Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ)
Наиболее распространенная форма нарушения поведения в детском возрасте.
СДВГ проявляется:
в расстройстве внимания;
двигательной расторможенности
(гиперактивности);
импульсивности поведения.
Мальчики страдают чаще, чем девочки
(11,5% и 1,9% соответственно).
Причины плохого поведения
Плохое воспитание
Социальная неустроенность
Темперамент
Индивидуальные особенности развития
По отдельности эти проявления не рассматривают как патологию, но если они наблюдаются в комплексе, в ярко выраженной форме, на протяжении длительного времени в разных сферах жизни
(в школе, дома и вне его), предполагается, что у ребенка СДВГ.
Проявления СДВГ
Нарушения внимания
Неспособность сохранять внимание;
Неспособность сосредоточиться на предмете;
Забывчивость;
Повышенная отвлекаемость;
Повышенная возбудимость (суетливость,, снижение внимания при необходимости действовать самостоятельно и т.д.).
Импульсивность
Неряшливое выполнение школьных заданий (вопреки прилагаемым усилиям все сделать правильно);
Частые выкрики с места во время уроков;
Встревание в разговор или работу других детей;
Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий;
Частые конфликты с другими детьми.
Гиперактивность
(необязательный признак синдрома нарушения внимания)
Дети непрерывно бегают, вскакивают, не могут усидеть на месте, постоянно суетятся (двигательная активность качественно и количественно отличается от нормы).
Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности:
Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности:
Начало посещения детского сада;
Школы;
Гормональный всплеск (12-14 лет).
Если школьные требования не превышают индивидуальных возможностей ребенка, он с нагрузками справляется. Но стоит ситуации выйти за рамки, происходит срыв.
При этом большинство детей с СДВГ имеют
высокий интеллект, однако им сложно справиться
с заданием из-за невнимательности,
отвлекаемости, невыполнения указаний
учителя.
Дети с СДВГ чаще, чем их здоровые сверстники:
бросают школу (32 – 40%);
редко оканчивают ВУЗы (5 – 10%);
имеют меньше друзей или не имеют их (50 – 70%);
втягиваются в антисоциальную деятельность (40 – 50%);
больше курят, потребляют наркотики (40%);
Будучи взрослыми, чаще превышают скорость, попадают в многочисленные аварии, подвергают свою жизнь прочим опасностям (20 – 30%).
Дети с СДВГ
100%
Подростки с СДВГ
50%
Зрелый возраст
30%
Диагностическая карта
Наблюдаются беспокойные движения в стопах;
Не умеет сидеть спокойно на месте, когда это требуется;
Легко отвлекается на посторонние стимулы;
Не терпелив, не умеет дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.);
Не умеет сосредоточиться: на вопросы отвечает часто не задумываясь, не выслушав их до конца;
Испытывает сложности (не связанные с негативным поведением) при выполнении предложенных заданий;
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
Не умеет играть тихо, спокойно;
Болтлив;
Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
Нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома (игрушки, карандаши, книги, одежду и др.);
Способен совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на дорогу, не оглядываясь по сторонам и т.д.).