Статья «Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний»
Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Сегодня одна из важнейших задач состоит уже не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умения учиться, творчески и самостоятельно.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование индивидуальных способностей.
Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные.
Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей. В содержание любого учебного предмета, в том числе и математики,
включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории,
так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания. В настоящее время деятельностный подход положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации:
требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности;
требований к структуре основной образовательной программы;
требованиям к условиям реализации стандартов.
Для формирования у обучающегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе деятельностного подхода являются:
принцип системного построения курса математики;
принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
принцип предметной деятельности;
принцип развивающего обучения;
принцип психологической комфортности;
принцип творчества.
Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии.
Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.
Деятельностный подход - основа стандартов полного образования нового поколения.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого обучающегося в активную мыслительную деятельность.
Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Обучающиеся учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Пути повышения эффективности и качества уроков математики
Методы обучения при использовании деятельностного подхода.
В последнее время наблюдается снижение интереса к обучению у обучающихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от обучающихся специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить.
Ещё одна важная причина нежелания учиться – монотонность и однообразие занятий, отсутствие изменений событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время сидеть и почти не говорить. Всё это делает жизнь нудной и невесёлой. Не стимулирует желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?
Целями образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Начало урока.
Цель: быстро включить в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание обучающихся.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут.
Выяснения ожиданий и опасений.
На этапе вхождения в тему. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.
Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.
Подведение итогов урока.
Цель: получить обратную связь от обучающихся от прошедшего занятия.
Время: 5 минут.
Участники: все обучающиеся.
Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Согласно деятельностному подходу обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным, а мы, должны дать им новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, если мы реалисты, то перед нами только один путь: вовлекать обучающихся в общий труд учения, вызывать у них радость от успеха, пробуждать желание двигаться вперёд и развиваться.