Статья «Технология модерации на уроках английского языка как эффективное средство повышения качества образовательной деятельности»

1
0
Материал опубликован 4 January 2021

«Современное образование: теория, методика и практика» Технология модерации на уроках английского языка

Работа в рамках новых образовательных стандартов требует коренным образом поменять отношение учителя к себе и к уроку. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения требует от учителя пересмотра своей роли: из транслятора и контролера знаний в роль тьютора-помощника в овладении знаниями. Урок, в его традиционном понимании, должен стать образовательным процессом с совершенно отличными от традиционного урока законами.   Что такое универсальные учебные действия, мы все уже давно знаем, благодаря федеральным государственным образовательным стандартам: это действия учащегося, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению знаний, включая организацию этого процесса

Давайте вспомним, что в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

личностные УУД, которые способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Например, осознание, что такое личность, в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, ученик задается вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и ищет ответ на него.

регулятивные УУД, которые

обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности, а именно: универсальные учебные действия
целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, оценки, волевой саморегуляции.

коммуникативные УУД, способствующие продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся учатся слушать других, участвовать в коллективном

познавательные УУД – которые делятся на

- общеучебные

- логические

-действия постановки и решения проблем

Познавательные УУД включают в себя:

умение самостоятельно ставить познавательные задачи;

умение анализировать, синтезировать учебный материал

Умение оценивать процесс и результаты своей деятельности и деятельности друг друга

Теперь давайте обсудим способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Как приятно порой бывает переложить бремя ответственности за результат с натруженных учительских плеч на плечи самих учащихся, которые, оказывается, должны саморазвиваться и самосовершенствоваться, но саморазвитие и самосовершенствование обучающегося невозможно при сохранении его пассивной роли. Для того, чтобы наш ученик действительно взял на себя значительную долю ответственности за свое обучение, необходимо признать равноправное положение и активную позицию обучающегося в образовательном процессе. Не каждому учителю, виртуозно владеющему традиционными приемами и методами обучения, легко признать это, построить же новые отношения с учеником ещё сложнее. Сразу появляются вопросы. С чего начать? Как превратить все в систему? Какие методы обучения смогут заменить такие привычные, ставшими родными, традиционные?

И здесь нам на помощь приходит современная технология модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Методы модерации очень отличаются от традиционных способов обучения, здесь ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию. Модерация — посредничество, помощь в организации процесса коммуникации при обсуждении и решении задач (проблем) в группе. Так толкует этот термин Викисловарь.

«Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса; направлена на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде

Принципы модерации:

структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы (этапы) модерации — инициация (начало урока, знакомство);

вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

эмоциональная разрядка (разминки). Как мы видим, ничего принципиально нового в организации этапов, здесь фаз, урока нет. Но за счет чего авторы обещают достижения эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации?

Эффективность зависит не только от структуры урока, но и от методов обучения. Данная технология предполагает использование активных методов обучения на всех этапах урока. На первом этапе инициации создаётся эмоциональный настрой на уроке. Это можно осуществить с помощью забавной песенки, весёлой фонетической зарядки, музыкального клипа, методов «Черный ящик», « Бутылка с посланием», «Самолётик пожеланий» и др.

На втором этапе модерации вхождения или погружения в тему – происходит постановка целей урока. Определение учащимся личностной значимости этих целей делает осмысленным весь ход образовательного процесса, обеспечивает мотивацию на учёбу. Можно использовать метод «Инструментальный пазл», где по набору определённых предметов предлагается определить тему урока, «Мозаика» , сложив которую ученики определяют тему урока, или обыграть «Лицензию на приобретение знаний».

На третьем этапе модерации формирования ожиданий учеников, или планирования эффектов урока, можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Прогноз погоды», «Фруктовое дерево», «Рождественская ёлка», «Русская печь», «Два дома» или «Рыболовная сеть».

Рассмотрим, к примеру, метод «Русская печь». Ожидания – это светлые носочки, а опасения – темные. Дети выбирают носочки по своим ощущениям и вывешивают их на печь cо своими комментариями, например: «I want to be successful!» или «I can’t answer questions!» или I like/ I don’t like . Этот этап занимает не более 2-3 минут, но эмоционально положительно настраивает школьников на работу.

На четвёртом и пятом этапах модерации, которые соответственно называются интерактивная лекция, которая предполагает передачу и объяснение информации, а также проработка содержания темы, целью должен стать эффективный обмен информацией между его участниками.

На этих этапах приветствуются различные формы групповой работы, такие как, общая дискуссия, мозговой штурм, экспертный совет, создание кластера ( графическое изображение информации), заполнение пропусков – всё, что предполагает коллективное обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Очень эффективны на этом этапе методы «Автобусная остановка», «Золотой ключик», «Ульи», «Визитные карточки», «Ярмарка».

Последний этап модерации – это подведение итогов, которое должно проходить в формате рефлексии, где учащиеся дают оценку уроку и своей работе на уроке. Подведение итогов урока должно оставаться таким же интересным, творческим и содержательным, как и все другие этапы урока.

Школьники любого возраста с удовольствием встают в «Рефлексивный круг», где все вместе стараются осмыслить результат, а учитель обобщает сказанное и делает выводы. Очень эффективен метод «Аплодисменты», когда учащиеся встают в две шеренги лицом друг к другу и каждый, стоящий в конце шеренги проходит вперёд, под слова благодарности за работу на уроке и аплодисменты одноклассников.

Использование на уроках активных методов обучения позволяет включить в процесс познания практически всех учащихся, даёт возможность менять формы их деятельности. АМО усиливают интерес и мотивацию обучающихся, развивают их коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде. Учащиеся учатся критически мыслить, решать проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные решения, принимать продуманные решения.

Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий. Технология модерации включает интерактивность обучения и гармонично сочетается с активными методами обучения. Технология модерации великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков. Технология модерации обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов.

Помимо использования активных методов и модерации для учебной и воспитательной работы, учитель может использовать данные технологии для организации и проведения других школьных мероприятий, например, методических советов, родительских собраний, различных совещаний. Уверены, они станут намного интереснее и насыщеннее, будут занимать меньше времени и приносить более значимые результаты.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.


Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Приведенные эффекты АМО и модерации позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов школьного образования потребностям учеников, их родителей, общества, страны.

И в завершении о главном

Отличительной особенностью развития образования в современном мире является повышенное внимание правительств развитых стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей экономическое развитие и конкурентоспособность страны. Уровень образовательной подготовки подрастающего поколения становится ключевым критерием, определяющим будущность всех составляющих общественного развития.

Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Согласно Концепции модернизации образования базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Получение не только прочных знаний по школьным предметам, но и овладение жизненно важными навыками – является серьезным мотивирующим фактором для выбора родителями и учениками школы. Сегодняшние родители отчетливо понимают, насколько изменилась жизнь и общество, поэтому стремятся помочь детям хорошо подготовиться к этой жизни, с тем, чтобы не только не потеряться в ней, но и стать успешным, эффективным, полноправным во всех смыслах членом общества.

Роль школы в становлении эффективной личности, развитии способностей ребенка, подготовке к самостоятельной жизни для многих родителей является сегодня очевидной. Возможность выбора учебного заведения позволяет родителям направлять своих детей в ту школу, которая способна обеспечить ребенка качественными знаниями, умениями и навыками.

Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов и технологии модерации, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов приобретают жизненно важные навыки и качества, такая школа получает явное конкурентное преимущество. Это преимущество видят родители и с радостью принимают дети. В такой школе с удовольствием работают учителя. Именно такая школа сегодня нужна обществу.

 Список использованной литературы

Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2010

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», 2014

Образовательный портал «Мой университет» , 2010






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации