Сочинение загадок как средство речевого развития младших школьников
Воспитательный и образовательный потенциал загадок очень
разнообразен. Через них происходит развитие любви к творчеству, языку,
собственно слову. Загадки создают и направляют устремление детей постигать
мир народного творчества, доставляют им удовольствие, приобщают детей к народному
образу мышления, служат эффективным средством
патриотического воспитания. Они занимают особое место в работе по
развитию детского мышления. Разгадывание загадок может стать для ребенка
своеобразной «зарядкой для ума», мобилизующей и тренирующей его
умственные силы. Чтобы разгадать загадку, нужно быть внимательным
наблюдателем, иметь хорошую память, рефлексировать, систематизировать
полученные знания и использовать их также нужно уметь. [3]
Тема исследования актуальна, поскольку во время создания загадок
развивается речь детей - как устная, так и письменная. Путем дружного
отгадывания всем классом загадок и следующего за этим обсуждения
развиваются также и навыки коммуникации. «Загадка -- это гимнастика для
ума» [4]. «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение.» [22]
Загадки всегда привлекали внимание ученых. Они чаще интересовали
как подсобный материал при изучении различных общих проблем. Наиболее
изучены их происхождение, связь с тайной речью, магические значения. Об
этом писали почти все исследователи загадок. Сейчас загадки в основном
используются для развлечения.
Загадки уходят корнями в глубокое прошлое, например, их можно
встретить в античной мифологии, в «Повести временных лет» и других
произведениях.
Загадка — краткое иносказательное описание каких-либо предметов или
явлений, чаще всего в форме вопроса. Исследователи, занимавшиеся
загадками, сошлись во мнении, что загадка чаще всего это текст в форме
вопросов и ответов. Ю. Г. Илларионова утверждает, что «загадка может
принимать три формы: простого вопросительного предложения, простого
повествовательного, а также сложного повествовательного предложения, в
которых вопрос присутствует в скрытой форме» [8]. В. В. Митрофанова
пишет, что это «построенное в виде иносказания небольшое фольклорное
произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо
дать исчерпывающий ответ» [15]. В. П. Аникин и В. В. Митрофанова отмечают
«поэтическую природу народной загадки» [1], [14]. И, хоть и в основном эти
произведения фольклорного жанра об элементарном, они показывают нам
поэтику, открыв «полный простор для творческой фантазии народа». [2] Как
утверждает В. П. Аникин, «загадка являла собой нетрадиционный способ
общения, а именно, тайную условную речь, что отразило процесс
накапливания опыта предыдущих поколений, условия жизни народа, его
культуру, историю и географию страны.» [2] По формулировке В. П. Аникина,
«загадка являет собой поэтическое замысловатое описание какого-либо
предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность
человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и
богатство предметно-вещественного мира» [2].
«Загадка — жанр народнопоэтического творчества у всех народов, иносказательное
замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,
испытывающее сообразительность отгадывающего» (В. П. Аникин) [2]. По
утверждению же В.И. Чичерова, «загадка -- это иносказательное описание
какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» [25].
Итак, мы можем отметить, что с течением времени и сменой эпохи этот
вид устного народного творчества изменился, став просто досугом, а также
используется в развитии речи и обучении детей.
Классификация загадок
В многочисленных публикациях можно найти множество загадок.
Обычно авторами сборников ради удобства чтения и работы с материалом
предлагаются классификации по определенным темам.
Классификация В.В. Митрофановой [14]
1) Загадки о природных явлениях, небе, звездах, земле и воде:
Я как песчинка мал, а землю покрываю; я с воздуха летаю; как пух, лежу
я на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)
Чего в решето не собрать? (вода)
Золот хозяин — на поле, Серебрян пастух — с поля. (Солнце и Луна)
2) Загадки о растениях, которые:
а) встречаются в лесу и на лугах:
Стоит Трошка на одной ножке, Его ищут, а он нишкнет (грибы)
б) в саду и в огороде:
Весной веселит, а летом холодит, Осенью питает, зимой согревает (дерево)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик) [17]
3)Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся:
Под берегом сидит Тарас — кричать горазд (лягушка)
Что без голосу? (рыба)
4)Загадки о насекомых:
Кто трудолюбивее всех на свете? (муравей)
Кто над нами вверх ногами? (муха)
5)Загадки о птицах:
Спинка соболинка, брюшко беленько (ласточка)
6)Загадки о животных:
Ползун ползет, иголки везет (еж)
7)Загадки о человеке:
а) о внешности человека
Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями ревун, над ревуном сапун,
над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес (человек)
б) О частях его тела:
Сидит птица без крыльев, без хвоста, куда ни взглянет — правду скажет (глаза)
в) о родственных отношениях, о семье:
Семь топоров в подлавице смирно лежат, две прялки рогами врозь. (мужики и бабы)
г) об одежде и украшениях:
Друг, без которого мужик из избы не выйдет (шапка)
д) о еде и питье:
Возьмешь — черно,
Нальешь — красно;
В старину говорили — гадко,
А теперь всем сладко (чай)
е) о транспортных средствах:
На одном полозу хлеба на год привезу (лодка)
8)Загадки о трудовой деятельности человека:
а) о посеве и переработке зерна, пашни, покосе
В поле тычинка — золотая вершинка (пшеница)
б) о занятиях и ремеслах:
Кланяется, кланяется, придет домой растянется (топор)
9) Загадки о жилье:
а) о деревне, дворе, хозяйстве:
Вьется, плетется, в лес волокется (дорога)
б) о крестьянской избе:
Видятся, да не сойдутся (пол и потолок)
в) об отоплении и освещении:
Кто хлебы пек, на того бы и лег (печка)
г) об убранстве дома:
Что висело — на пол село,
Что болталось, то осталось. (часы)
д) о посуде и утвари:
Сидит баба на грядке вся в заплатках. (утварь)
10) Загадки о музыкальных инструментах:
В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает, скачет (гудок)
11) Загадки о грамотности, письме, книгах, почте, буквах алфавита:
У тебя есть, у меня есть,
У дуба в поле, у рыбы в море (буква Б)
12) Загадки о времени, смене дня и ночи, году:
Два стоят, два ходят и два минуются (Небо и земля, солнце и месяц, день
и ночь)
13) Загадки на темы, связанные с религией.
14) Шутки, шарады:
Стоит корова, орать здорова. (рояль)
15) Задачи:
Шел я мимо Шарашина двора,
Шарашины ребята ошарашили меня (пчелы)
В.И. Чичеров классифицировал загадки по форме и их происхождению
[25]. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные,
аллегорические и шуточные.
Первые -- древнейший вид загадок, в них описываются, в основном,
явления природы, времена года, они основаны на знаниях устройства мира,
требующих умения наблюдать и видеть суть предметов и явлений окружающего мира.
В звукоподражательных загадках ключ к разгадке – звуковой образ.
Шуточные возникли позже прочих, т. к. это не что иное, как пародия на
самое загадку. Их появление началось, когда загадки для людей стали лишь
развлечением, то есть не так давно. Комичные загадки построены на игре слов.
В.П. Аникин предлагает классификацию загадок по форме и
приёмам создания образов в загадках [2].
1 Описательные: метафора, сравнение, параллелизм, отрицательное
сравнение, без сравнения (без названия предметов). Конь стальной, хвост
льняной. (Иголка с ниткой)
2 Олицетворение – персонификация, без собственных имён. Стоит
мужик над водою, качает бородою. (камыш)
3 Диалог. – Криво да мимо, куда побежало?—
Зелено — лукаво, тебя стерегчи! (околица и поле)
4 Речь от первого лица: Сижу на тереме, мала, как мышь, красна, как
кровь, вкусна, как мед (вишня)
5 Вопрос задан в скрытой форме или явно: Под мостом мостищем,
под соболем соболищем два соболька разыгрались. (Брови и глаза.)
6 Омонимия. Есть она у чемодана и у школьницы любой, есть у двери
ресторана и у чашки голубой. (ручка)
Классификация по типам и приёмам описания Илларионовой[8].
Она выделила следующие 5 признаков загадки:
1 Это сложное описание, которое нужно расшифровывать.
2 Составлены в форме вопросительных предложений.
3 Лаконичность.
4 Ритмичность.
5 Загадки, которые являются структурно неполными и включают в себя
поиск ключа к разгадке путем выбора рифмы.
Ещё одну классификацию -- по структуре -- предлагает тот же автор,
рассматривая используемые грамматические и лексические средства с целью
«надёжнее «упрятать» объект речи» [8]. Содержание передаётся одним
простым предложением -- вопросом. Вопросительное предложение находится
в начале загадки. Вопрос -- в конце загадки. Загадка создается как простыми,
так и сложными повествовательными предложениями, вопрос имеет скрытую
форму. Содержание передано односоставными предложениями.
Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за
кони у меня? (Коньки) Е. Благинина [5]
Летит -- воет, сядет -- землю роет. (Жук) Л. Толстой [19]
Итак, загадки классифицируются:
I По форме.
II По темам (по содержанию).
III По типам и приёмам описания.
Теоретические основы развития речи учеников младших
классов при изучении загадок.
Наблюдая за детьми во время экспериментов, уроков, внеурочной
деятельности, а также игр, можно заметить, что дети любят отгадывать загадки
и придумывать свои собственные. Развитие речи при помощи загадок
основано на фантазии и воображении. Под влиянием загадок у детей
формируются следующие знания, умения и навыки: анализировать слова,
запоминать новые слова и словосочетания. Для собственного словесного
творчества детям нужно понимать, что такое загадка, как строятся загадки,
какие бывают типы загадок. Тогда, когда дети поймут особенности загадок,
можно предлагать им самостоятельно придумать загадки о том, что им
Аникин В. П. пишет: «Работа, направленная на развитие творческих
способностей школьников, решение системы познавательных задач путём
целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в
продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов,
методов и других средств развивающего обучения, использование достижений
психологии, внимание к проблемно--поисковым и творческим задачам,
значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.» [2]
Огромные резервы для развития речи, непосредственно для приобщения
детей к словесному художественному творчеству скрыты в таком жанре, как
загадка. «Создание таких "поэтических описаний" полезно и осуществимо для
детей», - пишет Гвоздев А. Н. [6]. Составляя загадку, дети способны
сосредоточить свое внимание на конкретном объекте, который реально
воспринимается или вызывается с помощью воображения. При этом также
нужно учитывать, что ученики пока что не имеют достаточного опыта
предметного восприятия и словарного запаса. Поэтому при осуществлении
наблюдения в начале обучения нужно обращать свое внимание не на всю
совокупность признаков, а на отдельные, наиболее яркие, наиболее значимые
и притом внешне легко воспринимаемые. Состав загадок, предлагаемый детям
для разгадывания, поэтому очень важен, так как таким образом ребенок учится
рассматривать реальный и / или воображаемый объект, выявляя его
отличительные признаки. Еще один аргумент в пользу загадок как жанра
связан с особенностями их структуры. Как мы знаем, загадка традиционно
подразумевает либо замену одного предмета сходным по каким--либо
признакам, либо описание признаков сокрытого предмета. Иными словами,
загадка -- это часто образ, основой которого является метафора или
олицетворение. Эта особенность загадок позволяет детям развивать свое
образное видение мира в процессе работы над ними. И, следовательно,
образность речи. Еще один довод в защиту анализируемого нами: загадка --
это так называемая малая фольклорная форма, то есть она всегда представляет
собой короткое произведение, что чрезвычайно важно для младших
школьников, особенно в первые годы обучения, когда большинству детей
доступны для самостоятельного чтения только небольшие тексты.
1.3 Значение загадок для воспитания детей
Научная литература не дает конкретных сведений про то, когда загадки
стали использоваться для развития и обучения детей, но известно, что в 19 веке
В. И. Даль, Л. Н. Толстой [19], К. Д. Ушинский [22] использовали их в своих
трудах, что стало признанием успеха загадок для педагогики.
Для современных исследователей очевидна ценность загадок для
педагогики, ведь «она знакомит ребят с «радостью мышления», направляет
внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает
вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает
логику мышления и силу воображения» [20]. Главное – чтобы у детей интерес
не пропадал, подобрать такие загадки, которые будут по силам учащимся,
тогда они будут и решать, и придумывать свои загадки.
А.Н. Гвоздев делает вывод, что «ребёнок в семь лет овладевает только
разговорно-бытовым стилем русского языка. Книжный стиль в это время
остаётся ещё неусвоенным и непонятным.» [6]
Разгадывание развивает логику, умение рассуждать, что есть хорошая
основа для творческой деятельности. Загадки также имеют функцию
эстетического воспитания, способны тем самым облагораживать детей,
помочь литературному развитию и развитию в целом.
Загадка доставляет детям эстетическое удовольствие, побуждает их
наблюдать, размышлять, учиться, может развить память учеников, образное
мышление, скорость мыслительных реакций, учит школьников сравнивать
признаки разных предметов, находить сходства и различия их, тем самым
формируя у учащихся способность классифицировать предметы. Таким
образом, формируются задатки креативного мышления.
Загадка также развивает наблюдательность детей. Она и умение
отгадывать загадки находятся в зависимости друг от друга. Как только дети
научатся хорошо уметь отгадывать загадки, можно давать задания сочинить
свои собственные загадки.
Илларионова Ю. Г. пишет: «Для любого жанра, кроме загадок, не
представляют интереса самый простой узел в бревне или доске, заслонка
русской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ведро
воды, игла, ножницы и т. д. И загадка <...> способна включить этот
повседневный мир вещей <...> в систему ярких образов» [8].
Загадки помогают нам изучать историю своего народа, быт тех времен.
В них ведется речь о понятиях, знакомых взрослым и детям: семья, дом,
природа, межличностные отношения, а также тем самым подогревается
интерес к родному языку у детей. Русские загадки записаны как
дореволюционными, так и советскими собирателями в довольно большом
количестве. Эти небольшие и интересные произведения устного искусства
связаны со всей трудовой жизнью, со всей жизнью древнерусской деревни. В
загадку вложено много сведений о его хозяйственной части, дано большое
количество живых насыщенных зарисовок.
Отгадывание, загадывание и придумывание загадок также помогает
развить детскую речь. Использование в загадках метафор, аллегорий,
персонификаций, многозначных слов, омонимов, определений, эпитетов,
сравнений, а еще особенного ритма, присущего загадке, способствует
развитию детей и их речи.
Сейчас возможности загадок для развития детей как нельзя более
возрастают, ибо загадка из фольклорного жанра плавно перешла в литературу:
писатели и поэты создают новые загадки.
Примеры литературных загадок:
Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех
ногах? (Человек) «Царь Эдип», Софокл.
Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
(Время) «Хоббит», Джон Р. Р. Толкин.
Мой первый слог проворней всех слывёт по праву
Он очень быстр на руку, ногу и расправу;
Второй мой слог есть плод окружности решений
Её с диаметром законных отношений.
Мой третий слог — абстрактно названный мужчина
Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина.
Сложив их вместе, существо ты образуешь,
Какое ты скорей умрёшь, чем поцелуешь (Скорпион) «Гарри Поттер и
Кубок огня», Джоан Роулинг.
Примеры загадок про современные реалии.
Звонит, а не будильник, цветной, а не телевизор, играет, а не магнитофон
(мобильный телефон)
Что за чудо-агрегат?
Может делать все подряд:
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
(Компьютер)
Вот так дом: сам он – окно,
А внутри него – кино.
В нем целая вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Хоть она не пианино, только клавиш в ней не счесть
Очень тонкая натура, имя ей (Клавиатура)
Он как маленький компьютер: в нем есть игры, интернет. Тонкий, легкий
и удобный, называется (Планшет)
В связи с возросшим интересом к народной культуре использование
этнокультурного материала при обучении литературному чтению в начальных
классах в настоящее время становится доминирующим. Информация о
культуре русского народа, его быте, традициях и обрядах и по сей день
постоянно вызывает интерес у всех поколений взрослых и детей.
Использование загадок развивает способности детей анализировать и
обобщать, творчеству, выводам, умозаключениям, выявлению признаков
исследуемых предметов, умение коротко и ясно передать их, помогает развить
у детей «поэтический взгляд на деятельность», как считает В. П. Аникин [1].
Ю.Г. Илларионова утверждает, что «использование загадок в работе с
детьми способствует развитию у них навыков речи — доказательства и речи—
описания». [8] «Уметь доказать — это не только уметь правильно, логически
мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную
словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от
описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции»
Для того чтобы вызвать у учащихся интерес и потребности в
доказательствах, Ю.Г. Илларионова дает рекомендации при отгадывании
загадок ставить перед учащимися определенные цели: не отгадывать загадку,
а обосновать, что отгадка правильна, учить детей воспринимать предметы и
явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, а
также заранее ознакомить их с тем, о чем будут предлагаться загадки. В таком
случае доказательства будут гораздо более обоснованными и полными. [8]
«Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком <...> является очередной
ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии <...> Загадка
раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка.
Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними,
собственно, и начинается с загадки» [8]. Она также вначале предлагает учить
детей воспринимать образность загадок, объяснять их. Уже потом стоит
обратить внимание детей на особенный язык загадок, учить, когда правильно
будет использовать выразительно-изобразительные средства.
Загадки должны быть доступны детям, как содержание, так и форма.
Поначалу детям предлагается отгадать загадки, прямо описывающие признаки
предмета, а постепенно нужно вводить загадки, когда описание предмета
дается путем сравнения с другими предметами.
Для отгадывания метафорических загадок важно, чтобы учащиеся были
знакомы с фольклором, художественной сказками и другой литературой, а
также с выразительными средствами языка, такими как эпитеты, сравнения,
переносные значения слов, фразеологические обороты.
Систематическая работа по развитию речи у учащихся развивает умение
отмечать красоту и своеобразие, понимать, какими речевыми средствами они
создаются, развивать вкус к красивому слову. Учитывая особенности загадок,
задача стоит научить детей видеть особенности, чувствовать ритмы слова и
лексических конструкций.
Загадки универсальны: их можно использовать в любой момент урока.
Это будет интересно и познавательно и при этом ученики не переутомятся,
ведь для них это как игра. Использовать загадки можно на любом уроке: на
математике они будут помогать развивать логическое мышление, на
природоведении познакомят с богатствами окружающего мира,
уча наблюдать, на уроках иностранного языка знакомят с миром чужих культур,
на уроке русского языка обучат наблюдению за структурой текста и слов, при
изучении правил правописания, при выработке навыка грамотного письма и т. д.
Радость, вызванная тем фактом, что детям удалось отгадать загадку, что
у них все получилось, создаст настрой на уроке, поспособствует усвоению и
пониманию программы.
Среди игр, развивающих интеллект, особый интерес и популярность
среди детей вызывают игры с загадками. Сам процесс отгадывания загадок и
результат такого рода интеллектуального соревнования вызывает интерес.
Ведь это обогащает мировоззрение детей, расширяя их горизонты, знакомит с
Окружающим миром.
Они также «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)»
[17]. Ушинский К. Д. пишет: «Загадка доставляет уму ребенка полезное
упражнение». [22] Илларионова Ю. Г. считает: «Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству» [8].
Дети могут легко и надолго пристраститься к такому креативному процессу. Загадки они придумывают сами в любое время, а если проводятся конкурсы загадок, охотно принимают в них участие. При отгадывании загадок важно, чтобы дети понимали, как они придумали, какие слова могли бы помочь им отгадать загадку. Загадки значительно обогащают словарный запас детей за счет многозначных слов и омонимов, помогают увидеть вторичные значения текстов, создают представления о переносных значениях слова, помогают овладеть звуковым и грамматическим строем речи, заставляя сконцентрироваться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф. А. Сохина [18]. «Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, <...> является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии <...> Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними,собственно, и начинается с загадки» [6].
Список литературы
1. В. П. Аникин К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки. М.: Дет. лит., 1988. 176 с., ил.
2. В.П. Аникин Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. — 240 с.
3 Алешаева, Н. П., Тупарева, Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / , // Начальная школа.-2004, №11.-С.22-27.
4 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5 Григорьева, сочинять загадки [Текст] / // Начальная школа.-2003, №4.
6 Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.- 127с.
7. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7.
8 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 464с.
9 Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1975. — 176с.
10 Лященко, – средство развития логического мышления [Текст] / Л. Г Лященко // Начальная школа.-2005, №11.
11 Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Просвещение», 1991. — 240с.13 Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение,1988. — 80с.
12 Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Л.: Наука, 1978.
13 Никонович, Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения [Текст] / // Начальная школа.-2005, №6.
14 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
15 Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа.- 2004. — №10. — 112с.
16 Ф.А. Сохин Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Просвещение 1979
17. Ульяницкая Л.С. Об использовании загадок учащимися начальных классов // Начальная школа. 1990. № 2.
18. Ушинский К.Д. Родное слово. Собр. Соч. Т.5. – М., 1949.
19. Фоминская, Сочинение загадок как часть исследовательской деятель-ности младших школьников [Текст] / // Начальная школа.–2008, №4.
20. Фролова Л.А., Королёва Е.В. Изучение стихотворений о временах года // Начальная школа. 2015. №9.