Методические рекомендации «Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Приняты» «Утверждаю»
на заседании методического совета Заместитель директора
СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № _____ от __________2023г ___________ Фидарова Б.И.
_____ ___________ 2023г
Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера
в учреждении дополнительного образования
(методические рекомендации)
Исполнила:
концертмейстер
Туаллагова А.А.
Владикавказ, 2023г
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: в музыкальном классе – по всем специальностям, и на концертной эстраде, и на педагогическом поприще. Без концертмейстера не обходятся музыкальные и образовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические колледжи и вузы. Однако, при этом, многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра по нотам или игра «под солистом» якобы не требуют особого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и концертмейстер в художественном смысле составляют единое целое. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, высокой художественной культуры. Концертмейстер – яркий пример гармоничного сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.
Чем отличается концертмейстер от аккомпаниатора? Аккомпаниаторство подразумевает под собой концертную работу, т.е. сыграть певцу партию рояля на сцене. Понятие же «концертмейстер» включает в себя намного больше: разучивание с солистами-вокалистами их партий умение контролировать качество их исполнения, знание их личной исполнительской специфики и причины возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Так какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане, должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватывать образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.
Работа в вокальном объединении
Исполнитель и педагог в одном лице – такое особое место в классе вокала занимает концертмейстер, так как в повседневной учебной деятельности, концертных и конкурсных выступлениях, его творческие, педагогические и психологические умения трудно отделить друг от друга. В жанре вокала – как классического, эстрадного, сольного, ансамблевого – часто приходится на себя брать роль педагога, помогая ученику-вокалисту понимать и разъяснять штрихи, нюансы, следить за интонационной и ритмической точностью, тактом.
В некоторых ситуациях концертмейстер в прямом смысле выполняет функции психолога. Часто приходится снять излишнее напряжение, нервозность перед выходом вокалиста на сцену, помочь в создании артистического настроя. Волнение перед публичным исполнением часто мешает творческому раскрытию, поэтому очень важно постепенно, из урока в урок, воспитывать у учащихся чувство огромной радости и удовольствия от общения с публикой от выступления.
Концертмейстеру так же принадлежит очень высокая роль в образовательном процессе. Нужно пробуждать творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением ту качественную среду для создания художественного образа в ансамбле, которая будет способствовать успеху исполнительской деятельности солиста. Игра концертмейстера должна быть настолько профессиональна, что слыша ее, ученик будет стремиться к совершенствованию и развитию своего творчества. Недостаточно тщательно выучить произведение, надо внутренне «пережить» его, глубоко сосредоточиться с ним, почувствовать его красоту. Таким образом, одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная, продуктивная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его художественного вкуса, эмоциональных качеств, эстетических взглядов.
Давайте рассмотрим основные аспекты деятельности концертмейстера:
1. Концертмейстер должен в первую очередь хорошо читать с листа.
2. Концертмейстер должен уметь транспонировать.
3. Концертмейстер должен подбирать на слух.
4. Концертмейстер должен быть правой рукой педагога, его музыкальным, творческим единомышленником, его первым помощником.
Остановимся подробнее и разберем каждый аспект.
Чтение с листа. Концертмейстеру необходимо накопить большой опыт чтения с листа фортепианных партий любой сложности. Очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого музыканту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом. При этом концертмейстер должен научиться комплексно охватывать трехстворчатую партитуру и сразу отличать существенное от менее важного.
Транспонирование – это изменение исходной тональности , связанное с тесситурными возможностями голоса и состоянием всего голосового аппарата детей на данный момент. В процессе работы очень часто приходится подстраиваться под диапазон голоса ученика и изменять( поднимать или опускать) исходную тональность в учебных целях, поскольку пение в слишком высокой или низкой тональности может нарушить становление и формирование певческого аппарата. Для успешного аккомпанемента в транспорте надо хорошо знать курс гармонии и сольфеджио. Несомненно, быстрота ориентировки в новой тональности достигается скорее теми концертмейстерами, которые любят и умеют подбирать на слухи импровизировать.
Подбор на слух. Эта деятельность составляет часть профессиональных обязанностей концертмейстера. Играя на слух, концертмейстер облегчает себе задачу, ведь импровизация своего варианта игры освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, так как концертмейстер создает свой собственный вариант фактуры, что требует то него самостоятельных музыкальных действий. Для успешного подбора мелодии и ее гармонии необходима достаточная степень авторизации внутренне слуховых процессов. Концертмейстер в вокальном классе должен так же в совершенстве владеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей нотной фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации на этапе разучивания песен. Импровизация аккомпанемента по слуху является одноразовы исполнительским процессом и осуществляется в ходе мысленного импульса « в уме». Согласно данным музыкальной педагогики , такого рода творчество относится к высшим проявлениям внутренне слуховых способностей. Поэтому у концертмейстера должно быть наличие хорошо развитого мелодического и особенно гармонического внутреннего слуха.
Работа с педагогом. Практика показывает, что педагог и концертмейстер, работающие определенное время вместе, нарабатывают совместный профессиональный опыт общения, имеют общую терминологию, знают методику подачи материала, понимают друг друга с полуслова и достигают результатов в обучении гораздо выше, чем их коллеги. В такой творческой атмосфере ученик –вокалист чувствует себя гораздо комфортнее: он больше доверяет сотрудничающему тандему педагог-концертмейстер. В такой обстановке моменты музыкального и психологического плана решаются успешнее и быстрее.
Концертмейстер не должен нарушать авторитет педагога в глазах ученика. Педагог в классе- главный. Все разногласия в трактовке произведения должны решаться в отсутствие ученика. Удачными профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз: педагог -концертмейстер – ученик. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога, имеют творчески слаженный, успешный коллектив и результат. Для настоящего творчества в классе нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Только с такой позиции можно осуществить все замыслы и иметь высокую результативность.
Основная задача концертмейстера совместно с педагогом – помочь ученику в подготовке концертного выступления. Учитывая возраст ребенка, степень его одаренности, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя .его на успех.
Сцена – это всегда стресс. Концертмейстеры имеют прямое отношение к тому, будет ли ученик испытывать страх или это будет творческое волнение. Мы должны уделять особое внимание работе по приведению нервной системы ученика в рабочее состояние, исключающее перевозбуждение или полное безразличие. Одной из совместных педагогических задач педагога и концертмейстера является достижение учеником психоэмоционального баланса, его позитивного настроя на успешное выступление( физического и психического состояния ученика в момент выступления).
В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приемам: петь перед воображаемой комиссией, родителями. Во время исполнения учащийся должен быть готов к любым неожиданностям из зала и из-за кулис. Главная задача- не остановиться, допеть до конца. Такие «прогоны» программы нарабатывают у вокалиста бесценный сценический опыт. Важен здесь положительный отзыв публики, пусть даже непрофессиональной. Так же полезно снимать исполнение на камеру и затем анализировать его, т.е. проводить работу над ошибками. В моменты срывов»ребенка на сцене профессионализм концертмейстера незаменим - он должен мысленно вернуть солиста в произведение или самому доиграть его до конца, сохранив при этом звучание именно ансамбля ,а не только доиграть аккомпанемент. Выдержка концертмейстера в данный момент позволит учащемуся не приобрести комплекс боязни выступления на сцене. Очень важно, что бы воспитание волевых качеств ученика было регулярным и систематизированным.Установить творческий ,рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер грамотно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает все его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все вокалисты, особенно юные, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческого тепла, чуткости, поддержки.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность и воля, педагогический такт и отзывчивость.
Концертмейстер должен питать особую привязанность к детям, бескорыстную любовь к своей профессии, которая не приносит внешнего успеха. Он всегда остается в тени, его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Завоевать авторитет хорошего концертмейстера совсем не просто, это постоянная работа над собой, ответственность, богатые знания, настойчивость, упорство, ежедневное самосовершенствование.
В заключении хочется сказать, что деятельность концертмейстера требует от пианиста многосторонних знаний и умений по сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы. Ученик-вокалист должен воспринимать концертмейстера как партнера и единомышленника, а не как второй, после педагога, контролирующий и оценивающий орган.
Концертмейстер в вокальном классе в первую очередь подает ученику пример работоспособности, чуткого и трепетного отношения к музыке, тогда занятия вокалом будут воспитывать у ребенка привычку к работе, трудолюбие, усидчивость. А все эти качества очень пригодятся в дальнейшем в жизни.
Работа в объединении гимнастики.
На занятиях ( тренировках) по гимнастике с детьми работают два педагога -тренер и концертмейстер (музыкант). Ибо гимнастика без музыки полноценно существовать не может. Дети на занятиях получают не только физическое развитие, но и музыкальное. И успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер (пианист) исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты, помогают детям вслушиваться в аккомпанемент и «отразить» ее спортивно-танцевальных движениях. Музыка и движение - в своем гармоничном единстве – средство развития эмоциональной сферы детей , основа их эстетического воспитания. Движения и упражнения на гимнастике музыкально оформлены, что бы дети привыкали организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятий по гимнастике должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмичном рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыкальный аккомпанемент, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. Под аккомпанемент концертмейстера на занятиях по гимнастике у детей формируются первичные эстетические оценки, дети приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. И, таким образом, формируется музыкальная культура, развивается слух и образное мышление, которые помогают объединять музыку и движение. Концертмейстер должен сделать достоянием гимнастов ту музыку, которую создали великие композиторы: Чайковский, Глинка, Штраус, Прокофьев, Хачатурян, Щедрин…