12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина19

Тема урока: «Беспозвоночные»

Цель урока: сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных.

Задачи урока:

образовательные ознакомить учащихся с классификацией животных ( одноклеточные, многоклеточные ; позвоночные, беспозвоночных),с основными признаками и отличиями представителей беспозвоночных (кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих);

развивающие – формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательные – формировать эволюционные взгляды на живую природу, поддерживать интерес к изучению биологии.

Тип урока:  формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): Ребята  научатся проводить простейшую классификацию беспозвоночных; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; ребята будут знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека.

Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:  словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

Образовательные ресурсы: План урока и презентация по теме «Беспозвоночные».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1.Фронтальная беседа.

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Какие особенности характерны для царства животных? ( Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением).

- Как доказать, что амёба обыкновенная и инфузория-туфелька относятся к подцарству простейшие? (Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеющая микроскопическое строение).

- Среди простейших много паразитов, вызывающих различные заболевания. Назовите их. (Дизентерийная амёба, малярийный плазмодий).

- Чем простейшие отличаются от бактерий? (Бактерии не имеют ядра, а простейшие имеют одно или несколько ядер).

- В каких средах обитают простейшие? ( Простейшие обитают во всех средах: во влажной почве, пресных, соленых водоемах, организме других животных).

- Какова роль простейших организмов в природе?  (Некоторые простейшие очищают водоемы. Амебы являются пищей для более крупных животных. Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им переваривать клетчатку).

Тест на проверку пройденного материала по теме «Простейшие»

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1.В отличие от растений, большинство животных способны

1)активно передвигаться 2) размножаться

3)увеличиваться в размерах 4) питаться.

А2.В отличие от бактерии, клетка простейшего животного амёбы имеет:

1)ядро 2) цитоплазму 3) оболочку 4) жгутик

А3.Из раковин отмерших животных образуется:

1)торф 2) нефть 3) известняк 4) каменный уголь

А4.Передвигается простейшее животное амёба с помощью:

1)жгутиков 2) ресничек 3)ложноножек 4) конечностей.

А5.Обитает в крови человека простейшее животное:

1)амёба 2) радиолярия 3) инфузория-туфелька 4) малярийный плазмодий

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А. Простейшее животное амёба способна питаться, двигаться, размножаться.

Б. Простейшие животные образуют органические вещества в ходе фотосинтеза.

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А. Простейшее животное представляет собой организм, состоящий из одной клетки

Б. Все простейшие животные ведут паразитический образ жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения. В клетках простейшего животного амёбы отсутствует:

1)хлорофилл 2)хлоропласт 3)цитоплазма 4)ядро 5)оболочка 6)жгутик.

Б4.Отметьте предложения, содержащие ошибки

1)Простейшие животные не могут размножаться.

2)У инфузории многоклеточный организм

3)Амёба имеет микроскопические размеры тела

4) Паразитические простейшие обитают в теле других организмов

Ответы: А1-1, А2-1, А3-3, А4-3. А5-4, Б1-1, Б2-1, Б3-126, Б4-12

Ключ: максимально 9 баллов:

9-8 баллов- «5»

7-6 баллов – «4»

5-4 балла – «3»

балла и менее – «2»

III. Мотивация к изучение нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Вводная беседа.

Ребята, какое царство живой природы мы начали изучать? (Животных). Давайте

создадим правильную классификацию животных из предложенных понятий( фронтальная беседа, учитель размещает термины на магнитной доске) .

Классификация животных (объяснение учителя)

Животные

Одноклеточные Многоклеточные

(Простейшие) Беспозвоночные Позвоночные

- Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? Верно, беспозвоночных.

Целей нашего урока:

Ознакомиться с классификацией беспозвоночных

Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения

Знать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.

Беспозвоночных животных очень много. Почему эта группа самая многочисленная и широко распространена? (объяснения учителя с демонстрацией слайда « Представители беспозвоночных животных».


 

IV.Усвоение новых знаний и способов их действий.

1.Работа с учебником на с.94.

- Откройте учебник на с.94 , прочитайте первые 4 абзаца.

- Каких животных называют многоклеточными? Почему?

- На какие две большие группы делят многоклеточные организмы?

- Беспозвоночные – самая многочисленная группа животных. Какой основной признак их объединяет? (отсутствие осевого скелета – позвоночника)

- Какие животные относятся к беспозвоночным?

2.Работа с рисунками, с.95

Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.95) и найдем число видов различных групп беспозвоночных.

А вот представители беспозвоночных и названия их групп. Давайте подумаем, кто к какой группе относится? 

Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных как можно больше.

3.Работа в группах.

Задания по группам . Изучив текст учебника на с.94-95 и дополнительную информацию на раздаточном материале, надо доложить о своей группе животных.

1 группа- Кишечнополостные

2 группа- Черви, Моллюски

3 группа – Членистоногие

4группа – Иглокожие

Через 5 минут слушаем отчеты групп.

Материал для подготовки учащихся

1.Кишечнополостные

Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость.

В кишечной полости переваривается пища, непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

После рассказа учащихся угадываем названия кишечнополостных на картинках.

 

2.Черви

Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви.

У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт. Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

После рассказа учащихся угадываем названия червей на картинках. 

2.Моллюски

Это мягкотелые животные, многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.

К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна, достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии.

Жемчужница способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг. Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

После рассказа учащихся угадываем названия моллюсков на картинках. 

3.Членистоногие (информацию учащиеся берут из учебника)

- Ракообразные

После рассказа учащихся угадываем названия ракообразных на картинках. 

-Паукообразные

После рассказа учащихся угадываем названия паукообразных на картинках. 

-Насекомые

После рассказа учащихся угадываем названия насекомых на картинках. 

4.Иглокожие – это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей. Двигаются очень медленно, когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение. Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине. Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать. Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.

После рассказа учащихся угадываем названия иглокожих на картинках. 

V. Первичное закрепление изученного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы очень много узнали об удивительном мире беспозвоночных животных. Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал( на магнитной доске нужно в правильном порядке расположить понятия и картинки животных .Фронтальная беседа)

-Ребята, какое царство живой природы мы сегодня изучали? (Животных).

-А на какие подцарства делится царства животные? (одноклеточные или простейшие и многоклеточные)

- На какие две группы делят многоклеточных животных на основе наличие или отсутствие осевого скелета? ( позвоночные и беспозвоночные).

-Какие группы животных относятся к беспозвоночным?  ( черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие).

Дальше учитель показывает картинки беспозвоночных животных. Ребята устанавливают, к какому типу относится этот представитель, почему, среду существования.

- Омары, крабы, креветки (ракообразные,  в основном водная среда существования;)

- Планария, дождевой червь, острица, бычий цепень (черви,  имеют удлиненное, вытянутое тело. Обитают в почве, соленых и пресных водоемах; есть паразиты, живущие в теле животных и человека).

-Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? (Они представлены большим количеством видов, занимают все среды обитания; некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни).

VI. Подведение итогов .

Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока

Оцените свою работу на уроке

Кому из товарищей вы поставили бы хорошую оценку за урок?

Домашнее задание.:  §20, вопросы после параграфа, РТ с.60, №140,141,145

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.