Выступление «Реализация ФГОС СОО: проектная деятельность»
Пояснительная записка к презентации
Презентация "Реализация ФГОС СОО: проектная деятельность"
PPTX / 2.54 Мб
Слайд 1 Реализация ФГОС СОО: проектная деятельность
|
Истомина Татьяна Михайловна – учитель информатики высшей категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 76 имени Хо Ши Мина», заместитель директора по ИКТ |
Важным событием 2017-2018 учебного для нашей школы стал переход 10 классов в пилотом режиме на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Слайд 2 Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.
ФГОС предполагает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
И предусматривает выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Слайд 3 Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.
Слайд 4 Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. В учебных планах всех профилей предлагается изучение элективного курса «Индивидуальный проект».
У каждого образовательного учреждения на сегодняшний день есть своя база практики по использованию проектной деятельности в образовательном процессе, своя специфика работы в этом направлении, свои наработки. Поэтому на основании анализа имеющегося позитивного опыта, педагогическим коллективом ОО в 2017 году была доработана система организации проектной деятельности в соответствии с новым образовательным стандартом и с учётом определенных профилей.
Слайд 5 В сентябре 2017 г. в школе было утверждено Положение о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте), предусматривающие, что проектно-исследовательская деятельность учащихся – это неотъемлемая часть учебного процесса, результатом которой является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Защита проекта включает предзащиту и проходит в феврале и непосредственно защиту в мае. Защита в нашей школе проходит по секциям «Предметы гуманитарного цикла», «Естественнонаучного цикла», «Физико-математического цикла» в присутствии членов комиссии из 4-5 человек – учителей-предметников, которые по заранее разработанным критериям выставляют отметку и дают оценку проекта.
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» была разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования.
Слайд 6 Программа предусматривает знакомство обучающихся с особенностями проектной деятельности, с характеристиками и отличительными чертами разных по типологии проектов, учит отличать проектную деятельность от исследовательской, знакомит с особенностями оформления паспорта проекта, работой с информацией (литературой), электронным каталогом библиотеки, алгоритмом работы с ресурсами Интернета, особенностями публичного выступления, дает представление о том, как презентовать достигнутые результаты, адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта, позволяет научиться видеть возможные варианты применения результатов. Предполагается, что за два года обучения каждый обучающийся выполнит два проекта, один из которых будет обязательно с исследовательской деятельностью.
Материал курса «Индивидуальный проект» позволяет обучающимся подготовить паспорт проекта, презентацию выступления, разобраться в терминологии проектной деятельности, но не предусматривает индивидуальные консультации по теме проекта, помощь в подборе материала и корректности изложения материала в проекте. Эта функция возлагается на учителя (тьютора) проекта под руководством, которого ученик выполняет свою работу.
Каждый обучающийся в нашей школе сам выбирает тему своего проекта и определяет тьютора.
Наиболее интересными проектами этого года по математике, которые были отмечены участниками экспертной комиссии стали «Числа Фибоначчи», «Гармония в музыке».
Слайд 7 Проект «Числа Фибоначчи»
Слайд 8 Цель работы: Изучить появление чисел Фибоначчи и связанного с ними закона золотого сечения в строении живых и неживых объектов, найти примеры использования чисел Фибоначчи и представить их в виде видеоролика.
Задачи:
Собрать информацию о числах Фибоначчи и Золотом сечении
Отобрать необходимую информацию для проекта
Найти связь чисел в разных областях жизни: науке, культуре, искусстве
Систематизировано представить информацию в виде короткого видео урока по математике «Числовые прогрессии» для учащихся 9 класса
Слайд 9 Проект «Гармония в музыке»
Слайд 10 Цель проекта: Изучить, гармонию в музыке, и её влияние на состояние человека, создать музыкальный сборник положительно влияющей на состояние человека.
Задачи:
Собрать и систематизировать информацию по теме.
Составить опросник для учащихся 9-10 классов о музыкальных предпочтениях.
Провести опрос среди учащихся 9-10-х классов.
Составить плейлист музыки, положительно влияющей на состояние человека.
Слайд 11
Цели и задачи проектов, поставленные обучающимися, были достигнуты. Проекты были реализованы. А это значит, что учащиеся сами увидели, что их работы имеют практическую и социальную значимость.
Слайд 12 Важно подчеркнуть, что индивидуальный проект, как отметили сами обучающиеся, выполняет важную профориентационную функцию.
Учащиеся, выступая на защите проекта, отмечали, что определяясь с выбором темы проекта, руководствовались, прежде всего, своими личными предпочтениями и выбирали ту сферу научных знаний, с которой в дальнейшем планируют связать свою жизнь, а работая над проектом, они приобрели опыт практической деятельности в выбранной области, осуществили профессиональные пробы и каждый из них имел возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. При этом двое учащихся отметили, что работа над проектом помогла им осознать, что они поспешили с выбором профессии и, что они рады, что это случилось в десятом классе, а не по окончанию ВУЗа.
Слайд 13 Результаты проекта становятся ключевым элементами портфолио, ведь именно в проектной деятельности наиболее ярко проявляются способности учащихся. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области школьного предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Слайд 14.