Методическая разработка «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Стандартизация дошкольного образования»
Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду
Стандартизация дошкольного образования
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструирование из различного материала и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Остановимся более подробно на формах организации образовательной деятельности. До недавнего времени одной из форм организации образовательной деятельности в детском саду были занятия.
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности включает в себя:
- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.
Структура образовательной деятельности включает в себя цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие ее организацию осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
рассматривание картинок;
двигательная активность.
Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):
игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
двигательная активность (овладение основными движениями).
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком (индивидуальная);
с подгруппой детей(подгрупповая);
с целой группой детей (фронтальная).
Фронтальная форма организации обучения.
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.
Построение образовательной деятельности должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
По содержанию Образовательная Деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять несколько образовательных областей. Интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
Содержание образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире,
формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате и т.д.
Эффективность образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.
Обучение детей младшего дошкольного возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непрерывной образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
любознательность;
уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.
Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
ФГОС определяет 5 образовательных областей:
социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;
художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано:
консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.
Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.
Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.
Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов.
4) Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Следует помнить, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы.
5) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них включает примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами:
во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;
во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.