12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья28
2

Методические материалы для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – причины, диагностика, комплексная помощь»


Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста

г. Новотроицка Оренбургской области







Методические материалы для воспитателей групп раннего возраста по теме:

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – причины, диагностика, комплексная помощь»



Подготовила:

руководитель ГМО воспитателей групп раннего возраста старший воспитатель

МДОАУ «Детский сад № 17 г. Новотроицка»

Поднозова Н.А.
















Новотроицк, 2020

Содержание:


Причины возникновения и особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


3

Принципы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


8

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

11




Рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.


12

Виды игр и игровых упражнений для коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


16

Диагностика проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью


21

Приложения

24



Источники.


31



















Причины возникновения и особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.
Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.

При СДВГ возникают трудности с:

удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;

принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);

усидчивостью;

участием в разных видах деятельности;

поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распространенность. СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью.

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.

Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:

загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;

прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;

воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;

инфекции, перенесенные матерью во время беременности;

конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;

угроза выкидыша;

асфиксия плода;

обвитие пуповиной;

осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.


Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте

заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;

прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;

бронхиальная астмапневмония;

тяжелые заболевания почек;

сердечная недостаточностьпорок сердца.


Генетические факторы. Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.


Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте:

Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.

Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.

Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.

Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.

Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.


Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы


Нарушение внимания

Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали, не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».

Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.

Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.

Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.


Гиперактивность

Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.

Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.

Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.

Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.

Импульсивность

Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.

Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).

Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.

Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.

Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

Трудности в обучении при нормальном уровне интеллектаРебенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.

Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.

Отставание в эмоциональном развитииРебенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.

Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.


Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.


Положительные качества детей с СДВГ

Активны, деятельны;

Легко считывают настроение собеседника;

Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;

Не злопамятны, не способны затаить обиду;

Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Принципы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


Если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, психологи и врачи.

В работе с детьми можно использовать следующие методы:

Нейропсихологические методы коррекции

Методы игровой терапии

Методы семейной и индивидуальной психотерапии

Медикаментозная терапия

Цель коррекционной работы : психологическая коррекция составляющих гиперактивности: произвольного внимания, коммуникативных навыков, развитие личностных качеств ребенка.

Задачи психокоррекционной работы:
1. Развитие внимания ребенка (формирование его свойств: концентрации, переключаемость, распределение);
2. Тренировка психомоторных функций;
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам;
5. Коррекция поведения с помощью ролевых игр;
6. Снятие тревожности;
7. Развитие навыков общения.

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения. Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Хороший эффект дает физиотерапия и массаж .Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления.


При СДВГ применяются:

Лечебная гимнастика, направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.

Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.

Физиопроцедуры. Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.


Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом. Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители - без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!


Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

Составить режим дня и строго ему следовать. Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

Следить за питанием ребенка. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.

Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять.

Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.

Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим - в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.

Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.

Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.

Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.


























Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью



Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.

Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.

Расписание занятий должно быть постоянным.

В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.

К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.

Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.

Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.

Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.

Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.

Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.

Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.








Рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.



Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).

Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.

Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.

Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.

Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!

Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.

Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.

Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.

Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.

Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.

Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.

Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.

Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.


Как уложить спать ребенка с СДВГ?


Чтобы не иметь проблемы с отходом ко сну, нужно составить четкий режим дня и следовать ему. Живя по распорядку, проводите много времени вечером на свежем воздухе и позитивно общайтесь, прогуливаясь всей семьей. Важно понять, как помочь ребенку перестроиться на другую деятельность. Перед сном нужно вместе с ребенком провести определенные ритуалы, это может быть расстилание постели, ванна, прослушивание музыки, чтение книжек. Не надо устраивать вечером подвижных игр, в противном случае ребенка будет сложно переключить на отдых.


Как успокоить гиперактивного ребенка?


Каждый родитель, должен знать, как справиться с неадекватным и слишком шумным поведением детей. Чтобы добиться стойкого эффекта успокоения ребенка с СДВГ или научиться вмиг утихомиривать его в те моменты, когда его нервная система перевозбуждается, надо понять, что нужна периодическая смена обстановки. Истерика прекратится, если перейти в другое помещение или просто попить. Агрессивный ребенок станет совсем другим, если будет получать много ласки, пройдет курс массажа. Все дети любят объятия и поглаживания. Также отлично действуют ванны с успокоительными средствами, такие может назначить врач. Нередко рекомендуют использовать экстракт шишек хмеля и хвои. Не забывайте читать и рассказывать добрые сказки по вечерам и участвуйте в жизни ребенка.


Как отличить гиперактивного ребенка от избалованного?


Считается, что нечто похожее на СДВГ может иметь место и в норме. Например, у ребенка скверный характер, он неусидчив, сверхэмоционален, бывает неуправляемым, постоянно дерется, не слушается и так далее, но такая картина нисколько не препятствует его социальным взаимодействиям. То есть он умеет дружить и общаться со всеми окружающими. Такая гиперактивность - не болезнь.

Противоположная патологическая ситуация складывается, когда СДВГ мешает развитию и общению. Без сопровождения такой малыш неспособен быть нормальным участником коллектива, так как выдает неадекватную реакцию на попытки завязать с ним какое-либо общение. Ребенок не выполняет просьбы и простые инструкции, не может обучаться чему-то, является выраженно конфликтным, может нападать на сверстников.

Нередко даже специалисты затрудняются различать норму и патологию в загадочной детской душе. Поэтому у врачей для облегчения диагностики существуют специальные тесты, на основании результатов опроса родителей можно определить вероятность наличия гиперактивности у ребенка.


Как жить с гиперактивным ребенком?


Родителям будет значительно легче, если они научатся взаимодействовать со своим особенным малышом. Приведем общие советы, которые гармонично дополняют основное медикаментозное лечение, назначенное врачом и коррекцию с педагогами. Вам нужно знать следующее:

чтобы улучшить память и способность концентрироваться, попросите доктора дополнительно назначить хорошие витамины (вместе с витаминными комплексами нередко назначают Глицин);

ваш ребенок обязательно должен заниматься спортом (подходящие виды спорта или физической активности и комплексы упражнения подбираются индивидуально сообразно интересам, возрасту и возможностям ребенка);

поведенческая психотерапия должна проводиться под контролем квалифицированного специалиста;

адаптироваться в социуме хорошо помогает семейная терапия (родитель должен постоянно консультироваться с врачами и учителями по поводу того, чем занять ребенка, какие методы работы применять дома, а какие оставить специалистам).

за гиперактивным ребенком нужно вести непрерывное наблюдение, дома должен быть идеальный порядок и соблюдены все нормы безопасности;

запомните, что родитель - главный, а значит, он устанавливает жесткие правила и следит, чтобы его подопечные не отступали от них (если сегодня определенное поведение неприемлемо, то оно запрещено и завтра);

вся семья живет по режиму с почасовым расписанием.

Если ребенок посещает детский сад, то его воспитатель должен быть подготовленным к общению с особенным человеком

Диета для детей с СДВГ


Должна строиться в соответствии со следующими требованиями:

уменьшение потребления сахара и продуктов питания, его содержащих;

учитывать при составлении диеты проявление у ребенка различных аллергических реакций на продукты питания;

в рационе гиперактивных детей должно быть достаточно магния, так как этот минерал необходим и для хорошего сна, и для нормального метаболизма глюкозы.

Меню для гиперактивного ребенка

Завтрак:

овсяная каша с холодными сливками;

яйцо;

½ стакана свежеотжатого сока;

банан.


Обед:

суп овощной с большим количеством свежей зелени;

рыбные котлеты или курица с картофельным пюре;

мороженое со свежими ягодами или желе из ягодного сока.


Полдник:

кефир (ряженка, йогурт);

хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола;

яблоко.


Ужин:

салат из свежих овощей;

гречневая каша с молоком или творожная запеканка;

чай травяной из мелиссы или ромашки.


На ночь:

стакан теплого молока с ложкой меда.


Примечания:

не приобретайте готовых соков – они излишне сладкие, некоторые из них содержат красители и консерванты; ни в коем случае не давайте ребенку сладкие газированные напитки.


Виды игр и игровых упражнений для коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в раннем возрасте.

Игры на внимательность


1. Игра “Найди отличие”

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенку показывают 2 картинки, на которых изображен медвежонок( на одной картинке он в шляпе, в лапах держит шарик, на шее завязан шарф, а на другой картинке медвежонок без шляпы и шарфа, в лапах у него цветок) Ребенок должен заметить, чем отличаются эти картинки.

Игру можно проводить и с группой детей.


2.Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и наблюдательность.

На столе перед детьми находится 4-5 предметов (животные, посуда, овощи и т.д.). Дети закрывают глаза, а ведущий убирает один предмет, открыв глаза, дети должны назвать исчезнувший предмет


3.Игра «Разложи»( форме, цвету, величине)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на форме, цвете и величине предметов.

1 вариант

Предложить малышу в желтую корзинку собрать желтые ягодки, в красную – красные.

2 вариант

Сгруппировать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник и т.д.)

3 вариант

Разложить предметы по величине (большой кукле - большую ложку, маленькой - маленькую и т.д.)

Игры для снятия эмоционального напряжения


1.Игра «Прикоснись»

Цель: научить ребенка расслабляться, снимать тревожность и развивать его тактильную чувствительность.

Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».


2.Игра «Торт»

Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение

Игры, для контроля двигательной активности


1.Игра «Раз, два, три замри»

Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.


2.Игра «Командир».

Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.


3.Игра “Зеваки”

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.


4.Игры с песком «Секрет»; «Найди сокровища». 

Цель : снижение психо-эмоционального напряжения.

Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.



Игры на снятие мышечного напряжения.

1.«Воздушный шарик» способствует снятию напряжения.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.


Также можно поиграть в настольные игры «Пирамидки», «Волшебные столбики»(по цвету и форме), игры с бизибордами, игры со шнуровками(на усидчивость), игры с вкладышами( на внимание и зрительное восприятие), игры с водой и снегом(льдом).


Особенно частыми у детей с СДВГ бывают речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР) недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.

Упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу.


Занятие № 1.


Коррекционные задачи:

раскрепощение участников;

объединение их в группу;– развивать произвольное внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы.


1. Игра-приветствие “Волшебный Клубочек”.


2. Игра “ Иголочка и ниточка”.Участники игры становятся друг за другом. Первый – “иголочка” двигается, меняя направление. Остальные – за ним, стараясь не отставать.


3. Игра “ Узнай фигуру”. Разные геометрические фигуры разложены по залу. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например: “Квадрат”, дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.


4. Игра с правилами “Смелые мышки”.Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час

Раз-два-три-четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом-бом-бом-бом!

Убежали мышки вон!”

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.


5. Игра “Прощание”. “Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора”. Дети, взявшись за руки, говорят: “Всем, всем – До свидания! Всем, всем – До новых встреч!”


Занятие № 2.


Коррекционные задачи

- объединение детей в группу;

развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;

формировать элементы самоконтроля.


1. Игра – приветствие “Волшебный клубочек”.


2. Игра “Летает – не летает”.Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, для формирования самоконтроля у детей.


3. Игра “Черепахи”.Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2–3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.


4. Игра “Паровозик”.На роль водящего – “паровозика” назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает “паровозик”. Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то “паровозик” останавливается, “поезд” ремонтируют, а “ сломанный” вагончик отправляется в “депо”.


















Диагностика проявления

синдрома дефицита внимания с гиперактивностью


Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:

Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.

Нейропсихологическое обследование.

Консультация педиатра.


Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей.


Сбор информации

Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и воспитателей.


Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Существуют версии для родителей, педагогов:

Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;

Структурированный опросник Коннерса.


Нейропсихологическое обследование при СДВГ


С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ 
бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.



Консультация педиатра

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:

Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;

Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;

Импульсивность и гиперактивность;

Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;

Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;

Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев


Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности. Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.


Признаки невнимательности


Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.

Легко отвлекается.

С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.

Не слушает речь, обращенную к нему.

Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.

Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.

Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.

Часто теряет вещи.

В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.


Признаки импульсивности и гиперактивности


Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.

Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.

Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.

Не может спокойно играть.

Чрезмерно подвижен.

Излишне болтлив.

Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.

Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.

Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.

Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.



















Приложение № 1


Понаблюдайте и проанализируйте обычные поведенческие реакции Вашего малыша в повседневной жизни:

Как он ведет себя в группе детей?

Во что и как играет?

Соответствует ли развитие речи его возрастной норме?

Импульсивен ли ребенок?

Как он засыпает и спит?

Имеет ли место двигательная расторможенность (гиперактивность)?

Наблюдаются ли расстройства пищеварения?

Беспокоят ли, и как часто, головные боли?

Возможно, будет предложено пройти тест на гиперактивность



























Приложение №2


Анкета для педагогов для определения гиперактивности


ФИО ребенка __________________________

Возраст_______________________________

Дата проведения наблюдения____________


Характеристика ребенка

Ответ педагога

1. Ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

 

2. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

 

3. Его сложно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно, иногда разговаривает во сне

 

4. У него часто кишечные расстройства, всевозможные аллергии

 

5. Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения

 

6. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни

 

















Приложение №3

Анкета для определения гиперактивности по Д. Коннерсу.

Наблюдаемые признаки

Отсутствует (0 баллов)

Низкая (1 балл)

Довольно высокая (2 балла)

Очень высокая (3 балла)

Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)

 

 

 

 

Раздражительность, импульсивность

 

 

 

 

Вмешательство в занятия других детей

 

 

 

 

Частая и быстрая переключаемость внимания

 

 

 

 

Постоянное ерзание на месте

 

 

 

 

Невнимательность, отвлекаемость

 

 

 

 

Нетерпеливость и быстрое разочарование

 

 

 

 

Плаксивость

 

 

 

 

Быстрая и резкая смена настроения

 

 

 

 

Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение

 

 

 

 

Общая сумма

 

 

 

 

Если в сумме набирается более 15 баллов, а перечисленные признаки наблюдаются у ребенка более полугода, – ваши подозрения не беспочвенны. Есть повод обратиться к таким специалистам как невролог, нейропсихолог, психолог.

 



Приложение №4

ТЕСТ-ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 2-3 ЛЕТ.


1. Анкетные данные:

-фамилия, имя ребёнка;

-дата рождения, возраст на момент обследования;

-дом. адрес, телефон;

- кто заполняет лист( мама, отец, бабушка, опекун)

- дата заполнения.

2. Данные анамнеза:

- протекание беременности (без патологии, легкий токсикоз, тяжёлый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания);

- развитие плода (без патологии, с патологическими проявлениями);

-характер родов (без патологии, с асфиксией плода, родовая травма).

3. Раннее психомоторное развитие ребенка (в срок, с опозданием, с опережением).

4. Раннее развитие речи ребенка:

- время проявления голосовых и речевых реакций: крик_____________, гуление_________, лепет________, первые слова______________; время проявления первых предложений, если они есть__________.

5. Развитие речи на данный момент.

В 2 года:

-активно использует до 10 слов, менее 20,более 50 слов;

-повторяет за взрослыми простые предложения из 3-4 слов (да,нет);

- самостоятельно составляет предложение из двух слов(да,нет).

Более 2,5лет:

-активно использует около 20 слов, более20, более100 слов;

-самостоятельно строит предложения из трех слов (да,нет);

- повторяет за взрослыми двустишия (да, нет).

6. Понимание речи:

- понимает ли обращенную к нему речь (на бытовом уровне, на уровне ситуации, не понимает);

- выполняет сложные инструкции, состоящие из двух частей (да,нет);

- понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку.

7. Развитие общения:

-вступает в контакт только с близкими людьми (да, нет);

- вступает в контакт с посторонними (да, нет, после привыкания);

- играет с другими детьми (да, нет);

8 Развитие мышления:

- может разложить предметы двух видов в разные коробочки (да,нет);

-находит названные предметные картинки среди нескольких предложенных (да,нет);

- находит названные предметные картинки с действиями среди нескольких

предложенных (да,нет);

- понимает слова «большой», «маленький», « мой» (да,нет);

- понимает ситуативно предлоги на, в (да,нет);

- складывает «башенку» из кубиков (да,нет);

- интересуется книгами (охотно слушает чтение стихов, сказок, только рассматривает, не интересуется).

9. Как Вы оценивает речевое развитие Вашего ребенка(нормальное, отстает от нормального, опережающее).

10. Дополнительные заметки логопеда.


























Приложение № 5


ТЕСТ - ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 1- 2 ЛЕТ.


1. Анкетные данные:

-фамилия, имя ребёнка;

-дата рождения, возраст на момент обследования;

-дом. адрес, телефон;

- кто заполняет лист ( мама, отец, бабушка, опекун)

- дата заполнения.

2. Данные анамнеза:

- протекание беременности (без патологии, легкий токсикоз, тяжёлый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания);

- развитие плода (без патологии, с патологическими проявлениями);

-протекание родов (роды в срок, досрочные, переношенная беременность);

- характер родов (без патологии, патологические: асфиксия плода, родовая травма);

- раннее общее и психическое развитие ребенка (в срок, с опозданием, с опережением).

- раннее развитие речи ребенка (время появления ранних ранних голосовых и речевых реакций: крик__________, гуление___________, лепет___________, первые слова_______:

- время появления предложений из двух слов, если они есть__________________________.

3. Развитие речи на момент обследования.

В 1,5 года:

- активно использует до 5 слов, до 10, более 15 слов.

Более 1,5 лет:

- активно использует около 20 слов, более 20, около 50, более 50 слов;

- произносит трех – четырехслоговые слова (да, нет);

- строит предложение из двух слов (да, нет);

- не говорит, вместо речи использует жест;

- понимает обращенную к нему речь (отдельные инструкции, бытовую речь - (да, нет);

4. Развитие общения (использует жесты, любит играть с другими детьми, наблюдает за ними, пытается вступить с ними в контакт, сторонится других детей);

5. Развитие мышления:

- совершает действия с предметами (расческой, ложкой, лопаткой), использует их в игре по назначению, - да, нет;

- показывает части тела и лица на себе (да, нет), на кукле (да, нет);

- понимает слова «большой» и «маленький» (да, нет);

-интересуется книгами (любит слушать стихи, сказки; только рассматривает; не интересуется);

6. Как Вы оцениваете речевое развитие ребенка ( опережением, нормальное, отстает).

7. Дополнительные заметки логопеда
































Источники


https://www.polismed.com/articles-sindrom-deficita-vnimanija-01.html

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/03/05/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu

https://heaclub.ru/sdvg-chto-eto-u-detej-kak-rasshifrovat-sdvg-u-detej-prichiny-simptomy-diagnostika-metody-lecheniya-korrekcii-preparaty-uprazhneniya-igry-obuchenie-kompleksnaya-pomoshh-kakoj-vrach-lechit

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/ADHD

https://www.amursma.ru/upload/iblock/93e/Sindrom_defitsita_vnimaniya_s_giperaktivnostnyu_u_detey.pdf

https://probolezny.ru/sindrom-deficita-vnimaniya/




Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 29.01.21 в 15:32 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Фролова Елена Николаевна, 31.01.21 в 04:03 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Структурированная,четкая,приложения в наличии! Спасибо,Наталья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.