Статья «Педагогическая поддержка детской активности и самостоятельности в процессе образовательной деятельности в детском саду»
Педагогическая поддержка
детской активности и самостоятельности
в процессе образовательной деятельности в детском саду.
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка
воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».
Л.С. Выготский
Наш детский сад работает по программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску - одна из основных задач программы «Детство». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические задачи через освоение развивающей среды и содержательное общение со взрослыми.
Система развивающего обучения современных школ требует достаточно высокого интеллектуального развития, творческого воображения, умения решать нестандартные задачи. Поэтому вопрос о необходимости развития у дошкольников любознательности, логического мышления познавательных способностей, коммуникативных навыков очень актуален на сегодняшний день.
Математика – трудная наука. Мне очень хочется, чтобы математика стала для детей не только легким предметом в школе, но и одним из любимых. Математика - это интересно… и совсем не трудно, особенно если рядом доброжелательный и внимательный педагог, который всегда поддержит : подбодрит добрым словом или вместе посочувствует неудаче и вместе с ребенком найдет выход из затруднительной ситуации.
Изучив литературу по организации педагогической поддержки, я выделила для себя основные аспекты своей работы по данной теме.
Взаимодействуя с детьми, необходимо помнить о разработанных О.С Газманом основных принципах обеспечения педагогической поддержки.
- согласие ребенка на помощь и поддержку
‒ опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
‒ вера в эти возможности;
‒ ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
‒ совместность, сотрудничество, содействие;
‒ конфиденциальность (анонимность);
‒ доброжелательность, безоценочность;
‒ безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
‒ реализация принципа «не навреди»;
‒ рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Эти принципы педагогической поддержки необходимо использовать в работе
с детьми по развитию у детей познавательной творческой активности и для построения партнерских субъект-субъектных отношений.
«Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания. Надо поглощать их с аппетитом» - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, не специалисту в области дошкольной дидактики, но с ним трудно не согласиться.
Поэтому я стараюсь, чтобы «играя в математику» детям было весело.
В работе с детьми младшего возраста мне на помощь приходят герои мультфильмов, сказок и просто выдуманные герои со своими проблемами.
Игровые ситуации, где дети активно помогают любимым персонажам, способствуют развитию самостоятельности. Мне, как педагогу важно помочь ребенку осознать, что он многое может! Помощь персонажу укрепляет у ребенка ощущение собственной значимости . « Я могу!» «У меня получилось!» - радуется малыш.
Способности у детей разные, а помочь Мишке – автомобилисту проехаться по длинной ровной дороге хотят все, поэтому когда я вижу , что у ребенка что-то не получается, я спрашиваю : что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, я тебя правильно поняла, тебе надо …. , ты хочешь чтобы я … Таким образом, ребенок получает поддержку в осознании своего затруднения и в оформлении его словами.
Л.В. Свирская в своей книге «76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям» предлагает различные способы оказания поддержки самостоятельности ребёнка: «Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи». Не стоит оказывать помощь, когда возникает желание ускорить событие, услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).
Не нужно при первых же затруднениях спешить ему на помощь,
лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий, ведь ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других.
В процессе познавательных занятий ребенок легко включается в игровые и познавательные ситуации и инициирует их сам, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Моя задача в этом случае – помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребенок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой – педагог может решить поставленные педагогические задачи.
Например, детей увлекают игры - головоломки, дети очень активно включаются в этот вид деятельности, проявляя усидчивость и самостоятельность, но очень часто сталкиваются с трудностями, и вот здесь необходима детям моя педагогическая поддержка.
Вот ребенок заинтересованно выкладывает самолет, чтобы отправиться в Австралию, но у него никак не получается хвостовая часть, ребенок догадался из каких фигур она состоит, а как соединить их, чтобы получился пятиугольник - не понимает.
Ребенок обращается за помощью, в данной ситуации я использую такой прием педагогической поддержки как обращение к личному опыту ребенка. «Вспомни, а ведь хвост у белки тоже был пятиугольным, и у тебя все получилось и сегодня обязательно получится»
А чтобы поддержать другого ребенка, я предлагаю ему: «Давай вместе, вдвоем попробуем…» и личным примером показываю: « Посмотри на меня, если я соединю два треугольника длинными сторонами, у меня получится большой треугольник? Значит, надо по- другому, попробуй, и у тебя получится крыша».
Робкому, неуверенному в своих силах ребенку, я на ушко шепну «Ты сможешь…, Как ты научишься, если не попробуешь …» А потом крепко пожму ему руку со словами «Ты – молодец! Я знала, что у тебя все получится!»
Самоуверенного, всегда успешного ребенка в случае неудачи, я подбодрю словами « Это бывает с каждым! Я тоже ошибалась! Все будет хорошо!»
При оказании индивидуальной поддержки особую роль играют ситуации успеха, ситуации на повышение статуса ребенка, ситуации значимости его личных "вкладов" в решении общих задач.
« Без твоей ракеты, Миша, мы бы никогда не очутились на Луне, ты замечательный конструктор, а вот Артем познакомил нас с интересным луноходом, хотя выкладывать его из палочек – чисел было непросто, но вы все постарались, и вместе у нас получилось увлекательное космическое путешествие!»
В своей работе я также использую приемы для создания у ребенка субъективного переживания успеха при выполнении учебного задания.
· Снятие страха - «Ничего страшного...».
· Персональная исключительность - «Только у тебя и может получиться...».
· Усиление мотива -- «Нам это нужно для...».
· Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...».
В организации педагогической поддержки дошкольника важным является развитие способностей к рефлексии, направленной на осознание, осмысление и оценку ребенком его собственных действий и поступков.
« Маша, у тебя нарисованы по клеточкам забавные попугаи – неразлучники, расскажи нам, как у тебя так получилось: один попугай смотрит вправо, а другой - влево» Ребенок вспоминает и проговаривает правила зеркального рисования по клеточкам.
Часто я спрашиваю детей:
«Ты довольна тем, что получилось?»
« За что ты можешь себя похвалить?»
Конечно, не всегда дошкольнику удается адекватно себя оценить, но результаты уже заметны у многих детей.
Интересной находкой для меня и очень полезной для моих детей стала игра «Светофор», когда дети сигналят разноцветными карточками.
• Зелёной – «побольше таких заданий, интересно» или «всё было понятно, я справился»;
• Жёлтой – «понравилось, но не всё было интересно» или «почти со всеми заданиями справился сам»;
• Красной – « не понравилось, скучно» или «Помогите! Мне многое
непонятно! Мне требуется помощь!»
Эта игра очень помогает мне планировать дальнейшую работу по педагогической поддержке детей, испытывающих трудности при обучении математике.
И все - таки, самым главным в педагогической поддержке я считаю:
наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми. Когда проявляется уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто медленно считает, и тех, кто быстро и верно рисует графические диктанты и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами. В этом, на мой взгляд, и заключается оказание педагогической поддержки детям, реализация активного сотрудничества
и взаимодействия.
Баранцева Л.В - воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад№148»