12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мамойленко Ю.Г.34

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ

Аннотация: в данной статье представлены несколько различных приемов технологии на различных этапах урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

Ключевые слова: Технология критического мышления через чтение и письмо, «толстые» вопросы, «тонкие» вопросы, «концептуальная таблица», «кластер», «перекрестная дискуссия».

Современные общественные запросы, которые отображаются в ФГОС, выявляют цель образования как обще-социальное, познавательное и личностное развитие обучающихся, обеспечивающие такую важную компетенцию прогресса образования, как «научить учиться».

Формирование технологии развития критического мышления на уроках географии, предлагает все возможные варианты для обучающихся, выделять самое главное, находить причинно-следственные связи, развитие творческих способностей. Коммуникативные способности, развитие навыков общения и логическое рассуждение.

Технология этого типа включает в себя 3 основных этапа:

1. Стадия вызова. Подготавливает обучающихся к процессам или информации которая будет рассматриваться следующих этапах На данном этапе у обучающихся проявляется интерес и мотивация освоение нового материала на ней происходит:

обобщение и актуализация имеющихся знаний;

мотивация учеников к Учебной деятельности, Пробуждение интереса к Теме;

создаются условия для активной деятельности;

Рассмотрим примеры используемых на этой стадии

Таблица 1. Приемы использования используемых на «Стадия вызова»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто...?

Дайте три объяснения, почему...

Что...?

Объясните, почему...

Когда... ?

Почему вы думаете... ?

Может...?

Почему вы считаете... ?

В ходе работы с таблицей в левой колонке прописываются ответы требующие односложного ответа. В правой колонке прописываются ответы для развернутого ответа.

Например, на уроке географии 7 классе по теме «Климат и внутренние воды Австралии» на стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов (Табл. 2).

Таблица 2. «Тонкие» и «толстые» вопросы

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

В каких климатических поясах лежит Австралия?

Почему Австралия самый сухой материк?

Сколько осадков в среднем выпадает в Австралии?

Почему в Австралии так мало рек?

Еде протекают главные реки Австралии?

В чем различие климата Австралии и Африки?

Сначала учащийся пытаются ответить на вопросы индивидуально затем в группах, после чего им предлагается ознакомиться с параграфом, аргументировать свои предложения по поводу "тонких" и "толстых" вопросов

Стадия осмысления предполагает работу с новой информацией:

Получение новой информации за счет работы в информационно- образовательном пространстве;

Осмысление информации;

Соотнесение с собственными знаниями.

Одним из самых важных инструментов в этой стадии является инструмент кластер. Он применяется для структурирования имеющейся информации у обучающихся и тестирование изъян недостающих знаний. В течении 3-5 минут обучающиеся выписывать ключевые слова по обсуждаемой теме, Зачем графически пытаются связать их.

К примеру, на занятии в 9 классе согласно теме: «Московская столичная агломерация» производится фактическая деятельность «Сравнительная оценка 2-ух столиц Москвы и Санкт-Петербурга» с применением текста учебника, сеть интернет, карт атласа, в периода вызова обучающимся предполагается попробовать дать ответ на вопрос: «Москва и Санкт-Петербург - 2 главного города, схожи ли между собою?» Ученики приобретают последующий метод деятельности согласно тексту учебника: (акцентирование внимания; чтение текста; обсуждение данных в команде; акцентирование линий сопоставлений и их отметка). Согласно результатам деятельности, в группах или индивидуально заполняется таблица 3.

Таблица 3. Результаты деятельности анализа 2 столиц

Москва

Линии сравнения

Санкт - Петербург

 

1. ГП

 
 

2. История возникновения города

 
 

3. Планировка города

 
 

4. Функции города

 
 

5. Характер агломерации

 
 

6. Отрасли промышленности

 
 

7. Проблемы города (социальные, экологические и др.)

 

Вывод:

Стадия рефлексии (подведение итогов) особо значима, так как именно здесь происходит осознание вновь приобретенной информации, творческое развитие учащихся.

Основные задачи на этой стадии:

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, превращение ее в знание;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

рефлексия и анализ всего процесса изучения материала.

Учащиеся мысленно пытаются вернуться к деятельности в которой участвовали только они сами, а затем в группе, рассказать о затруднениях и непонятных моментах в решении проблемы, выявить свои проблемы не только в структуре, но и способе общения, наметить пути совершенствования

На стадии рефлексии может работать и прием «тонких» и «толстых» вопросов. На уроке «Климат и внутренние воды Австралии» после изучения текста параграфа учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить еще три - четыре «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, выбрать наиболее интересные и задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

Таблица 4. Стратегия проведения урока

1. Как климат Австралии влияет на размещение природных зон?

1. Почему реки Австралии находятся на юго- востоке материка?

2. Какое питание у рек Австралии?

2. Почему большую часть материка занимает зона тропических пустынь?

3. Что такое «крик»?

3. Сравните климатические условия пустынь Австралии и Южной Африки. Какие из них отличаются большей суровостью и почему?

Все эти приемы могут быть и стратегией проведения урока в целом, «работать» на отдельных стадиях урока. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы - обмена мнениями, исследований, дискуссий, эссе и т.д.

На успех современного урока очень сильно влияет личность учителя, его опыт профессионализма, прогрессирование и реализация используемых им методик, персонального подхода к обучающимся, реализация различных ресурсов ИКТ. Различные формы и методы работы, педагогика сотрудничества необходимы присутствовать на современном уроке. Учитель и ученик - это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Генике Е.А. Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления» кн. 1 - М.; Изд-во «Бонфи», 2015

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. «Теория обучения в информационном обществе», М.; Изд-во «Просвещение», 2017

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке, М.; Изд-во «Просвещение», 2017

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.