Эссе «Влияние народного фольклора в речевом развитии младших дошкольников»
Обобщение опыта воспитателя
Тема: «Влияние народного фольклора в речевом развитии младших дошкольников»
Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду?
Народный фольклор – богатейший материал, который является основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Потешки - малый жанр устного народного творчества. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение словаря
3. Формирование грамматического строя речи.
Я включала потешки в различные режимные моменты с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня.
Методы и приёмы, используемые при чтении потешек: обыгрывание сюжета потешки.
В ходе знакомства с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
- словесные игры или игры «Доскажи словечко»
- подвижные и хороводные игры («У медведя во бору», «Кот на крыше», «Соры буре», «Передай тюбетейку»)
- пальчиковая гимнастика
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
Потешки вызывают положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивают ребенка. Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
• родным языком;
• разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
• первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского, татарского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской и татарской народной культуры. Решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время. В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания «Водичка-водичка...», во время причесывания «Расти коса до пояса...», во время одевания на прогулку «Вот они сапожки...»
Пою своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей. Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские, татарские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «Соры буре» «У медведя во бору», «Тюбитейка» научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические. Познакомила детей с русскими и татарскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно: анкетирование, неоднократные беседы, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к ремонту атрибутов для кукольного театра, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.), показывала открытые мероприятия и праздники, неоднократно организовывала совместные выставки работ.
Большую работу провела с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры: анкетирование, участие в русских народных праздниках, проводила индивидуальную работу с педагогами по приобщению к национальной культуре, неоднократно выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры.
Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка, формирование знаний о культуре русского и татарского народа, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей, создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской и татарской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Литература
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.