12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стадник Елена Леонидовна58
Россия, Томская обл., Томск
5

Современные формы и методы проведения встреч с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС НОО

«Современные формы и методы проведения встреч с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС НОО»

Стадник Е.Л.,

заместитель директора по УР

Проектный семинар «Решение актуальных проблем в образовании с помощью инновационной формы деловой игры с родителями».

Оборудование: проектор, компьютер, ватман, стикеры – бабочки, цветы, камни, конфеты с разными по цвету фантиками.

Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги! Из того множества технологий, форм и видов работы с родителями, мне бы хотелось представить вам технологию, с помощью которой можно формировать коммуникативную компетенцию не только у детей, но и у взрослых – технологию ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Эпиграфом нашей встречи являются слова немецкого поэта, философа Фридриха Шиллера: Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.

Теоретическая часть.

Деловая игра — это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений (а вы по-своему являетесь управленцем в классе). Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Группы деловой игры

Имитационные игры.

Операционные игры.

Исполнение ролей.

Деловой театр

Деловая игра имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинство деловых игр:

рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);

освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;

работы групповым методом при подготовке и принятии решений;

ориентации в нестандартных ситуациях;

концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;

развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

относительная сложность подготовки;

отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Как любая игра, деловая игра имеет свои правила или условия проведения.

Условия проведения деловой игры:

внимательность;

включенность в игру;

сопричастность, уважение точки зрения других;

масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);

самовыражение.

Тем не менее, ученые пытаются структурировать технологию деловой игры.

Рассмотрим структуру деловой игры, которою выделил Евгений Хруцкий автор книги «Организация проведения деловых игр».

Структура деловой игры.

Этап игры

Деятельность участников игры

Деятельность педагога

1 этап – формулируется

цель игры и дается необходимая информация

Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью

Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.

2 этап – самостоятельная работа слушателей

в командах

Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников

Оказывает помощь

3 этап – межгрупповая дискуссия

Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта

управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Пример проведения деловой игры с родителями во 2 классе.

Не секрет, что каждый педагог сталкивается с проблемой подготовки обучающихся к конференциям, а это проектно-исследовательская деятельность. Учителю начальных классов, воспитателю, педагогу – предметнику особенно сложно проводить эту работу. А это значит, что помогать должны родители. А как это правильно делать и для чего вообще нужна такая работа – главная задача объяснить это родителям. В классе мне пришлось организовать встречу с родителями по этому вопросу.

Тема встречи: «Как родители могут помочь ребенку подготовиться к выполнению проектно-исследовательской работы».

1 этап игры. Проблема обозначена, задаемся с родителями целью – при обсуждении данного вопроса понять, каких знаний не хватает родителям для того, чтобы помогать детям при подготовке к таким мероприятиям, что для ребенка значит участие в исследовательской деятельности с раннего возраста.

2 этап игры. На этом этапе главная роль у учителя, но и фиксируются знания родителей по данному вопросу. Учитель дает основные понятия по озвученной теме, формулирует определения этих понятий, выстраивает логическую цепочку (структура работы над проектом):(как выбрать тему, формулировка темы, как поставить цели и задачи работы над проектом, в чем актуальность данной темы и т.д.). далее учитель предлагает в группах выполнить практическую часть. Родителям раздаются темы проектов. Их задача правильно сформулировать некоторые этапы работы, до этапа сбор информации.

3 этап игры. Посвящен защите работы. На этом этапе у родителей возникли некоторые трудности в представлении данного материала. И тут роль учителя – показать, что одним из важных этапов – это публичное выступление. Родители понимают, что это трудно и играет немаловажную роль при оценивании всей выполненной работы на конференции. Делаем вывод: что исследовательская деятельность важна при обучении, она развивает все УУД, а полученные знания применимы в жизни.

Практическая часть.

Проведение деловой игры среди участников стажировки на примере совместной встречи родителей и детей.

Тема деловой игры «Взаимоотношения между участниками воспитательного и образовательного процесса».

1.Разделить педагогов на две группы (предложить конфеты с фантиками разных цветов).

2.Одна группа – дети, вторая группа – родители. У каждой группы есть голубые конверты. В них лежат камни из бумаги (5 штук). Каждая группа должна на камнях написать проблемы, которые существуют в коллективе детей и взрослых. Затем эти проблемы на бумажных камушках приклеиваются на ватмане на нарисованную дорогу (на ватмане в углу изображено солнце, ребенок, символизирующий класс, дорога, ведущая от ребенка). Когда приклеивают камень, озвучивают проблему.

3.А теперь две группы собираются вместе и думают, как эти проблемы решить, какие мероприятия провести. У групп есть розовый конверт с цветами. Участники берут цветы, наклеивают их на камни и называют выход из сложной ситуации.

Таким образом решаются не только образовательные задачи, но воспитательные, где участники самостоятельно намечают план событий, который принесет удовлетворение каждой стороне.

Рефлексия мероприятия.

Возьмите бабочки, и если данная технология ДЕЛОВАЯ ИГРА полезна для участников образовательного процесса, прикрепите их на цветы, а если нужны более эффективные методы работы с родителями, отпустите их к солнцу.

Разбиться по парам: рассказать друг другу, какие новые эффективные приемы работы с родителями вы запомнили.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.