Сотрудничество школьного музея с информационным пространством библиотеки
Сотрудничество школьного музея с информационным пространством библиотеки
Асенова А. Х.
МОУ Аргаяшская СОШ №2
С.Аргаяш
В современном обществе успех личности зависит от информационной грамотности, уверенности в собственных силах, умения эффективно общаться и решать проблему.
Сегодня никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации всё в большей степени зависит качество жизни. Люди думают и действуют так или иначе в зависимости оттого, какой информацией они располагают.
Существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности и патриота своего Отечества является музейная педагогика-одно из направлений деятельности школьных музеев. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и всех школьных структурных подразделений- суть новой образовательной концепции XXI века. Музеи, библиотеки, институты памяти стараются фиксировать, как изменились навыки человека в XXI веке и адекватно реагировать на эти изменения, предоставляя услуги, конкурируя на рынке свободного времени с кино, театрами, торгово- развлекательными центрами и интернетом. Как сделать музей понятным и интересным для подростков и как работать с новыми медиа.
Особая уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит информационному библиотечному центру (далее ИБЦ) в школе. Фонд ИБЦ располагает необходимыми ресурсами для деятельности школьного музея: архивы, справочная литература, энциклопедии, рукописи, электронные издания, дайджесты, произведения отечественных и зарубежных писателей, краеведческий материал. ИБЦ современен и подвижен: появилась возможность использовать сеть Интернет, wеб- страницы разных организаций, усилены связи с другими информационными учреждениями. Школьный музей- одно из действенных средств расширения образовательного кругозора, специальных знаний, формирования научных интересов, профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности. Специфика музейной деятельности в её разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково-исследовательской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской и т.д.). Это требует от всех причастных к жизни школьного музея наличие специальных знаний, кругозора, что ведёт к использованию ресурсов ИБЦ.
Юные краеведы, исследуя всесторонне тему, стремятся связать изучаемые события с историческими процессами, установить достоверность, понять роль отдельных личностей в событиях. Краеведческая составляющая обслуживания ИБЦ в этих ситуациях становится одной из точек опоры помощи музею. В процессе исследования происходит сотрудничество с педагогом- библиотекарем, социальная адаптация юного краеведа, крепнет его гражданская позиция, ценностные ориентиры.
Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, архивных документов музей является местом повышения культурно- образовательного процесса. Создавая музейные экспозиции по различным разделам происходит тесное сотрудничество совета музея и ИБЦ. При подготовке тематических экскурсий, составлении текста экскурсии предполагается обращение к ресурсам библиотечного центра.
Культурно- массовые мероприятия музея проводятся совместно с ИБЦ и органично вписываются в план работы общеобразовательного учреждения: экскурсии, лекции, чтения, конференции, литературные вечера, встречи с ветеранами, выдающимися деятелями, местным населением, праздники, исторические игры и т.д. ИБЦ уделяет большое внимание и помощь в работе краеведов с документальными материалами архивов, подготовке докладов, рефератов, выставок, записи воспоминаний, выполнению проектов.
При этом важно не только использование этих данных в образовательно- воспитательной цели, но и от этих фактов, документов вести учащихся к знаниям, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся и они могут использовать эти знания в различных сферах жизнедеятельности. Эти задачи объединяют педагога- библиотекаря и руководителя музея. Но как сделать, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность учащихся в процессе приобщения к культуре своего народа. Используя современные музейные педагогические технологии (КТД, игровые технологии, метод проектов, проблемного обучения, индивидуального обучения) педагог- библиотекарь и
руководитель музея ставят перед собой задачи:
научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей
формировать понимание сопричастности к современной истории и культуре, связанной с прошлым
формировать устойчивую потребность, навыки общения, взаимодействие с фондом классической, зарубежной, справочной литературы, современной прозы.
развивать способность к эстетическому развитию, сопереживанию, к эмоциональному восприятию
формировать толерантность, уважение к другим культурам, понимание и принятие.
При совместной деятельности, подготовке проектов главной задачей всегда будет создание условий для формирования у обучающихся позиции заинтересованного исследователя, личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему, будущему наследию. К нетрадиционным формам музейных занятий относятся: музейные интегрированные уроки, турниры, игры, викторины; занятия, основанные на исследовании, изобретательстве, анализ первоисточников, репортажи и т.д; урок мудрости, урок мужества, урок любви; урок - сказка, урок - фантазия. Музей и ИБЦ должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, диалога времен и событий. В основе музейно- образовательной деятельности лежит литература (справочная литература, энциклопедии, классическая литература, современная проза, зарубежная литература и детская литература), которая используется при подготовке тематических экскурсий, литературных туристических маршрутов, научных чтений, календарных праздников, музейных уроков, исторических и литературных вечеров, праздников. Отличительная особенность педагога-библиотекаря заключаются в мобильности, умении подготовить, адаптировать необходимый материал, интеллектуальной активности, знание творчества отечественных и зарубежных писателей, владение новинками.
Наше время характеризуется возрастающей тенденцией к расширению возможностей информации, к ей большей доступности. Чтобы не ослабить интерес к музейным мероприятиям необходимо подготовить захватывающий интерес факты, исторические события, уникальные истории, связанные с экспонатами, в результате чего у школьников возникает желание включиться в новой поиск. Характер педагогической деятельности ставит и музейного педагога и педагога- библиотекаря и учащихся в коммуникативные ситуации, требуя проявление эффективного межличностного взаимодействия.
Такие качества, как эмпатия, рефлексия, общительность, способность к сотрудничеству, творческому поиску составляют их гуманистический потенциал, обеспечивая повышение качества образования, формирование гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения- главной цели современного образования, выполняющего социальный заказ общества.
Реализация технологии музейной педагогики с использованием ресурсов ИБЦ даёт ученикам шанс стать интеллигентными людьми с детства, приобщенными к истории, культуре, музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок, культурных событий, имея багаж знаний, полученный в информационном библиотечном мире.