Выступление «Современные формы и методы проведения встреч с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС НОО»
«Современные формы и методы проведения встреч с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС НОО»
Стадник Е.Л.,
заместитель директора по УР
Проектный семинар «Решение актуальных проблем в образовании с помощью инновационной формы деловой игры с родителями».
Оборудование: проектор, компьютер, ватман, стикеры – бабочки, цветы, камни, конфеты с разными по цвету фантиками.
Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги! Из того множества технологий, форм и видов работы с родителями, мне бы хотелось представить вам технологию, с помощью которой можно формировать коммуникативную компетенцию не только у детей, но и у взрослых – технологию ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Эпиграфом нашей встречи являются слова немецкого поэта, философа Фридриха Шиллера: Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Теоретическая часть.
Деловая игра — это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений (а вы по-своему являетесь управленцем в классе). Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Группы деловой игры
Имитационные игры.
Операционные игры.
Исполнение ролей.
Деловой театр
Деловая игра имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинство деловых игр:
рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
ориентации в нестандартных ситуациях;
концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
относительная сложность подготовки;
отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Как любая игра, деловая игра имеет свои правила или условия проведения.
Условия проведения деловой игры:
внимательность;
включенность в игру;
сопричастность, уважение точки зрения других;
масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
самовыражение.
Тем не менее, ученые пытаются структурировать технологию деловой игры.
Рассмотрим структуру деловой игры, которою выделил Евгений Хруцкий автор книги «Организация проведения деловых игр».
Структура деловой игры.
Этап игры | Деятельность участников игры | Деятельность педагога |
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация | Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью | Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. |
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах | Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников | Оказывает помощь |
3 этап – межгрупповая дискуссия | Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта | управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы |
Пример проведения деловой игры с родителями во 2 классе.
Не секрет, что каждый педагог сталкивается с проблемой подготовки обучающихся к конференциям, а это проектно-исследовательская деятельность. Учителю начальных классов, воспитателю, педагогу – предметнику особенно сложно проводить эту работу. А это значит, что помогать должны родители. А как это правильно делать и для чего вообще нужна такая работа – главная задача объяснить это родителям. В классе мне пришлось организовать встречу с родителями по этому вопросу.
Тема встречи: «Как родители могут помочь ребенку подготовиться к выполнению проектно-исследовательской работы».
1 этап игры. Проблема обозначена, задаемся с родителями целью – при обсуждении данного вопроса понять, каких знаний не хватает родителям для того, чтобы помогать детям при подготовке к таким мероприятиям, что для ребенка значит участие в исследовательской деятельности с раннего возраста.
2 этап игры. На этом этапе главная роль у учителя, но и фиксируются знания родителей по данному вопросу. Учитель дает основные понятия по озвученной теме, формулирует определения этих понятий, выстраивает логическую цепочку (структура работы над проектом):(как выбрать тему, формулировка темы, как поставить цели и задачи работы над проектом, в чем актуальность данной темы и т.д.). далее учитель предлагает в группах выполнить практическую часть. Родителям раздаются темы проектов. Их задача правильно сформулировать некоторые этапы работы, до этапа сбор информации.
3 этап игры. Посвящен защите работы. На этом этапе у родителей возникли некоторые трудности в представлении данного материала. И тут роль учителя – показать, что одним из важных этапов – это публичное выступление. Родители понимают, что это трудно и играет немаловажную роль при оценивании всей выполненной работы на конференции. Делаем вывод: что исследовательская деятельность важна при обучении, она развивает все УУД, а полученные знания применимы в жизни.
Практическая часть.
Проведение деловой игры среди участников стажировки на примере совместной встречи родителей и детей.
Тема деловой игры «Взаимоотношения между участниками воспитательного и образовательного процесса».
1.Разделить педагогов на две группы (предложить конфеты с фантиками разных цветов).
2.Одна группа – дети, вторая группа – родители. У каждой группы есть голубые конверты. В них лежат камни из бумаги (5 штук). Каждая группа должна на камнях написать проблемы, которые существуют в коллективе детей и взрослых. Затем эти проблемы на бумажных камушках приклеиваются на ватмане на нарисованную дорогу (на ватмане в углу изображено солнце, ребенок, символизирующий класс, дорога, ведущая от ребенка). Когда приклеивают камень, озвучивают проблему.
3.А теперь две группы собираются вместе и думают, как эти проблемы решить, какие мероприятия провести. У групп есть розовый конверт с цветами. Участники берут цветы, наклеивают их на камни и называют выход из сложной ситуации.
Таким образом решаются не только образовательные задачи, но воспитательные, где участники самостоятельно намечают план событий, который принесет удовлетворение каждой стороне.
Рефлексия мероприятия.
Возьмите бабочки, и если данная технология ДЕЛОВАЯ ИГРА полезна для участников образовательного процесса, прикрепите их на цветы, а если нужны более эффективные методы работы с родителями, отпустите их к солнцу.
Разбиться по парам: рассказать друг другу, какие новые эффективные приемы работы с родителями вы запомнили.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!