Статья «Коррекция гиперактивности младших школьников»

7
0
Материал опубликован 11 March 2017 в группе

 Коррекция гиперактивности младших школьников методами арт-терапии

Учительнице надоело делать выговоры ученику за плохое поведение. Однажды она ему сказала: - Я хотела бы хоть три дня побыть твоей матерью. Я бы тебя быстро перевоспитала. - Хорошо, -согласился мальчик, -я поговорю с папой, может, он согласится. 

Проблема плохого поведения всегда будет главным камнем преткновения в школе. Проблемы детей, имеющих нарушения поведе­ния и связанные с ними трудности обучения в на­стоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе вни­мание учителя, которому необходимо следить, что­бы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удер­жать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудоб­ны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требо­ваний, регламентирующих жизнь ребенка, то мож­но говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

Именно поэтому в последние годы проблема эф­фективности обучения гиперактивных детей ста­новится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще не­сколько лет назад в начальных классах гиперак­тивных детей было по одному-два в классе, а сей­час в эту группу попадает уже около 50% уча­щихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллекту­альные функции гиперактивного ребенка не нару­шены, и такие дети могут успешно осваивать про­грамму общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возмож­ностям ребенка.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов, в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.
Вопросом гиперактивности занимались многие отечественные педагоги. Пo дaнным aкaдeмикa Г.Н. Cepдюкoвcкoй cpeди нeуcпeвaющих шкoльникoв у 28% дeтeй нaблюдaютcя oтклoнeния в paзвитии. Oдним из нaибoлee вcтpeчaющихcя oтклoнeний являeтcя cиндpoм гипepaктивнocти или СДВГ. В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью. СДВГ вo мнoгих paзвитых cтpaнaх peгиcтpиpуeтcя у 24-40 % шкoльникoв (И.П. Бpязгунoв, E.В. Кacaтикoвa 2002; A.Л. Cиpoтюк 2002; H.H. Зaвaдeнкo 2000, 2003, 2004; Г.Б. Мoнинa, E.К. Лютoвa-Poбepтc, Л.C. Чуткo 2002, 2004, 2007). Пo мнeнию В.И. Гузeвoй и М.Я. Шapфa cимптoмaтикa, пpoявляющaяcя пpи cиндpoмe гипepaктивнocти, oтмeчaeтcя у 20-25 % вceх дeтeй в нaшeй cтpaнe.

Нecмoтpя нa мнoгoчиcлeннocть иccлeдoвaний пo изучeнию cиндpoмa гипepaктивнocти, пoдaвляющee их бoльшинcтвo пpинaдлeжит зapубeжным aвтopaм. В oтeчecтвeнных paбoтaх (A.Г. Плaтoнoвa; Л.A. Яcюкoвa; A.Л. Cиpoтюк ; A.B. Гpибaнoв; H.H. Зaвaдeнкo; Ю.C. Шeвчeнкo) укaзывaeтcя, чтo coвpeмeннaя кoнцeпция гипepaктивнocти cфopмулиpoвaнa нa ocнoвe пpeдcтaвлeний o минимaльных мoзгoвых диcфункциях и cиндpoм гипepaктивнocти являeтcя caмoй чacтoй пpичинoй наpушeний пoвeдeния и тpуднocтeй oбучeния в дoшкoльнoм и млaдшeм шкoльнoм вoзpacтe.

Сама система обучения, особенно на пер­вых этапах пребывания гиперактивных детей в шко­ле, является для них психотравмирующей и приво­дящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Экспериментальной базой нашего исследования являлся Лицей №1561, весь 4 корпус.

Исследование проходило в 1-2 классе, где большая часть детей являются гиперактивными, о чем мы узнали из личных дел учеников, а также наблюдая за ними. Кроме того, с родителями детей мы провели методику анкетирование. Если на 70% она состоит из положительных утверждений, то можно говорить о признаках гиперактивности. Однако не стоит забывать, что диагноз «гиперактивность» медицинский и ставить его должен только специалист.


 

В исследовании принимал участие 30 чeлoвeк, 7 – дeвoчeк и 23 – мaльчикa вoзpacт 6 – 7 лeт и их родителей. Исходя из диагностических данных, были получены следующие результаты.

Анкета была направлена на выявление критериев гиперактивности среди детей младшего школьного возраста. Были получены результаты по анкете на выявление признаков гиперактивности.


 

Диаграмма 1. Количество учеников, которым характерны и нехарактерны признаки гиперактивности (в %).

Из данной диаграммы видно, что для 27% детей младшего школьного возраста не характерны признаки гиперактивности, поэтому можно сказать об их эмоциональной устойчивости и отсутствии импульсивности в поведении. Для других же детей (73%) характерны высокая двигательная активность, дефицит активного внимания и импульсивность, которые являются признаками гиперактивности.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. И появился вопрос: Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 
Что бы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Что же такое арттерапия?
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Поэтому мы составили комплекс занятий по коррекции гиперактивного поведения и проводили эти занятия как на уроках, так и на переменах и во внеучебное время. (ПРИМЕР)

Важнейшим фактором успешного применения арттерапии в специальном образовании является правильность выбора вида художественной деятельности.

Кроме составленного сборника, мы организовали на базе наших игровых комнат и классов две комнаты для психологической разгрузки, их вы можете увидеть на фото, класс с мини-ботаническим садом, планируется «Сказочная комната», где дети могут 15 минут от перемены всем классом порелаксировать и отдохнуть.

Кроме релаксирующих комнат, мы создали творческую программу для таких детей.

По прошествии 3 месяцев, мы решили организовать на Новый год детско-взрослый спектакль. Этот вид работы очень помог многим детям, они были собраны, они были все в работе.

Для того, чтобы не западал учебный процесс, каждый месяц мы проводили деловую игру «Форд-боярд», которая позволила не только заинтересовать гиперактивных детей, но и оценить их ЗУН.
Этот очень полезный опыт мы передали на межлицейской конференции, с материалами вы можете познакомиться на сайте лицея.

Вся наша работа была представлена в годовом отчете психолога корпуса и меня, как ведущего учителя, с ним Вы можете ознакомиться.

Арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности детей с проблемами. Игротерапия, Арттерапия, музыкотерапия,групповая форма психологической коррекции-всё это поможет ребенку подкорректировать своё поведение, выплеснуть лишнее, а учителю обеспечит спокойствие в классе.

Выдвинутая нами гипотеза, что использование МЕТОДОВ арттерапии позволит повысить кортикализацию эмоциональных проявлений, повысит произвольность внимания и гармонизирует двигательную активность детей, имеющих синдром гиперактивности, оказалась верна.

И закончить я хочу цитатой Пабло Пикассо:

«Каждый ребенок-художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Благодарю комиссию за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.