12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Валентина Викторовна44
5

Совершенствование речевого развития младших школьников в условиях УМК «Школа России

  «Совершенствование речевого развития младших школьников

в условиях УМК «Школа России»

Авторы комплекта отмечают, что учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Мы используем в своей работе полный комплект учебников:

русский язык - Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др.

"Азбука", Канакина В.П., Горецкий В.Г., "Русский язык";
литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. "Литературное чтение";
математика - Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. "Математика"
окружающий мир - Плешаков А.А. "Окружающий мир";
музыка - Критская Е.Д. и др. "Музыка";
технология - Роговцева Н.И.и др., "Технология"
физическая культура - Лях В.И. "Физическая культура"
ИЗО - Неменская Л.А., под ред. Неменского Б.М. "Изобразительное искусство" и др.

Речь сопровождает человека на протяжении всей жизни, является потребностью каждого.

Развитие устной и письменной речи главным образом происходит на уроках русского языка (авторы учебников: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

Способствует этому пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических описаний, комплексный характер заданий к упражнениям. Задания в учебниках и рабочих тетрадях позволяют решать лексические, фонетические, фонетико-графические задачи. Ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют понятия, делают выводы. В учебниках есть задания для работы в парах, группах, а так же проектные задания. В учебниках и рабочих тетрадях огромный материал, который позволяет эффективно развивать кругозор детей, словарный запас, создает на уроках благоприятную речевую среду.

Анализируя учебники русского языка, можно выделить задания, направленные на развитие устной и письменной речи (1, 2 класс):

Составление предложений по картинке, по схемам, из слов, на заданную тему…

Подбор рифмующихся слов, дополнение сюжета, работа с деформированным текстом…

Разыгрывание сценок, составление диалогов…

Постоянные рубрики: «Страничка для любознательных», «Наши проекты»…

Составление по картинам отзывов, сочинений (в учебниках есть «Картинная галерея»)…

Составление кроссвордов, палиндромов, сканвордов, ребусов, чайнвордов,…

Составление словариков и многое другое.

На уроках литературного чтения развитие речи идёт через формирование читательской компетенции, приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом, через сопоставительный анализ художественных и научно-познавательных текстов; акцент на собственном аргументированном суждении, через коммуникативное взаимодействие учащихся, сотрудничество при чтении и обсуждении литературных произведений. Уроки литературного чтения направлены на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.).

Программой предусмотрены разные виды чтения:

Смысловое (определение темы, основной мысли, деление на части…);

Беглое

Выборочное ( в изложеии);…

Анализируя учебники литературного чтения, можно выделить задания, направленные на развитие устной и письменной речи (1, 2 класс).

В Азбуке (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин):

Составление предложений, текстов по картинкам, опорным словам, схемам…

«Задайте вопрос друг другу»…

Дополни предложение…

Рассказывание знакомых сказок…

«Почему так говорят?» Работа с поговорками, пословицами,…

«Рассмотри рисунок и найди ошибки художника…»

«Назови одним словом, найди лишнее и докажи» (задания на анализ и синтез)…

Восстановление последовательности событий, озаглавливание, придумывание в паре другой концовки рассказа…

Игры со словами, превращения слов…

Работа со словарями

Работа с многозначными словами, антонимами, синонимами,…

Составление рассказов из личного опыта ребёнка («Расскажи о своём дне рождения. Кого ты приглашал?» Стр. 62. и. т.п.)

Обсуждение профессий человека, предположение своей будущей профессии, стр.109

«Подготовь сообщение, обратившись за помощью к учителю или родителям ( например, об истории флота, ч. 2 , стр. 70) и др.

В учебниках литературного чтения 1 класса (В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова):

«Обсудите с родителями смысл высказываний. Какое высказывание тебе понравилось больше, почему?» (стр. 23)…

«Устрой с друзьями конкурс, кто больше придумает весёлых историй» (стр. 23)…

Работа над проектами («Создаём «Город букв» стр. 28, «Составляем азбуку загадок» (стр. 72), придумывание текста для экскурсии по музею и.т.д.

«Разыграйте прибаутки как в театре»…

«Придумайте свою небылицу»…

Постоянная рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения»

Закончи предложение, чтобы оно стало небылицей…

Проведи конкурс, кто больше вспомнит загадок…

«Выскажи предположение о событиях текста»…

Нарисуй словесную картину к стихотворению (И. Бунин «Первый снег», 1 ч., стр. 190)

Сравнение литературных жанров (2 ч., стр. 196, вопрос 4)

Придумай похожую историю (ч. 1, стр. 180)

Работа над развитием речи на уроках окружающего мира идёт через выделение существенных и несущественных признаков, классификацию, понимание главной мысли научного текста, совместные наблюдения за растениями, животными, звездами и фиксирование результатов своих наблюдений; прогулки, экскурсии, через создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном, а эта работа готовит детей к написанию сочинений – рассуждений.

Развитие устной и письменной речи представлено и в учебниках окружающего мира (А.А.Плешаков):

Работа над проектами:

«Моя малая Родина» (1 кл. 1 ч., р.т., стр. 8)

«Моя семья» 1 кл. 1 ч., р.т., стр.36)

«Мой класс, моя школа» (1 кл. 2 ч., р.т., стр. 4)

«Мои домашние питомцы» (1 кл. 2 ч., р.т., стр. 28)

«Родной город, село» (2 кл. 1 ч., р.т., стр. 12)

«Красная книга» или «Возьмём под защиту» (2 кл. 1ч., р.т., стр. 96)

«Профессии» (2 кл. 1ч., р.т., стр. 128)

«Родословная» (2 кл. 2ч., р.т., стр. 46)

Города России» (2 кл. 2ч., р.т., стр. 96)

«Страны мира» (2 кл. 2ч., р.т., стр. 128) и т.д.

Задания, направленные на развитие речи учащихся:

Устное описание предметов по плану…

«Объясните, что изображено на фотографии соседа»…

Игра – соревнование: кто больше назовёт слов на заданную тему…

Найти ошибки в задании соседа и объяснить их

Составить рассказ (о семье, о профессии, как снег и лёд помогают нам отдыхать и укреплять здоровье, о животном мире холодного пояса…)

Сочинить сказку…

Объяснить пословицу…

Объяснение правильного и неправильного поведения другим детям…

Работа в паре со схемами, их объяснение и дополнение…

Сравнение фотографий, картинок (2 кл, 1 ч., стр. 8, 9, 24, 120, 2 ч., стр. 4, 70, 81, 84, 106 и т.д.)

Составление устного рассказа по картинкам, по наблюдениям, по тексту, по плану (2 кл. 1ч. Стр. 10, 16, 36, 54, 85, 105, 109, 110, 111, 112, 2 ч. Стр. 8, 9, 18, 42, 45, 49, 62, 86, 97, 112 и т.д.)

На уроках математики систематически идёт работа по развитию речи. Работа с текстовыми задачами способствует этому. Проводится анализ задачи, выборочное чтение, устанавливается связь между данным и искомым, изменяется вопрос или условие. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот развивает не только логику, мышление учащихся, но и развивает речевые умения и навыки, ведь всё нужно обосновывать, доказывать, объяснять. Постоянная работа с терминами, устаревшими словами (например. МИЛЯ, САЖЕНЬ, АРШИН и др.) активно обогащает словарный запас.

Огромная работа по развитию устной и письменной речи учащихся представлена и в учебниках математики (М.И. Моро).

Например, в 1 кл. 1 ч.:

Составление по картинке вопросов, введение вопросительного слова «Сколько», «Вверху», «Внизу»… (стр. 4, 6, 9…)

Постоянная рубрика «Вспомнить сказку, определить последовательность событий» (стр. 8, 9, 11, 13, 14,…)

По картинке составить высказывание, кому могут помогать дети, как посадить растение (стр. 15), какие растения можно встретить в лесу, какие грибы можно собирать в лесу (стр. 22)

Составить разговор про осень и как белка делает запасы на зиму. Как другие животные делают запасы? (стр. 29), «Для чего нужны деньги? Правила поведения в магазине (стр. 49), «Что такое традиции, народная роспись» (стр.57) и т.д.

Составление математического рассказа по картинке на основе числового выражения (стр. 33, 35, 41, 43, 44, 45, 46, 49, 51, 54, 55, 56, 58,…)

Введение терминов и т.д.

Направления развития речи на уроках:

Работа над словом (лексический уровень);

Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

Работа над связной речью (уровень текста);

Произносительная работа: дикция, орфоэпия, выразительность и т.д.

Работа над словом, предложением, текстом идёт в 1- 4 классах идёт не только на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, но и на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки, физкультуры. Если развивать речь только на уроках русского языка, достичь высоких результатов будет очень сложно. Нужно на каждом уроке работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

Основные виды работы с текстом на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира :

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя);

Чтение, деление на смысловые части;

Составление плана (цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их в правильном порядке);

Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней;

Чтение (пересказ) по готовому плану;

Пересказывание ( подробный пересказ, краткий , пересказ отдельного эпизода, творческий;

Восстановление деформированного текста;

Инсценирование текста или отрывка;

Выборочное чтение (с определенным заданием);

Чтение по ролям и другие

Работу над словом, словосочетанием и предложением, над связной речью можно проследить на разных уроках. На уроках русского языка учим ребят работать со словарями – искать слова по алфавиту, уточнять лексическое значение слова и эта работа идёт не только на уроках русского языка, но и на остальных уроках.

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема «Где живут слоны».

Необходимо уточнить лексическое значение слов саванна, экспедиция, экватор (для этого используется толковый словарь, энциклопедии,…) Это и есть работа над словом (лексический уровень).

Необходимо ответить на вопрос:

Как животные приспособились к жизни в саванне?

Ребятам предлагают подготовить отчёт об экспедиции по плану (детям ещё сложно самостоятельно выполнить такую работу, поэтому даются в помощь вопросы):

В каком районе побывали?

Какая была погода?

Какие растения были вокруг?

Каких животных встретили?

Работа по плану активно включается в уроки окружающего мира, русского языка (работа над сочинением, изложением, работа с памятками на страницах учебника русского языка: «Порядок разбора глагола», «Как подготовиться к диктанту», «Как подготовиться к изложению» и др.) Работа по плану активно включена в учебники литературного чтения (составление плана к тексту, пересказ по плану, описание главного героя по плану...).

Приготовить рассказ нужно и на уроках русского языка, литературного чтения…

Далее ребятам предлагают приготовить рассказ о том, что показалось самым интересным на уроке.

Это и есть работа над предложением, текстом, работа над связной речью.

На этом же уроке есть и произносительная работа – орфоэпическая – даётся слово с ударением ПАВИАН (животное саванны, ребята должны научиться правильно произносить это слово.

Урок математики в 3 классе. Тема: «Площадь прямоугольника»

Работа с лексическим значением слов. Развитие понятийного аппарата.

Принятая в России система измерения площадей земельных участков

1 сотка = 10 метров х 10 метров = 100 кв.м

1 гектар = 1 га = 100 метров х 100 метров = 10000 кв.м = 100 соток

1 квадратный километр = 1 кв.км = 1000 метров х 1000 метров = 1 млн. кв.м = 100 га = 10 000 соток

Работа с устаревшими словами.

Старинные русские единицы измерения площадей

1 кв. верста = 250 000 кв. саженей = 1,1381 км²

1 десятина = 2400 кв. саженей = 10 925,4 м² = 1,0925 га

1 четь = 1/2 десятины = 1200 кв. саженей = 5462,7 м² = 0,54627 га

1 осьминник = 1/8 десятины = 300 кв.саженей = 1365,675 м² ≈ 0,137 га.

Одно из заданий: требуется отремонтировать детскую комнату, площадью 3м на 4 м. Посчитать, какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта.

- Свои подсчеты занесите в «Таблицу ответов».

Список материалов для ремонта магазина «ВСЕ для РЕМОНТА»

1. Линолеум

2. Плинтус

3. Опанелка

4. Наличник и др

Для того, чтобы выполнить работу, сначала надо поработать над лексическим значением слов, поставить ударение (лексический уровень).

На этапе подведения итогов нужно ответить на поставленные вопросы:

Какую задачу мы ставили на уроке?

Удалось решить нам поставленную задачу?

Каким способом?

По каким формулам находится площадь прямоугольника?

Где можно применить новое знание?

Отвечая на поставленные вопросы, учащийся развивает навыки связной речи.


Развитие речи активно идёт и на уроках трудового обучения. Часто ребята работают с элементами текста, с энциклопедическим материалом, словарями, выполняют работу по чертежу или инструкции.

Например, урок труда в 1 классе. Тема: «Бумага. Изделие «Закладка из бумаги».

На этом уроке идёт работа над лексическим значением слов СИММЕТРИЯ, ШАБЛОН, виды бумаги: калька, копирка, гофрированная бумага, картон;

Работа над связной речью.(Дети отвечают на вопросы)

А вы умеете заботиться о книгах?

Знаете, как правильно обращаться с книгами?

Как вы отмечаете ту страницу, на которой остановились?

После демонстрации фильма «Закладка из бумаги», под руководством учителя, с опорой на просмотренный фильм составляется план работы.

План работы:

Возьмём из конвертов шаблоны 1, 2, 3 и обведём на цветном картоне.

Разрежем шаблоны по разметке.

Обведём новые шаблоны на цветной бумаге (сделаем две заготовки одного цвета и четыре – другого).

Вырежем все детали.

Расположим детали симметрично на заготовке закладки.

Приклеим детали, начиная от центра.

Проверяем, чтобы узор получался симметричным.

Оценим изделие.

После выполнения работы, отвечают на вопрос и оценивают своё изделие:

Чем ваша закладка отличается от образца?

Какая закладка вам понравилась больше других и почему?

Как вы будете использовать свою закладку?

В 3-4 классах работа идёт с использованием чертежей, развёрток (ребята должны уметь вычитывать информацию из схем и чертежей…)


Уроки изобразительного искусства также способствуют активному развитию устной речи учащихся. Идёт введение новых терминов, лексическая работа со словами с привлечением словарей, интернета, личного опыта. Наблюдение за картинами, составление рассказа, устного сочинения по картине с использованием плана и многое другое.

Урок ИЗО , тема урока: «Красивые рыбы. Украшение рыб» (параллельно на уроках окружающего мира изучается тема «Кто такие рыбы».

Работа над значением слов, сочетаний вуалевый хвост, техника монотипии (это рисунок, который выполняется с помощью отпечатка).

РЕПРОДУКЦИЯ, КОМПОЗИЦИЯ,…

Работа по плану:

Давайте на левой стороне листа нарисуем гуашью небольшое пятно любым цветом.

Затем лист складываем, приглаживаем и открываем. У нас получилось два пятна. Это будет у нас туловища двух рыбок.

К ним мы пририсуем плавники, хвосты и т.д..

Совместное составление этапов выполнения работы:

Туловище.:

Хвост. :Пока будут высыхать.

Плавники.:

Водоросли нарисуем масляными карандашами.

Изображение воды акварелью.

Глаза.

Жабры.

Узоры. Выполняются красками, гелями, фломастерами, масляными карандашами.

Подводя итоги, ученики отвечают на вопросы:

Что нового узнали на уроке? (О рыбах.)

Чему научились?(Рисовать рыбок в технике монотипии, украшать их.)

Уроки музыки активно помогают в развитии устной и письменной речи. Идёт активное обогащение активного словарного запаса, рассказывают о своих впечатлениях о прослушанной музыке, рисуют под впечатлением услышанного, подбирают слова- синонимы идр.

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Музыкальная азбука»

1.Работа над словом (лексический уровень) +Произносительная работа

Необходимо уточнить лексическое значение слов, правильно читать и произносить: поэт, композитор, мелодия, клавиатура, ноты, скрипичный ключ…

2. Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)+3.Работа над связной речью (уровень текста):

Как звучит музыка этой песни? (подбери нужные слова на стр. 96)

О чём песня?

Что за сестрицы живут в песне?

Почему с ними надо подружиться?

Как поэт относится к своим героям?

Подтверди свой ответ словами из текста песни (выборочное чтение) и.т.д

Развитие речи должно идти на каждом уроке.


Развитие речи на уроках русского языка по классам можно проследить по таблице:


1 класс

12 часов

2 класс

42 часа

3 класс

39 часов

4 класс

45 часов

Итого

138 часов


Слово, предложение, текст.

6 ч

20 ч

7 ч

5 ч

38 ч


Изложения, письмо по памяти.

-

5 ч

7ч +

2 ч

15 ч

29 ч


Сочинения:





6 ч

(устно)


17 ч




23 ч

25 ч

71 ч


Сочинеия по картинам



9 заданий (рисунки)

8 + 5 по рис.


7 + 5 по рис.

7+ 3 по рис.



Сочинения на заданную тему


3 задания

3 задания

6 ч

15 ч



Сочинение- описание



1 ч

5 ч




Текст- рассуждение


1














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.