Статья «Современные эффективные модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Современные эффективные модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Вопрос реализации современных моделей обучения при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, становится всё более актуальным. Специфика работы в данном направлении предполагает наличие особенных условий для овладения образовательными программами. Количество учащихся возрастает с каждым годом, следовательно, необходима актуализация методик их воспитания и развития.
Одним из главных условий реализации стандартов обучения является доступность образовательной среды для любого ребёнка и высокий уровень качества получаемых знаний. Немаловажным фактором становится и создание благоприятных условий. В случае с имеющимися ограничениями этот аспект становится гарантом получения равных возможностей. Федеральный закон предусматривает совместное обучение детей и создание условий для обучения.
Инклюзия, ставшая одним из приоритетных направлений образовательной политики, позволяет обучать детей с наибольшей эффективностью. Однако наряду с совместным обучением существуют и иные модели работы с детьми с ОВЗ:
дифференциация, при которой создаются специализированные учреждения для детей с ограничениями развития;
интеграция, предусматривающая обучение в коррекционных классах с учётом особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В отличие от работы с обычными детьми, основной воспитательной целью педагога становится достижение максимально возможного уровня социализации особенного ребёнка, развитие навыков, позволяющих стать полноценным членом общества. Такой интеграции сложно добиться, если ребёнок отделён от социума, а его общение со сверстниками и взрослыми ограничено. Инклюзия как вариант коррекционно-развивающей среды может стать тем звеном, которое даст толчок к развитию ребёнка.
В рамках реализации ФГОС для образовательного учреждения важной задачей становится создание социально-адаптивной среды для обучающихся с отклонениями в развитии. Ребёнок должен не просто освоить образовательную программу в посильном для него формате, но и научиться взаимодействию с окружающими, умению оценивать и анализировать собственные действия и поступки других. При этом очень важна возможность выбора любимого вида деятельности.
Занятия реализуют не только образовательную, но и развивающую, коммуникативную и другие функции. Следовательно, для достижения цели коррекционная среда должна отвечать определённым параметрам:
учитывать потребность в различных видах деятельности;
включать эмоционально насыщенные, разнообразные задачи;
адаптироваться под возможности и особенности каждого ребёнка;
ориентироваться на развитие различных органов чувств.
Одним из направлений работы, в котором возможно совмещение большинства поставленных задач, является использование игры. В процессе игровой деятельности ребёнок развивается в естественном ритме, получает возможность самостоятельного принятия решений и взаимодействует с партнёрами. Игра помогает развивать память, фантазию и творчество, тактильные чувства и физические возможности. Ребёнок получает опыт дружеских отношений и учится чувствовать мир.
Дети с ограниченными возможностями имеют установленное законом право на получение квалифицированных коррекционных и развивающих занятий со специалистами. Логопед, психолог, а также педагоги должны учитывать особые образовательные потребности ребёнка и выстраивать траекторию обучения в соответствии с его психофизическим развитием и возможностями. Полезно разнообразие дидактических материалов и последовательный характер обучения.
Залогом успешного развития и коррекции отклонений развития можно считать непрерывное взаимодействие всех участников процесса: детей, педагогов, родителей. Родитель или опекун должен иметь полное представление о возможностях ребёнка, его перспективах, а также способах проведения образовательных и воспитательных мероприятий. Социальное окружение, ситуация успеха и благоприятная среда оказывают сильное влияние на развитие ребёнка с ОВЗ и закладывают основы будущей жизни.