12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кустарева Светлана Андреевна46
учитель русского языка и литературы
Россия, Нижегородская обл., Кстово
2

Статья «Проектный модуль по литературе как активная форма познавательной деятельности учащихся»

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; проявляется пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание проблеме чтения, подчёркивая, что необходимо «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Так же нельзя не заметить, что ФГОСы делают упор на самостоятельность обучения, в основе которой, конечно же, лежит активная познавательная деятельность учащихся, которую в современных детях воспитать достаточно сложно.

Одним из методов, который коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе, является метод проектирования. Этот метод делает ученика не объектом, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

В своей деятельности по проектированию недавно стала использовать проектный модуль. Модуль – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации (общее понимание). Разработчики и толкователи ФГОСов понимают под модулем совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющих определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

В модульном обучении перед каждым учебным элементом ставится определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Суть модульного обучения в том, что обучаемый более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему проблемой.

Наиболее удачно проектные модули реализуются при изучении литературы. Работая с программой В.Я. Коровиной, заметила, что некоторые темы, которые изучаются отдельно удачно могли бы быть объединены при изучении в модуль, и именно в проектный модуль. При этом, нужно заметить, что в программе уроки могут стоять достаточно далеко друг от друга, но проектный модуль, который вы планируете уже в своё тематическое планирование, позволяет объединить эти уроки, не увеличивая при этом количество часов, но давая возможность реализовать проект.

Проектный модуль по литературе дает большие возможности для развития метапредметных знаний, что в современной школе стало очень актуально. Покажу это на примере. Так в 5 классе мной был разработан проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе», который включал в себя 3 урока. На первом уроке учащимся предлагается прослушать музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года» и соотнести это с литературой. Прочитываются стихотворения различных поэтов о родной природе и анализируется то, как то или иное время годы вдохновляло поэтов. Перед учащимися возникает проблема того, как природа вдохновляла представителей других видов искусств и каким образов это может быть связано с литературой. Класс делится на 4 группы, каждая отвечает за свое время года. Дома они продумывают шаги по реализации поставленной цели, подбирают материал разных видов искусств.

На втором уроке группы создают выступление (что-то вроде литературно-музыкальной гостиной), включая в него фотографии, репродукции картин, видеоряд, музыкальный произведения и, конечно, чтение стихотворений.

Третий урок является уроком-конференцией «Родная природа», на котором группы представляют продукт своей деятельности. При рефлексии учащиеся понимают ценность проделанной работы, так как это продолжение разговора о вечном, о природе и гармонии человека в ней.

Результатами применения проектных модулей на уроках литературы являются:

  • повышение познавательного интереса школьников;
  • повышение качества знаний;
  • интеграция между предметами различных образовательных областей.

Анализируя опыт организации проектной деятельности, можно привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами, полученными в результате наблюдения:

  • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
  • повысилась успешность обучения;
  • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
  • учащиеся, работающие над проектом, имеют возможность освещать изучаемую тему на уроках, что дает возможность другим ученикам получить дополнительную и познавательную информацию;
  • огромный интерес учащиеся проявляют при создании компьютерных презентаций;
  • у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения.

Таким образом, проектный модуль способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, а учителю дает возможность преподнести материал в новой форме, не затрачивая для этого дополнительные часы. Учитель при этом не просто следует программе определенного автора, а имеет возможность проявить свои профессиональные и творческие способности.

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 04.11.20 в 23:12 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Полезная статья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.