Урок «Современные представления о возникновении жизни на Земле» (Биология, 10-11 класс)

7
4
Материал опубликован 8 April 2019 в группе

Б- 11 кл. Дата __________________________

Урок 2/15 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

Цели: показать путь образования первых биологических мембран; раскрыть характерные черты живых организмов у пробионтов; назвать способы питания первых живых организ­мов.

Оборудование: таблицы, схемы, иллюстрирующие эта­пы происхождения живых существ на Земле; портреты и труды ученых, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кино- или видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

Ход урока

 

  1. Повторение

 

Задание: Определите, кто из перечисленных учёных проводил следующие опыты или наблюдения, а также высказывал идеи по доказательству или опровержению гипотезе возникновения жизни на Земле. Воспользуйтесь возможными вариантами ответов и подпишите рисунки

В.И. Вернадский

Уильям Гарвей

Франческо Реди

Луи Пастер

Ладзаро Спалланцани

Ван Гельмонт

Подтверждал гипотезу биогенеза

Опровергал теорию абиогенеза

Подтверждал гипотезу абиогенеза

Поддерживал гипотезу панспермии

Опровергал гипотезу панспермии

Тест-опрос.

Допиши в предложениях название истории возникновения жизни на Земле.

а) Жизнь была создана сверхъестественным существом в оп­ределенное время - креационизм.

б) Жизнь возникла неоднократно из неживого вещества - самопроизвольное зарождение.

в) Жизнь существовала всегда - теория стационарного со­стояния.

г) Жизнь занесена на нашу планету извне - панспермия.

д) Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам, - биохимическая эволюция.

Изучение новой темы.

Теория биохимической эволюции.

Теория биопоэза сформулирована в 1947 г. английским иссле­дователем Дж. Берналом. Три стадии биопоэза:

абиогенное возникновение биологических мономеров;

образование биологических полимеров;

формирование мембранных структур и первичных организ­мов (пробионтов).

Абиогенный синтез органических мономеров. Экспери­мент С. Миллера и его значение по рис. 136 в учебнике.

Рассказ учителя с использованием таблицы или рис. 135 в учебнике.

Образование биологических полимеров и коацерватов. Коацерватная теория А. И. Опарина (беседа, рассказ).

Дополнительный материал к уроку для учителя 

Развивая идею Ф. Энгельса о том, что жизнь на Земле воз­никла химическим путем в результате постепенного законо­мерно-обусловленного усложнения органических соединений, А. И. Опарин разработал коацерватную гипотезу происхожде­ния жизни, которую он впервые изложил в книге «Происхожде­ние жизни», опубликованной в 1924 г., а потом дополнял и уточнял.

Согласно этой гипотезе, история и предыстория возникнове­ния жизни на Земле объясняется появлением и постепенным ус­ложнением соединений углерода - органических веществ...

А. И. Опарин считает, что молекулы белков, после того как они возникали в результате соединения остатков многих амино­кислот в одну молекулу, имели склонность собираться вместе, образуя капельки, которые называют коацерватами (лат. «коацерватус» - накопленный, собранный). Коацерватные капли по­сле их возникновения были уже в какой-то мере противопостав­лены окружающей среде, имея собственную судьбу. В них шли процессы двоякого рода:

распад, связанный с тем, что некоторые молекулы белков разрушались и выделялись в окружающую среду;

синтез, обусловленный тем, что новые молекулы белка, образовавшиеся во внешней среде или в коацерватных каплях, присоединялись к коацерватным каплям и увеличивали их раз­меры

Строение таких первичных живых существ было еще очень примитивным, и они не имели клеточного строения.

Формирование мембранных структур и первичных орга­низмов (пробионтов).

Характеристика и способы питания пробионтов (рассказ).

Рассказ по рис. 137. Схема образования биологической мем­браны, сверху вниз:

липопротеидная пленка на поверхности водоемов;

формирование мешочков и пузырьков на поверхности под воздействием ветра;

пузырек, содержащий белково-нуклеиновую систему, по­падает на поверхность, покрытую липопротеидной пленкой;

образование четырехслойной оболочки - первичной био­логической мембраны.

 Закрепление.

Вопрос. Почему невозможно самозарождение в настоя­щее время?

Самозарождение невозможно по нескольким причинам.

Во-первых, в условиях кислородной атмосферы Земли орга­нические соединения быстро разрушаются, поэтому они не мо­гут накопиться и усовершенствоваться.

Во-вторых, в настоящее время существует огромное количе­ство гетеротрофных организмов, которые используют любое скопление органических веществ для своего питания.

Домашнее задание:

изучить § 4.15; вопросы 1-6 с.273.

Подго­товить сообщения о кайнозойской эре

      • «Па­леогеновый период»

        «Неогеновый период»

        «Антропогеновый период»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Александровна! Это вопрос очень далёкий и неизвестно, что было по-настоящему. Я всегда так начинал эту тему. Но у Вас всё разложено, всё логично

9 April 2019

Спасибо, Татьяна Александровна! Интересная тема, прекрасный урок!

14 April 2019

Очень благодарна Вашей оценке, Наталья Владимировна! Большое спасибо!

14 April 2019

Какой глубокий по содержанию материал, СПАСИБО!

29 August 2019