12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маслова Ольга Юрьевна69
Россия, Москва, Москва

Современные подходы к организации воспитательной работы в начальной школе

 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для проведения воспитательных работ с учениками. В это время закладываются основы личности ребёнка, патриотического самосознания, взаимоотношений с окружающими. Запускается процесс социализации, осознания морали, этики и нравственности, ребёнок начинает постигать устройство общества и мира в целом.

 

Воспитание, как многокомпонентный и многоцелевой процесс, направлено на закладывание гражданской идентичности, духовного и физического начал, чувства прекрасного, ценности научного познания и экологичного отношения к окружающему миру. Направления воспитательной деятельности оговорены в стандартах нового поколения и предусматривают всестороннее развитие ребёнка. При этом учебная и воспитательная работа должны быть тесно взаимосвязаны.

 

Успех педагогической работы напрямую зависит от максимального вовлечения всех сфер личности ребёнка. Воспитательный процесс включает несколько подходов, среди которых можно выделить:

 

Передача социального, культурного и научного опыта.

Формирование образа жизни воспитуемых, помощь и поддержка.

Реализация условий для развития личности, нравственности, морали.

Развитие системы ценностей, взглядов, понятий.

 

Важным критерием воспитательной работы является её системность и непрерывность. Система представляет собой комплекс целей и задач, методов и подходов к образовательному и воспитательному процессу. Все аспекты тесно взаимосвязаны друг с другом и должны соответствовать возрастным критериям, социальным требованиям, нормам законодательства.

 

Сознание учащихся начальных классов пластично, и это позволяет развивать его во многих направлениях. В этом динамичном процессе обучение идёт в ногу с воспитанием, и одно дополняет другое, воздействуя на различные грани личности ребёнка. Образовательные процессы затрагивают общие и узконаправленные навыки, систему научных понятий и представлений. В свою очередь, в воспитательном процессе преобладает развитие норм и правил, отношений в социуме, духовности и эстетики.

 

Организация воспитательной работы среди учащихся начальной школы может смотреть в следующих направлениях:

 

духовно-нравственное

гражданско-патриотическое

эстетическое

трудовое и физическое

экологическое

 

Многие качества личности, формируемые в раннем детстве, оказывают сильное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Духовное начало помогает осознать общность с миром и свою роль в нём, научиться уважать других и сторониться насилия. Воспитание в патриотическом ключе рождает детей, осознающих важность социальных институтов, понимающих и любящих Родину и родной язык и отрицающих любые формы экстремизма.

Экологичность подразумевает заботу о природе, защиту и не причинение вреда. Эстетическое воспитание сопровождается изучением наследия мировой культуры и расширяет кругозор, повышает чувствительность и восприятие искусства. Занятия по физвоспитанию являются неотъемлемой частью образовательного процесса и становятся всё более актуальными в силу острой необходимости формирования у детей здорового образа жизни, бережного отношения к себе и окружающим.

 

Для каждого направления педагогической деятельности разрабатывается комплекс мероприятий, затрагивающих множество подходов и направлений воспитательного процесса. Ребята встречаются с ветеранами, изучают классические произведения, принимают участие в соревнованиях и экскурсиях и день за днём формируют себя, своё собственное мировоззрение и своё будущее. Ученик понимает ценность и важность любого труда, своего и чужого.

 

Ребёнок — это личность, и отношение к нему как к человеку, достойному уважения, является основой педагогической деятельности. Закономерным результатом воспитательного процесса станет гармонично развитый человек со сформированной системой ценностей и стремлением к саморазвитию. В. Г. Белинский говорил, что воспитанием решается участь человека, и задача педагога — направить ребёнка по верному пути.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.