12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Ирина Александровна1749
Россия, Пермский край, Пермь

Воробьева Ирина Александровна,

старший воспитатель, учитель-логопед

ГКУСО ПК ЦПД г. Перми


Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучший конспект родительского собрания «Современные дети»


Современные дети. Какие они?

Современные дети. Кто они? Как их охарактеризовать?

«Современные дети» - после этого словосочетания хочется поставить и знак восклицания, и вопросительный знак, и многоточие.


Современные дети!?...

Может кто-то из нас, взрослых, сейчас, не задумываясь, назвать три определения, характеризующие современных детей.

Скорее всего, первое, это – дети информационного века. Ребенок не успел еще родиться, а его уже окружают информационные поля и окутывают информационные сети. Он рождается и становится частью информационного пространства.

Второе – дети с уникальными способностями. Что знали и умели дети 20-30 лет назад и что умеют сейчас? Многие родители стремятся с пеленок «создать» для себя ребенка-гения: развивающие занятия, английский для самых маленьких, набор интерактивных игрушек…и все это в самом раннем возрасте.

Третье – дети, которые поздно начинают говорить. А почему? Ведь мы для них и развивашки, и английский, и все, что только развивает! Почему так?


Давайте разберемся вместе.

В настоящее время наши дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества.

Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями: все технические новшества, такие как интерактивные игрушки, компьютерные игры, средства связи, «Умный дом» и т.д., становятся обычным окружением, бытом подрастающего поколения.

Современные дети видят, что летают самолеты, звонят телефоны, причем, параллельно звонить они могут у всех членов семьи и не только, а электронные письма приходят моментально после отправки нужному адресату. Дети, видя и живя этим, не представляют, что может быть что-то иначе, что раньше люди жили в другом мире.

Как же влияет весь этот технический прогресс на психику ребенка?

Каков современный ребенок?

Сегодня этим вопросом всерьез озадачены многие ученые всего мира.

Если сейчас начать называть общие характеристики современного ребенка, то мы обнаружим как плюс, так и минус. И это нормально. Современный ребенок развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, часто импульсивный, может быть капризным, плаксивым, драчливым, иногда агрессивным, может быть педагогически запущенным и, что часто бывает, воспитываемым телевизором.


Известный психолог Елена Олеговна Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что свыше 90% современных детей в дошкольном возрасте от 3 до 5 лет смотрят телевизор более 25 часов в неделю, т.е. поколение «Экранные дети».

Елена Олеговна делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Первое и самое плачевное – это задержка речевого развития, причем, в большем проценте – это выраженная задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи. Детям «начинает хватать» для жизни только обиходно-бытового словаря, остальное – интернет-пространство.

«Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами», - комментирует Е.О. Смирнова.

Все социальные изменения не оставили без изменения развитие поколения, в частности – подрастающего поколения.

Социальные изменения привели к психологическим изменениям.

Очень быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.


Каковы же причины таких изменений?

Во-первых, разрыв поколений родителей и детей.

Да, да, именно – разрыв.

Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей.

Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребенком. И неважно, сколько ему лет.

Родители не знают в какие игры играют их дети, о чем они думают, как воспринимают окружающие мир.

При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса.

И лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие ребенка, особенно ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности.

Именно близкий взрослый человек вступает с маленьким ребенком в диалог.

Именно с близким взрослым ребенок открывает и познает мир.

Именно при поддержке и помощи взрослого дети начинают себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности.

И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека!


Экранная зависимость

или следующая проблема современного дошкольника

Телевизор и компьютер все чаще и чаще, а в некоторых семьях почти всегда, заменяют простые беседы с родителями, совместные прогулки, игры, чтение сказок и просто, обычные тактильные объятия.

Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап, если, естественно, семья полная.

Родители не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр.), но и для их психического развития.

Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребенка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят все подряд. В результате подрастает поколение детей с экранной зависимостью.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи.

Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.

Ученые выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.

Но, так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь), то отсутствие ее приводит к тому, что ребенок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Еще одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Отмечается, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. детям трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения.

В результате таким детям совсем не интересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Еще один немаловажный факт, отмечаемый специалистами, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности.

Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки.

Детям скучно рисовать или что-то конструировать.

Обычно таких детей ничего не интересует и не привлекает.

Следствием этого является ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают, что некоторые из них имеют недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, что в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.


Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей.

Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения.

У современных детей агрессия достаточно часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Именно поэтому он ищет любой способ привлечения внимания. Некоторые из этих способов не всегда понятны ни родителям, ни педагогам. Но для данного ребенка это может быть единственным известным средством.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

​​​​​​​Хочется сказать еще об одной проблеме в воспитании современного дошкольника. Это современные игрушки.

Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.

Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре.


Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребенка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются.

Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребенка, которые, в наибольшей мере, соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. А это – разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.


Выводы

На чем необходимо заострить внимание родителей при воспитании детей? Современных детей!

Во-первых, ведущими лицами в воспитании детей должны быть родители. Помощники, но не заменители родителей – бабушки и дедушки.

Во-вторых, собственный пример родителей, взаимоотношений друг с другом, взаимоотношений родителей с их собственными родителями, для детей в возрасте до 3 лет станет той матрицей, по которой ребенок будет в дальнейшем строить свои отношения с окружающим миром, и в частности – с миром своей собственной семьи в дальнейшем.

В-третьих, родители должны стать для ребенка проводником в жизнь, а не лицами, исполняющими желания своего чада.

В-четвертых, родители должны уметь утешить, когда это необходимо, направить и/или поправить в пути ребенка.

Родители должны учиться вместе с ребенком, постоянно передавать свой опыт и опыт своих родителей и прародителей.

В-пятых, взрослые, в частности – родители, но это касается и бабушек, и дедушек, не должны поддаваться манипулятивным детским техникам, которые дети используют уже в самом раннем возрасте. Ибо, когда детско-родительские отношения перестают быть равными по причине верховенства ребенка, это негативно влияет на развитие личности самого ребенка.

Также негативно влияет и позиция, при которой ведущая роль родителей подавляет волю ребенка.

В таких случаях ребенок привыкает быть ведомым, а его инициатива подавляется или извращается.


Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, при которых у ребенка будет возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.


Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье.

Для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо сформировать у современных детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни – детство, в котором закладываются основы личности человека.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.