Урок «Современные представления о возникновении жизни на Земле» (Биология, 10-11 класс)
Б- 11 кл. Дата __________________________
Урок 2/15 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Цели: показать путь образования первых биологических мембран; раскрыть характерные черты живых организмов у пробионтов; назвать способы питания первых живых организмов.
Оборудование: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле; портреты и труды ученых, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кино- или видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
Ход урока
- Повторение
Задание: Определите, кто из перечисленных учёных проводил следующие опыты или наблюдения, а также высказывал идеи по доказательству или опровержению гипотезе возникновения жизни на Земле. Воспользуйтесь возможными вариантами ответов и подпишите рисунки
В.И. Вернадский
Уильям Гарвей
Франческо Реди
Луи Пастер
Ладзаро Спалланцани
Ван Гельмонт
Подтверждал гипотезу биогенеза
Опровергал теорию абиогенеза
Подтверждал гипотезу абиогенеза
Поддерживал гипотезу панспермии
Опровергал гипотезу панспермии
Тест-опрос.
Допиши в предложениях название истории возникновения жизни на Земле.
а) Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время - креационизм.
б) Жизнь возникла неоднократно из неживого вещества - самопроизвольное зарождение.
в) Жизнь существовала всегда - теория стационарного состояния.
г) Жизнь занесена на нашу планету извне - панспермия.
д) Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам, - биохимическая эволюция.
Изучение новой темы.
Теория биохимической эволюции.
Теория биопоэза сформулирована в 1947 г. английским исследователем Дж. Берналом. Три стадии биопоэза:
абиогенное возникновение биологических мономеров;
образование биологических полимеров;
формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов).
Абиогенный синтез органических мономеров. Эксперимент С. Миллера и его значение по рис. 136 в учебнике.
Рассказ учителя с использованием таблицы или рис. 135 в учебнике.
Образование биологических полимеров и коацерватов. Коацерватная теория А. И. Опарина (беседа, рассказ).
Дополнительный материал к уроку для учителя
Развивая идею Ф. Энгельса о том, что жизнь на Земле возникла химическим путем в результате постепенного закономерно-обусловленного усложнения органических соединений, А. И. Опарин разработал коацерватную гипотезу происхождения жизни, которую он впервые изложил в книге «Происхождение жизни», опубликованной в 1924 г., а потом дополнял и уточнял.
Согласно этой гипотезе, история и предыстория возникновения жизни на Земле объясняется появлением и постепенным усложнением соединений углерода - органических веществ...
А. И. Опарин считает, что молекулы белков, после того как они возникали в результате соединения остатков многих аминокислот в одну молекулу, имели склонность собираться вместе, образуя капельки, которые называют коацерватами (лат. «коацерватус» - накопленный, собранный). Коацерватные капли после их возникновения были уже в какой-то мере противопоставлены окружающей среде, имея собственную судьбу. В них шли процессы двоякого рода:
распад, связанный с тем, что некоторые молекулы белков разрушались и выделялись в окружающую среду;
синтез, обусловленный тем, что новые молекулы белка, образовавшиеся во внешней среде или в коацерватных каплях, присоединялись к коацерватным каплям и увеличивали их размеры
Строение таких первичных живых существ было еще очень примитивным, и они не имели клеточного строения.
Формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов).
Характеристика и способы питания пробионтов (рассказ).
Рассказ по рис. 137. Схема образования биологической мембраны, сверху вниз:
липопротеидная пленка на поверхности водоемов;
формирование мешочков и пузырьков на поверхности под воздействием ветра;
пузырек, содержащий белково-нуклеиновую систему, попадает на поверхность, покрытую липопротеидной пленкой;
образование четырехслойной оболочки - первичной биологической мембраны.
Закрепление.
Вопрос. Почему невозможно самозарождение в настоящее время?
Самозарождение невозможно по нескольким причинам.
Во-первых, в условиях кислородной атмосферы Земли органические соединения быстро разрушаются, поэтому они не могут накопиться и усовершенствоваться.
Во-вторых, в настоящее время существует огромное количество гетеротрофных организмов, которые используют любое скопление органических веществ для своего питания.
Домашнее задание:
изучить § 4.15; вопросы 1-6 с.273.
Подготовить сообщения о кайнозойской эре
-
-
-
«Палеогеновый период»
«Неогеновый период»
«Антропогеновый период»
-
-
Евгений Алексеевич
Самойлова Наталья Владимировна
Медведева Татьяна Александровна
Лупей Виктория Владиславовна