«Подросток и ответственность» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Все мамы и папы хотят видеть в своем ребенке такую черту характера, как ответственность. Ребенок должен с детства относиться ответственно: к своим словам; к своим поступкам; к учебе; к семейному имуществу; к личным вещам. В сферу ответственности входит также многое другое. Мы все знаем, что человек может быть ответственным только осознанно.
Большинство подростков не принимает ответственности в принципе, предпочитают жить, не обращая внимания на то, как они поступают и часто идеализируют свои действия. ! Для того, чтобы такого не происходило, необходимо привить ребенку ответственность за собственные действия! Подростки в основном не склонны принимать мнение тех людей, которые для них не авторитетны. А родители чаще всего авторитетными для подростков не являются. Чаще всего родители изо всех сил стремятся оградить своих детей от неприятностей и сложностей, и в результате мешают им развиваться. Ответственность чаще всего развивается через трудности. Подросток, который не имел трудностей в жизни, никогда не будет ответственен – это необходимо знать. И при этом мамы и папы говорят ребенку: «Почему ты такой безответственный?»
Как же родителям воспитывать в ребенке чувство ответственности? Прежде всего, надо подавать свой пример. Ведь ни один ребенок не будет ответственным, если родители будут безответственно себя вести. Кроме того, вы должны свои действия комментировать: «Я сказала бабушке, что помогу ей на даче работать на грядках» или «Мне необходимо приходить на работу вовремя». Когда ребенок повзрослеет, зону ответственности надо расширить. Соблюдать постоянство требований. Например, ребенок сегодня должен вымыть пол, а завтра никто об этом не вспомнил. Тогда он начинает думать: «Почему я должен его мыть послезавтра?» Соблюдать единство в требованиях, предъявляемых ребенку. Ведь, нередко мама выдвигает свои требования, папа - свои, а бабушка постоянно «помогает» тайком избавиться от родительских поручений. О какой ответственности может идти речь? Ребенок должен осознавать значение слова «Надо». Ведь в жизни каждого из нас бывают трудные дни. Проблемой большинства семей является «тепличное» воспитание ребенка. Естественно, окружить его лаской и заботой - это хорошо, однако подготовить к независимости - еще лучше. При малейших столкновениях с действительностью со многими детьми случается стресс. У них не хватает сил для того, чтобы преодолеть препятствия.
Советуем вам составить полный список всего того, что беспокоит вас в своем ребенке. Какие пункты лучше всего включить в этот перечень? Например: 1. Ребенок не хочет вовремя ложиться спать/очень много времени смотрит телевизор/долго играет на компьютере: Составьте договор с ребенком по поводу времени его отхода ко сну или просмотра телевизора и точно оговорите это время. Ответственность за сон лучше всего связать со временем сна. Если договор не выполняется, то ребенок штрафуется, т.е. укладывается спать раньше ровно на столько времени, на сколько он опоздал ко сну в предыдущий день. Дольше «просидел» за компьютером или телевизором, то на некоторое время лишается возможности смотреть фильмы или играть в любимые игры.
В какое время ты обычно ложишься спать в будние дни? Контролируют ли родители это время? 23.30-24.00 30% после 24.00 13% Редко 17%
2. Небрежно обращается с купленными ему вещами: Чтобы обучить его ответственность за финансовые затраты, стоит провести чуткую грань между вещами Вашего ребенка и вещами, принадлежащими лично Вам. После этого, все, что ребенок делает со своими вещами, можно включить в перечень событий жизни ребенка. Пропажа велосипеда, всякого рода порча одежды, растрата собственных денег, скорее всего, окажут воздействие на его, а не на Вашу жизнь. Ребенок будет ждать, что родители возместят испорченные или потерянные им вещи. А вот с этим придется подождать. Не сумел сохранить обувь — придется донашивать старую, забыл куртку — не следует спешить с приобретением новой. Но о такой постановке вопроса следует договориться заранее, устно или письменно. Именно такая мера поможет родителям сделать ребенка более ответственным за купленные ему вещи.
Если ты потерял/сломал вещь, которую тебе покупали родители, то что происходит? Покупаю сам на свои сбережения 13% Остаюсь без этой вещи 22% Другие варианты 35% Родители купят, но дешевле; Выполняю поручения и за это мне покупают новую; Некоторое время ждут, а потом всё равно покупают; Подарят на праздник. Родители покупают новую 30%
Дополнительным способом выработки ответственного отношения к труду в целом и материальным ценностям может быть приобщение ребёнка к посильному для него труду, который возможно будет оплачиваться по заранее составленному договору. Таким образом ребёнок может быть более независим материально, но при этом будет знать цену каждого приобретения.
3. Еще один важный пункт — ребенок кричит, закатывает истерики, когда ему перечат. Вспышки раздражения обычно возникают в ответ на Ваше поведение, которое затрагивает как жизнь ребенка («Нет, ты не пойдешь гулять, пока не сделаешь домашнее задание»), так и Вашу жизнь («Нет, я не собираюсь давать тебе свои вещи»). Вспышки раздражения возникают часто тогда, когда Вы уже неоднократно делали уступки ребенку. Тем самым Вы как бы натренировали раздражительность ребенка, время от времени подкрепляя ее позитивными решениями. Хорошо, если Вы самостоятельно поняли, что теперь предстоит переучивать Вашего сына или дочь.
4. Ребенок не убирает в своей комнате. Самым разумным представляется, чтобы некоторая часть дома была выделена ребенку как его территория. Наказанием может служить запрет приводить друзей в дом, по причине беспорядка в его комнате.
Есть ли у тебя домашние обязанности?
5. Ваш ребенок имеет «нежелательных» приятелей. Возможность самостоятельно выбирать себе друзей — естественная потребность нормально развивающегося подростка. Это та часть жизни ребенка, над которой родители не имеют (да и не должны иметь, если хотят воспитать самостоятельного ребенка, а не беспомощную жертву обстоятельств) прямого и непосредственного контроля. Этот пункт предоставляет хорошую возможность для того, чтобы, поработав с ним, получить большую свободу для себя и в то же время найти точки взаимопонимания с ребенком. Подумайте, почему именно таких друзей предпочитает ваш ребенок? Какие качества Вы воспитали в нем? Какие качества он выделяет в окружающих людях? Может быть, это наведет Вас на определенные мысли...
6. Ребенок плохо учится, не хочет ходить в школу, не желает делать домашние задания. По этому поводу можно сказать, что Ваша основная обязанность по отношению к ребенку состоит, вероятно, в том, чтобы предоставлять ему все необходимое для нормальной жизни. Обязанность вашего ребенка — учиться и готовиться стать взрослым. Если он, прекратив обучение, не помогая в домашних делах, все еще продолжает требовать со стороны родителей финансовой поддержки, новых вещей, а родители идут ему на уступки, уступают его требованиям, то тем самым они потакают его иждивенчеству. В договоре с ребенком необходимо осветить именно эту сторону взаимодействия — если ребенок не вносит в дом своей доли в виде учебы, то родитель имеет право отказаться оказывать ему материальную поддержку.
После того, как вы составили список тех поступков вашего ребенка, которые не влияют на Вашу жизнь, т.е. за которые может отвечать он сам, предоставьте ему лично возможность решения его же проблем. Это хорошо получится лишь в случае, если Вы поверите в то, что Ваш ребенок может принимать правильные решения. Нужно дать почувствовать Вашему ребенку, что Вы ему доверяете. Многие родители находят этот шаг чрезвычайно трудным. Не торопитесь, начинайте передачу ответственности вашему ребенку постепенно. Сначала выберите из вашего перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы можете без особого труда передать ребенку. В договор необходимо внести ответственность ребенка за нарушение принятых пунктов. Вы сможете ему сказать, что в случае нарушения договора, Вы снимете с себя обязанность по заботе о нем. Далее, на протяжении следующих дней или недель вы можете передавать ему ответственность за остальные пункты из составленного перечня.
Можешь ли ты свободно принимать самостоятельные решения (купить что-то, поехать в гости, пригласить друзей и т.п.)? Нет, всё решают родители 26% Обязательно советуюсь с родителями/они меня контролируют 17%
Спрашивают ли родители твое мнение в семейных делах (какого цвета лучше купить обои/ куда поехать на отдых/что подарить бабушке и т.п.)? Нет, всё решают сами 9%
Белкина Надежда Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна