Урок биологии в 10 классе «Возникновение многоклеточных»
Цели.
Предметные результаты:
- формировать умение оценивать роль многоклеточности в эволюции жизни на Земле;
- формировать умение различать колониальные и многоклеточные формы;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: многоклеточность, колония, губки.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).
3. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Этап |
Содержание |
Обору-дова-ние |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний. |
1. Актуализация знаний. – Дайте определения понятиям: ткань, орган, регенерация. – Какие преимущества имеют одноклеточные животные? – Какие недостатки имеют одноклеточные животные? 2 2. Постановка проблемы урока. – Проанализируйте результаты ответов на последние вопросы. Какой у вас возникает вопрос? – Сформулируйте проблему, которую мы будем сегодня обсуждать. Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1 |
Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
|
II. Совмест-ное открытие знаний. |
– Давайте проведём исследование, чтобы проверить наши гипотезы и ответить на вопрос урока. – Используя раздел «Колониальность – первый шаг к единству», найдите плюсы и минусы колонии. 1 2 3 – Как можно уменьшить отрицательные свойства колониальности? – Используя рис. 11.2, расскажите, как произошло разделение функций на примере колонии вольвокс. 1 2 3 – Какая существует связь между строением и функциями? – Клетки объединились в колонию, произошло разделение функций. Как вы думаете, какая связь существует между клетками, образующими колонию? Оцените её. – Используя раздел «Третий шаг – координация», определите, каким образом можно было регулировать работу всех клеток. 1 2 3 – Используя рис. 11.5, определите, какие существуют гипотезы происхождения многоклеточных. Составьте небольшой комментарий к каждой гипотезе. – Как можно проверить эти гипотезы? Выскажите предположения и проверьте себя по разделу «Дорога в будущее» (эта работа может быть проведена сильными учащимися дома самостоятельно или проводится в классах, где учащиеся мотивированы к обучению, темп урока высокий и позволяет изучить дополнительный материал). Работа в группах. – Прочитайте раздел «Губки: опыт создания единого организма» и найдите доказательства того, что губка: I группа: многоклеточный организм; II группа: колониальный организм; III группа: родства губки с одноклеточными организмами. После обсуждения ответов всех групп подводим итог и отвечаем на вопрос: о чём свидетельствуют сведения, изложенные представителями групп? 1 2 3 1 2 |
Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД 1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое). 3. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. |
|
III. Самосто-ятельное приме-нение знаний. |
Задание 11.1, 11.2, 11.12 из задачника. Самооценка по алгоритму. 2 |
ТОУУ Регулятивные УУД 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
|
IV. Итог урока. |
Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Домашнее задание. § 11. Вопросы 1, 3 и 4, с. 72. Задания из задачника 11.5, 11.10 (все задания устно). |