Современные формы организации работы обучающихся в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Приняты» «Утверждаю»
на заседании методического совета Заместитель директора
СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № _____ от __________2022г ___________ Фидарова Б.И.
_____ ___________ 2022г
Современные формы организации работы обучающихся в учреждении дополнительного образования
(методические рекомендации)
Исполнила:
методист
Фидарова Б.И.
Владикавказ, 2022г
Современные формы организации работы обучающихся в учреждении дополнительного образования
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм и мастерство педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные общеразвивающие программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок.
Сегодня для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Педагог также должен располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, использованию современных и нетрадиционных форм организации занятий.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Сегодня мы рассмотрим особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия и попробуем систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с учащимися в учреждении дополнительного образования.
Итак, вспомним какие формы организации занятий относят к традиционным.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе;
Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.
Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Кроме традиционных занятий, существуют и нетрадиционные современные формы.
Каковы же возможности нетрадиционных форм занятий?
Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого занятия подводит обучающихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – ”Свобода и долг“, ”Человек и природа“ и т.п.
”Крепкий орешек“ – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Психологическое занятие – проведение уроков психологической культуры личности; позволяет педагогам дополнительного образования оказать своевременную, квалифицированную помощь обучающимся.
Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной современной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
определение временных рамок;
определение темы;
определение типа занятия;
выбор нетрадиционной формы;
выбор форм учебной и воспитательной работы.
Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
специфика изучаемого курса и группы,
характеристика темы (материала),
возрастные особенности учащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:
особенности и возможности выбранной формы;
характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).
2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:
распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
написание конспекта, сценария занятия (с указанием конкретных целей);
подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности учащихся.
3. Проведение нетрадиционного занятия.
4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Подводим итоги:
Формы занятий в дополнительном образовании, несомненно, играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог должен находиться в постоянном поиске.