Общение с родителями обучающихся с ОВЗ как важное условие успешной интеграции

3
0
Материал опубликован 21 December 2021 в группе

Общение с родителями обучающихся с ОВЗ как важное условие успешной интеграции

Родители – важный субъект образовательного процесса, поскольку их роль в процессе воспитания и обучения детей является ведущей. Именно они обязаны заложить «основы….» развития ребенка – так гласят гл.4 ст. 44 п. 1 и п. 4 ч. 1 закона «Об образовании в РФ» [5]. Поэтому педагогу необходимо уметь выстраивать общение с родителями таким образом, чтобы помочь им приносить пользу ребенку [3, с. 106].

В педагогической деятельности важно выстраивать открытые отношения с родителями обучающихся – говорить с ними честно, но мягко. Вместо жалоб на успеваемость и продуктивность рассказывать о зонах роста ребенка, чтобы у родителя складывалось понимание о талантах и сильных сторонах обучающегося. Также, иногда это помогает ослабить давление на ребенка и помочь взрослым разглядеть его индивидуальность.

Для сохранения позитивного настроя родителей педагогу следует выстраивать коммуникацию приветливо, доброжелательно, с оптимизмом – так, чтобы с другой стороны возникало доверие и уверенность в успехе проводимых с обучающимся мероприятий [2, 4].

В МАДОУ Детский сад компенсирующего вида № 369 г. Екатеринбурга все педагоги умеют выстраивать коммуникацию с родителями – поскольку, наш акцент – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Наша задача – обеспечить спокойствие родителей обучающихся и показать, что интеграция и социализация лиц с ОВЗ в общество – это процесс, который зависит не только от образовательного учреждения, но и от семьи [1, с. 164].

Моя педагогическая практика строится на диалоге: перед тем, как внести индивидуальные занятия с конкретным ребенком в свое расписание, я обсуждаю этот момент с его родителями, узнаю их запрос и рассказываю, что я могу сделать, чтобы помочь достичь поставленной цели или какого-либо ее компонента. Во время занятия я провожу фото- и видеосъемку (с предварительного письменного согласия законных представителей ребенка) и отправляю родителям любым удобным для них способом (чаще всего – через мессенджер WhatsApp). К материалам обычно пишу короткий комментарий о том, в какую деятельность обучающийся был погружен на занятии, в чем он показал хороший результат, и, как можно, при желании, этот результат улучшить.

Кроме того, каждый родитель может обратиться ко мне (как лично, так и в переписке) с запросом на консультацию – в условиях пандемии я стала проводить их не только очно, но и онлайн. В МАДОУ № 369, также, проводятся онлайн родительские собрания и заседания психолого-педагогического консилиума, где обсуждаются особенности работы педагогов с каждым обучающимся наедине с его родителями.

Таким образом, перечисленные способы профессиональной деятельности формируют продуктивную и эффективную коммуникацию между всеми субъектами образовательного процесса.

Список использованных источников

1. Гринина, Е. С. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Гринина, Т. Ф. Рудзинская // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5, вып. 2(18). – С. 163-168.

2. Мартынова, Д. М. Роль родителей в эффективности реабилитации и абилитации ребенка с ОВЗ / Д. М. Мартынова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей 25-26 апреля 2019 г. – ФГБОУ ВО «УрГПУ». – 2019. – С. 259-261.

3. Мартынова, Д. М. Сформированность педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. М. Мартынова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета 23-24 апреля 2020 г. // ФГБОУ ВО «УрГПУ». – 2020. – С. 104-107.

4. Тутаришев, А. К. Роль семьи в социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея) // [Электронный ресурс] / А. К. Тутаришев // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2015. – URL : https://cyberleninka.ru/article/v/rol-semi-v-sotsialno-psihologicheskoy-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-iz-opyta-raboty-reabilitatsionnyh (дата обращения: 10.12.2021)

5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» : [от 29.12.2012 (ред. 21.07.14) № 273-ФЗ]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 13.12.2021).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.