Актуальные формы и методы воспитательной работы в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации

2
0
Материал опубликован 7 February 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»



«Приняты» «Утверждаю»

на заседании методического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от __________2021г ___________ Фидарова Б.И.

______ ___________ 2021г









Актуальные методы и формы воспитательной работы

в учреждении дополнительного образования

(методические рекомендации)



Исполнила:

старший методист

Хачирова Б.Р.















Владикавказ, 2021г

Актуальные методы и формы воспитательной работы в учреждении дополнительного образования

Изменение социокультурных условий жизни, связанное с всесторонним реформированием общественных устоев, неблагоприятно сказывается на состоянии обучения и воспитания подрастающего поколения. Согласно ст. 44 Закона об образовании в РФ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Именно родители несут основную ответственность за воспитание ребенка. Но в последнее время дезорганизация жизни семей, не сумевших адаптироваться к новым условиям в связи с резкой дифференциацией доходов, разрушением сложившихся нравственных норм и традиций семейного уклада, приводит к резкому спаду воспитательного воздействия семьи, ее несостоятельности в вопросах социализации детей. 

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества Закон об образовании определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Анализ изменений, происходящих в нашей стране, позволяет выделить новый социальный заказ общества к образованию: организация образовательной среды, в которой формируется творческая саморазвивающаяся личность, способная, реализуя свои индивидуальные интересы и способности, решать проблемы общества.

Модернизация сферы образования связана с поиском новых методик, технологий. Традиционные формы обучения и воспитания не соотносятся с характером нынешнего времени, с потребностями и интересами детей и подростков.

Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Значительными возможностями для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. В связи с этим усиливается роль системы дополнительного образования в моделировании и реализации различных воспитательных методик.

Система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Система дополнительного образования позволяет осуществить переход от «человека знающего – к человеку умеющему», т.е. повысить его конкурентоспособность, способствовать социализации в обществе. Преимущество этой системы состоит в том, что она свободна от жестких регламентаций и предполагает,  прежде всего, увлеченность и заинтересованность, удовлетворение насущных потребностей детей и подростков в организации свободного времени и развитии индивидуальных способностей.

Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. 

Цель воспитательной работы в учреждении дополнительного образования - способствовать формированию общественно активной, нравственно ориентированной, творческой личности, обладающей умением адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях, сохраняя позитивный потенциал.

Задачи воспитательной работы состоят в том, чтобы:

организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающее внешние и внутренние условия воспитания учащегося;

помочь несовершеннолетним сформировать позитивное отношение к окружающему миру, найти свое место в этом мире, научиться определять и проявлять активную жизненную позицию;

помочь детям и подросткам осознать основополагающее значение нравственных ценностей в жизни людей; привить им стремление к проявлению высоких нравственных качеств, таких, как уважение человека к человеку, вежливость, бережное отношение к чести и достоинству личности, душевная чуткость, отзывчивость, ответственность, любовь ко всему живому;

развить навыки самопознания и самовоспитания, научить управлять собой, контролировать свои действия и поступки, анализировать свое внутреннее состояние — свои побуждения, интересы, потребности; ставить перед собой осознанные цели и стремиться к наиболее полному, продуктивному самовыражению;

приобщить детей и подростков к активной творческой деятельности, связанной с освоением различных культурных ценностей — воспитать сознательное отношение к труду, к выбору ценностей, пробудить интерес к профессиональной самоориентации, к художественному творчеству, к физкультуре и спорту;

сконцентрировать внимание детей и подростков на принципах и условиях здорового образа жизни, способствовать преодолению ими вредных привычек; вести неустанную профилактическую работу, направленную против наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения и других асоциальных явлений.

Направления воспитательной работы

Среди множества направлений воспитательной работы наиболее актуальными в наши дни являются такие, которые оказывают существенное влияние на формирование культуры личности:

патриотическое и гражданское воспитание (любовь к Отечеству, активное отношение к общественной жизни, социальная мобильность);

этнокультурное воспитание (освоение содержания национальных культур, приобщение к традициям и обычаям, морально- нравственным нормам своего народа);

этическое и эстетическое воспитание (освоение нравственных ценностей, ответственное отношение к себе и окружающим людям; чувство прекрасного);

экологическое воспитание (бережное отношение к природе);

воспитание культуры мышления (развитие познавательного интереса, творческих способностей мышления).

Формы и методы воспитательной работы

Педагог дополнительного образования обязан, в силу своей профессиональной ответственности по отношению к воспитанникам, последовательно, целенаправленно, системно разрабатывать и реализовать различные формы и методы воспитательной работы. В выборе форм и методов воспитательной работы особое значение имеет внутренняя ориентация педагога на воспитательный процесс. Подлинная заинтересованность и увлеченность, осознание необходимости своей сопричастности к воспитанию детей, посещающих объединение, помогают освоить наиболее эффективные формы и методы работы, побуждают педагога к поиску инновационных приемов организации воспитательной деятельности. Важно, чтобы воспитательные мероприятия оказывали эффективное эмоциональное и интеллектуальное воздействие на членов творческого объединения. Для этого рекомендуется, так построить воспитательную работу, чтобы она была органично связана со спецификой и познавательно-развивающей деятельностью кружка или секции.

Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от:

поставленных целей и задач, обусловленных познавательно-развивающей деятельностью объединения;

возрастных и личностных особенностей детей и подростков, посещающих объединение;

индивидуальных особенностей педагога, стремящегося в наиболее оптимальной форме реализовать свои лучшие профессиональные качества с пользой для своих учеников;

предполагаемых промежуточных и конечных результатов.

Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, его композиционное построение. Формы воспитательной работы многообразны, их можно условно разделить на три группы:

беседы, встречи, диспуты, дискуссии, «круглые столы», дебаты - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения;

«коллективные творческие дела» - литературные вечера, концерты, праздники, конкурсы, фестивали, КВН и другое;

разнообразные игровые формы - познавательные игры, сюжетно- ролевые игры, продуктивные игры, защита проектов и многое другое.

Выбирая то или иное направление воспитательной работы, важно также исходить из того круга интересов и потребностей, которыми живет подрастающее поколение. В воспитательной работе решающую роль играет чувство сопричастности, возможность для молодого человека реализовать ту потребность, которая кажется ему наиболее важной. Вместе с тем педагог должен уделять большое внимание формированию у обучающихся культуры потребностей. Такая культура формируется на основе выбора ценностей. Поэтому необходимо на занятиях как можно чаще поднимать вопросы, связанные с ценностными ориентациями детей и подростков. Чтобы подготовиться к данным мероприятиям, необходимо изучать систему ценностных ориентаций обучающихся. Это возможно делать как напрямую, в виде опросов, тестирования, так и в игровой форме.

Но воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования не сводится только к специально организованным мероприятиям. Дополнительное образование - именно та сфера, где формируются, развиваются и оттачиваются нравственные качества личности, её ценностные и духовные ориентации. Специфика дополнительного образования позволяет использовать колоссальный потенциал мировой и отечественной культуры, народного искусства для воспитания подрастающего поколения. Эти возможности реализуются прежде всего в объединениях художественной направленности, в частности, в вокальных, хореографических студиях, в инструментальных объединениях.

В процессе духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства руководителю необходимо использовать разнообразные формы организации деятельности. Это, прежде всего, грамотный подбор и работа над репертуаром, концертно-исполнительская деятельность коллектива (участие в концертах, массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях); музыкально-просветительская работа. Успех духовно-нравственного воспитания и воспитания в целом в объединении во многом зависит от удачно подобранного репертуара. Умение преподнести репертуарное произведение так, чтобы исполнители были предельно увлечены музыкой – это задача руководителя коллектива. Педагог должен пробудить в детях эмоциональную и духовную отзывчивость на произведение, используя для этого личный показ, либо записи профессиональных исполнителей. При подборе репертуара руководитель должен обязательно учитывать ряд принципов, а именно: репертуар должен быть мелодически доступным и понятным, содержательным и ценным в художественном отношении, должен соответствовать возрастным особенностям исполнителей, отвечать требованиям тематических мероприятий, в которых детский коллектив принимает участие. Подобранный репертуар должен воспитывать художественный вкус детей, развивать творческое воображение, вызывать сопереживание, понимание, становясь тем самым одним из важных средств в формировании ценностных ориентиров и нравственных качеств обучающихся. Яркий, содержательный репертуар вызывает у детей большой эмоциональный отклик уже в процессе разучивания. А осмысленное постижение средств музыкальной выразительности – запоминающейся мелодии, гармонии, своеобразного ритма, тембральной окраски, – всё это способствует созданию законченного образа.

В репертуарном списке должно присутствовать жанровое разнообразие: произведения мировых и отечественных композиторов-классиков и современных авторов, а также русский и осетинский музыкальный фольклор. Таким образом, верно подобранный репертуар и его дальнейший грамотный разбор с присутствием анализа и рефлексии способствуют формированию нравственной позиции, патриотических чувств и общечеловеческих ценностей творческой личности.

Логическим завершением всех репетиционных и педагогических занятий является концертно-исполнительская деятельность. Публичные выступления отличаются разнообразием: это концерты, тематические концерты, фестивали, смотры, конкурсы. Не секрет, что выступление на публике вызывает особое эмоциональное состояние, приподнятость, волнение, предельное внимание. Важным положительным моментом таких выступлений является сплочённость коллектива, дисциплина, воспитание в них чувства ответственности, уважения друг к другу и к руководителю, отзывчивости на события общественной жизни. Концертно-исполнительская деятельность повышает культуру и исполнительское мастерство юных артистов, а  разнообразие репертуара обеспечивает огромные возможности для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации