12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина1708
Образование – высшее, Одесская государственная консерватория им. А.В.Неждановой. Работаю методистом и педагогом дополнительного образования. Стаж педагогической работы - 37 лет.
Россия, Крым респ., Евпатория
1

Методические указания и рекомендации «Особенности обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении дополнительного образования»

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

в образовательном учреждении дополнительного образования.

 

       Российское государство и правительство большое внимание уделяет не только одаренным детям, но и детям с ограниченными  возможностями здоровья. Их обучение, воспитание, развитие и социализация, также является приоритетным в образовательной политике нашего государства.

           Вопросы, связанные с обеспечением необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, законодательно закреплены в различных нормативных документах как общего характера (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»), так и в документах, конкретизирующих эту деятельность (например, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).

Почему государство уделяет внимание именно категории детей с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с физическими ограничениями наравне с другими должны получать образование, развиваться и жить полноценной жизнью.

Они, так же как и все дети, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. И к таким детям требуется особенный подход.

Учреждение дополнительного образования  является той образовательной организацией,  которая способствует творческому развитию детей с ОВЗ, оказывает существенное влияние на их социализацию.

     Благодаря тесному индивидуальному взаимодействию педагога и ребенка, привлечению родителей к активному участию в процесс обучения,   поддержку и понимание взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх, появляется интерес к познанию жизни, окружающего мира, у него появляется желание общаться. Благодаря этому  наиболее полно раскрываются возможности ребенка, и быстрее происходит процесс его социализации и адаптации в обществе.

         Вся деятельность учреждения дополнительного образования детей для учащегося, имеющего ограниченные возможности  здоровья, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха,

     Для того, чтобы обучение и развитие каждого ребенка с ОВЗ было успешным, для этого необходимы специальные условия:

   Изучение существующей практики работы с детьми с ОВЗ;

   Адаптированная образовательная программа или индивидуальный образовательный маршрут;

   Применение специальных методов обучения и воспитания;

   Использование дидактических материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения здоровья;

   Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом психофизического развития, индивид. возможностей и состояния здоровья  учащихся.

Одно из таких условий – составление специальных адаптированных программ или индивидуального образовательного маршрута.

Каким должен быть индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ решают совместно педагог, психолог и медработник. Они учитывают особенности развития и возможности ребенка и состояние его здоровья.

     Индивидуальный образовательный маршрут должен быть очень гибким, он  адаптируется, «подстраивается» под каждого обучающегося. Так, например, может увеличиваться время, отведенное на изучение отдельных тем, которые тяжело поддаются усвоению и  пониманию, может быть облегчено выполнение какого-либо задания и т.д.      Педагог дополнительного образования, благодаря индивидуальному образовательному маршруту, с каждым ребенком работает индивидуально, не торопя его, а следуя его темпу.

     При составлении  индивидуального образовательного маршрута педагог учитывает:

- индивидуальный подход, т.е. осуществляет выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка;

- рассматривает необходимость привлечения в процесс занятий психологов и логопедов;

- подготавливает  развивающие и дидактические пособия;

- включает в содержание образовательного маршрута темы, для развития самостоятельности и активности ребенка, а также включает темы, предполагающие работу детей совместно с родителями, т.е. предусматривает семейно-ориентированное сопровождение.

     Т.е. все направлено на выполнение главной цели - создание среды, которая может способствовать успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в детском объединении.

     Еще одним  важным условием успешной работы с детьми с ОВЗ является изучение существующей практики работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

     Работа с детьми с ОВЗ в разных регионах  России организована уже давно.  В учреждениях дополнительного образования педагоги активно и успешно работают с детьми с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам или программам, привлекая таких учащихся к участию в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и различных мероприятиях.

Во многих городах проходят фестивали творчества для детей с ОВЗ, на которых дети показывают свои достижения.

 Благодаря активному участию детей с ОВЗ в массовых мероприятиях, участию в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования, процесс социализации проходит успешно, дети добиваются  результата, адаптируются для полноценной жизни  в обществе. Для них очень важно добиться успеха, достичь результата.  Даже самый маленький результат (вышел на сцену, поет, читает стихи, играет на инструменте, танцует), это уже его  победа, победа над своей неуверенностью, над своим недугом.    

Опыт работы  с детьми с ОВЗ есть уже и в республиканском Дворце детского творчества в г.Симферополе.                                                            

     Осенью в Симферополе на семинаре был показан опыт работы с незрячим ребенком. Он обучается игре на фортепиано, он очень успешен, свободно себя чувствует, нет зажатости, он – настоящий артист.   Кроме того, что он, не видя  клавиатуры играет, подбирает по слуху, импровизирует, свободно и умело общается со взрослыми, отвечая на вопросы. Но, конечно, с ним рядом педагог, психолог и мама. Они работают совместно, и результат их взаимодействия – успешный результат обучения ребенка.

     В г.Симферополе вот уже 3-ий год проходит фестиваль «Шаг навстречу», в котором участвуют дети с ОВЗ со всего Крыма. В прошлом году одна из наших учащихся детского объединения «Природа и творчество» Васюкова Настя приняла участие и получила звание лауреата.    

     Предлагаю вам посмотреть видеоролик о фестивале «Шаг навстречу», который состоялся в этом году.

                                                              ВИДЕОРОЛИК

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Поэтому, специфика работы с такими детьми требует от педагога профессионализма, знаний особенностей развития таких детей, знаний по использованию современных образовательно-воспитательных технологий, и,  работать с детьми с ОВЗ должны педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку. И, конечно, быть добрыми, отзывчивыми, очень терпеливыми, иметь искреннее желание помочь, и иметь огромную любовь к детям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.