12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Александровна6091
Учитель Высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования
Россия, Хакасия респ., с.Арбаты
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Б- 11 кл. Дата __________________________

Урок 2/15 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

Цели: показать путь образования первых биологических мембран; раскрыть характерные черты живых организмов у пробионтов; назвать способы питания первых живых организ­мов.

Оборудование: таблицы, схемы, иллюстрирующие эта­пы происхождения живых существ на Земле; портреты и труды ученых, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кино- или видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

Ход урока

 

  1. Повторение

 

Задание: Определите, кто из перечисленных учёных проводил следующие опыты или наблюдения, а также высказывал идеи по доказательству или опровержению гипотезе возникновения жизни на Земле. Воспользуйтесь возможными вариантами ответов и подпишите рисунки

В.И. Вернадский

Уильям Гарвей

Франческо Реди

Луи Пастер

Ладзаро Спалланцани

Ван Гельмонт

Подтверждал гипотезу биогенеза

Опровергал теорию абиогенеза

Подтверждал гипотезу абиогенеза

Поддерживал гипотезу панспермии

Опровергал гипотезу панспермии

Тест-опрос.

Допиши в предложениях название истории возникновения жизни на Земле.

а) Жизнь была создана сверхъестественным существом в оп­ределенное время - креационизм.

б) Жизнь возникла неоднократно из неживого вещества - самопроизвольное зарождение.

в) Жизнь существовала всегда - теория стационарного со­стояния.

г) Жизнь занесена на нашу планету извне - панспермия.

д) Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам, - биохимическая эволюция.

Изучение новой темы.

Теория биохимической эволюции.

Теория биопоэза сформулирована в 1947 г. английским иссле­дователем Дж. Берналом. Три стадии биопоэза:

абиогенное возникновение биологических мономеров;

образование биологических полимеров;

формирование мембранных структур и первичных организ­мов (пробионтов).

Абиогенный синтез органических мономеров. Экспери­мент С. Миллера и его значение по рис. 136 в учебнике.

Рассказ учителя с использованием таблицы или рис. 135 в учебнике.

Образование биологических полимеров и коацерватов. Коацерватная теория А. И. Опарина (беседа, рассказ).

Дополнительный материал к уроку для учителя 

Развивая идею Ф. Энгельса о том, что жизнь на Земле воз­никла химическим путем в результате постепенного законо­мерно-обусловленного усложнения органических соединений, А. И. Опарин разработал коацерватную гипотезу происхожде­ния жизни, которую он впервые изложил в книге «Происхожде­ние жизни», опубликованной в 1924 г., а потом дополнял и уточнял.

Согласно этой гипотезе, история и предыстория возникнове­ния жизни на Земле объясняется появлением и постепенным ус­ложнением соединений углерода - органических веществ...

А. И. Опарин считает, что молекулы белков, после того как они возникали в результате соединения остатков многих амино­кислот в одну молекулу, имели склонность собираться вместе, образуя капельки, которые называют коацерватами (лат. «коацерватус» - накопленный, собранный). Коацерватные капли по­сле их возникновения были уже в какой-то мере противопостав­лены окружающей среде, имея собственную судьбу. В них шли процессы двоякого рода:

распад, связанный с тем, что некоторые молекулы белков разрушались и выделялись в окружающую среду;

синтез, обусловленный тем, что новые молекулы белка, образовавшиеся во внешней среде или в коацерватных каплях, присоединялись к коацерватным каплям и увеличивали их раз­меры

Строение таких первичных живых существ было еще очень примитивным, и они не имели клеточного строения.

Формирование мембранных структур и первичных орга­низмов (пробионтов).

Характеристика и способы питания пробионтов (рассказ).

Рассказ по рис. 137. Схема образования биологической мем­браны, сверху вниз:

липопротеидная пленка на поверхности водоемов;

формирование мешочков и пузырьков на поверхности под воздействием ветра;

пузырек, содержащий белково-нуклеиновую систему, по­падает на поверхность, покрытую липопротеидной пленкой;

образование четырехслойной оболочки - первичной био­логической мембраны.

 Закрепление.

Вопрос. Почему невозможно самозарождение в настоя­щее время?

Самозарождение невозможно по нескольким причинам.

Во-первых, в условиях кислородной атмосферы Земли орга­нические соединения быстро разрушаются, поэтому они не мо­гут накопиться и усовершенствоваться.

Во-вторых, в настоящее время существует огромное количе­ство гетеротрофных организмов, которые используют любое скопление органических веществ для своего питания.

Домашнее задание:

изучить § 4.15; вопросы 1-6 с.273.

Подго­товить сообщения о кайнозойской эре

      • «Па­леогеновый период»

        «Неогеновый период»

        «Антропогеновый период»

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (4)

Евгений Алексеевич, 09.04.19 в 10:08 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Александровна! Это вопрос очень далёкий и неизвестно, что было по-настоящему. Я всегда так начинал эту тему. Но у Вас всё разложено, всё логично
Самойлова Наталья Владимировна, 14.04.19 в 06:59 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Александровна! Интересная тема, прекрасный урок!
Медведева Татьяна Александровна, 14.04.19 в 17:21 2Ответить Пожаловаться
Очень благодарна Вашей оценке, Наталья Владимировна! Большое спасибо!
Лупей Виктория Владиславовна, 29.08.19 в 21:54 0Ответить Пожаловаться
Какой глубокий по содержанию материал, СПАСИБО!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.