуют взрослый и дети и вербально обозначать эти действия. В результате консультативной деятельности логопеда усиливается уверенность родителей в их собственных возможностях воспитания, которые они реализуют, внимательно наблюдая за процессом целостного развития ребенка, становления его речи и творчески применяя рекомендации специалиста.