12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Назарова Лариса Михайловна452 Россия, Кировская обл., Киров Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии» |
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий (из опыта работы)
Назаова Лариса Михайловна
– учитель математики
КОГОБУ ЦДОД город Киров
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Я считаю, что педагогическая деятельность учителя должна базироваться на различных педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся, преемственность технологий, особенности параллелей, возрастание доли самостоятельности учащихся.
За основу беру личностно-ориентированные педагогические технологии, но также применяю следующие :
-технологию уровневой дифференциации;
-технологию проблемно-диалогового обучения,
- лекционно-зачётную систему,
-проектные технологии ,
-здоровье сберегающие технологии,
-игровые технологии.
Основная и очень ответственная задача школы и каждого педагога в отдельности -РАСКРЫТЬ индивидуальность ребенка. Этому и способствует личностно ориентированный подход в обучении, задачи которого:
-ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ каждого ученика математикой
-ПОМОЧЬ личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
-РАЗВИТЬ индивидуальные познавательные способности ребенка, его творческий потенциал. Таким образом, запустить в ребенке механизмы саморазвития, самовоспитания и саморегуляции.
Личностно-ориентированный подход в преподавании не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Приведу высказывания Георга Зиммеля: "Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Поэтому РОЛЬ учителя -помочь ученику не потеряться в бескрайнем мире информации и направить его действия, предоставляя ученику самому конструировать свои знания. А ЦЕЛЬ учителя, работающего в системе ЛОО - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
В систему своей работы включаю следующие компоненты:
-ДИАГНОСТИКА обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения математике.
-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ обучения позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
-РЕФЛЕКСИЯ -оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учеников и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
Приоритетными считаю методы обучения и воспитания:
-УПРАВЛЕНИЕ познавательной деятельностью ученика;
-МОТИВИРОВАНИЕ его познавательной деятельностью на уроке за счет создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
-ОРГАНИЗАЦИЯ самостоятельной работы на уроке, включая работу с различными источниками информации; самоанализа собственной деятельности ученика для формирования его адекватной самооценки.
-СОЗДАНИЕ ситуации успеха, т.е. предлагать задания, посильные каждому ученику; положительной эмоциональной атмосферы учебного сотрудничества, которая реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
-ПООЩРЕНИЕ стремления ребенка честно относиться к своим обязанностям, поддержка его эмоционального благополучия;
-ПОНИМАНИЕ - понимать, принимать, любить ребенка, жить его интересами, переживаниями, искренне радоваться его каждому успеху, учитывать его состояние и настроение, уважать его личность. При этом, я стараюсь настраивать ученика на оптимизм по отношению к его учебе, что он способен учиться и опираюсь на его его личную заинтересованность.
Чтобы раскрыть способности и возможности ребенка, необходимо учитывать его возрастные и психологические особенности, условия его жизни. Поэтому свою работу провожу в тесном сотрудничестве с школьным психологом, социальным педагогом и классными руководителями.
А так как все дети имеют разные возможности и способности к усвоению знаний, дифференцированное обучение становится не целью, а условием и средством развития индивидуальности.
Основные подходы в моей деятельности на уроках математики с личностно-ориентированной, здоровье сберегающей направленностью:
1. Наличие плана проведения блока занятий и конкретного урока в зависимости от готовности ученика или группы учеников (при дистанционном обучении).
2. Создание эмоционально-положительного настроя на работу всех учеников в ходе урока.
3. Сообщение (определение) не только темы, но и организации учебной деятельности.
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую), а так же выбирать самостоятельное использование способов выполнения заданий.
5. Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических техник работы.
6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали, чему научились”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.
7. Отметка, выставляемая ученику, аргументируется и представляет собой рецензию учителя на работу ученика.
8. Дифференцированный подход не только к обучению, но и к домашнему заданию, которое сопровождается разъяснением, как следует рационально организовать его выполнение.
Можно выделить пять основных этапов личностно ориентированного урока:
1. Этап актуализации опорных знаний предполагает включение ученика в активную работу на уроке. Основные действия учителя: помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации или проблемных ситуаций, способствующих проявлению любопытства, заинтересованности, познавательной активности. Техники работы учителя: эвристический монолог, диалог, моделирование, при необходимости показ, педагогическое наблюдение. При этом высказывания учителя должны звучать позитивно: похвалить, уточнить, направить, объяснить заново непонятную часть.
2. Этап целеполагания- вовлечение детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока. Цель записываю на доске или формулирую устно, т.к. считаю, что если цель не прозвучала в начале урока, то проводить рефлексию по окончании урока нет смысла. Детей также прошу сформулировать цели, с которыми они пришли на занятие. Данный этап очень полезен для осознания мотивации детей.
3. Основной этап– формирование у учеников самостоятельных умений, способность принимать решения. Основные действия учителя: выделение информации, служащей базисом для изучения темы; придание ей формы, позволяющей ученику легко понять ее и запомнить на уроке, готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Техники работы учителя: информационный, эвристический и внушающий монолог, показ, ответы на вопросы учащихся, инструктаж, опрос, оценивание.
4.Этап контроля знаний учащихся. Это тесты, самостоятельные и контрольные работы как для отдельных учащихся, так и для всего класса, которые строятся по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. Большое внимание уделяю развитию у детей способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других.
5. Этап рефлексии. Итоговым этапом урока является рефлексия. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Позитивное окончание урока также очень важно, так как -это настрой на следующий урок.
Домашнюю работу учащихся не свожу лишь к повторению и закреплению изученного материала на уроках. Она включает в себя и самостоятельное изучение учебного материала по учебнику или используя возможности интернета (с просмотром видеоуроков, презентаций по теме др.), выполнение онлайн тестов и задания творческого характера. Выбор учащимися уровня сложности домашнего задания также соответствует концепции личностно-ориентированного урока.
Пример из опыта изучения темы «Движение» по математике с учениками 5-ого класса и решение задач по теме изложен в статье «Дорога, длиною в пять уроков математики». Материал опубликован на сайте Педагогического сообщества «Мое образование»
Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять , анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения. Разные дети требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.
Для развития мышления использую занимательные задачи . Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Мною создан курс “Решение текстовых задач по математике 7-8 класс” в ВК КОГОБУ ЦДОД, где рассматриваются задачи разного типа
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики выбирают сами.
В качестве примера могу привести созданные мною презентации к урокам «Подобие вокруг нас»,
«Военное эхо Кировской области в математических задачах»
«Космическое путешествие в цифрах».
Очень интересный материал дает история математики. Знакомлю учеников с биографиями математиков древности, историями возникновения и решения математических задач. Созданный мной видеоролик «Легенда о шахматах»-математика 9 класс занял второе место в школьном конкурсе видеороликов (2015г)
Еще пример, видеоролик «Как люди научились считать»- 5 класс
В своей работе стараюсь развивать творческие способности учащихся на занятиях математикой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Ученики составляют презентации, пишут статьи, сказки, готовят доклады.Так, ученица 9 класса, Акимова Алина написала статью «Зачем нужна математика»-размышление ученицы, в международном образовательном журнале «Педагог» . Статья напечатана на сайте для учителей kopilkaurokov.ru
Участие в математическом концерте-тоже творчество. Все выступления учащихся собраны на виртуальной доске Linoit
На своих уроках я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. например, игра на уроке. Игровые элементы можно использовать на всех этапах урока. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре, а, если играет один, то не проиграть. В качестве примера предлагаю видео запись фрагмента урока в 5 классе
Особенности современного преподавания, а тем более дистанционного, предусматривают владение учителем компьютерными технологиями.
В виртуальном классе КОГОБУ ЦДОД мною разработаны следующие курсы «Математика -7», «Математика-8», «Математика-9» и курс «Решение текстовых задач по математике”, записываю видео фрагменты уроков для удобства использования учениками. Я веду преподавание с использованием виртуальных досок Paintbrush, Linoit, Realtimeboard, Twiddla, IDroo, Wikiwall, программы Skype u Adobe connect. Я создаю презентации к урокам, записываю видеоролики, веду записи уроков с учениками. Активно использую в работе возможности интернета . Так с помощью сети INTERNET я самостоятельно повышаю свой профессионализм: принимаю участие в различных педагогических конференциях, делюсь своим опытом, своими идеями, результатами практической деятельности и находками с коллегами в социальных сетях работников образования и пополняю свою методическую копилку, принимая участие в различных педагогических конкурсах. Так же являюсь участником всероссийской экспериментально- творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского.
Вот примеры некоторых сайтов, которые я использую в своей работе:
http:// nsportal.ru/
Примеры работы с интерактивными досками приведены ниже:
«Технология создания опорного конспекта занятий по математике на виртуальной доске Realtimeboard.
«Виртуальная доска Linoit в педагогической практике учителя математики»-
выступление на межрегиональной конференции «Информационные технологии как средство взаимодействия учителя и ученика» (2016г), так же работа напечатана на сайте Мультиурок
Владение компьютерными технологиями педагогу, ведущему дистанционные занятия с учениками, тем более необходимо, что у его учеников сформированы компетенции в области использования информационно - коммуникационных технологий: поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, умением безопасного использования сети интернет.
Я считаю, что ЛОО полностью базируется на здоровье сберегающих аспектах в преподавании. А так как обучение, в моем случае, идет через компьютер, соблюдение ТБ при работе с компьютером обязательно. Обязательно, так же. ведется работа по сохранению зрения ученика, его осанки, уменьшением утомляемости на уроке. На виртуальных досках Realtimeboard и LINOIT мною созданы опорные конспекты по ТБ при работе с компьютером, где расположены памятки, видео и даны ссылки на теоретическое изложение материала.
Особенности работы с детьми КОГОБУ ЦДОД требуют написания адаптированных рабочих программ для разных учеников, которые составляют основу ЛОО и Здоровье сберегающей технологии.
Результативность использования личностно ориентированного обучения
Большинство учащихся положительно относятся к предмету «математика».
Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся.
Успеваемость последние 5 лет держится стабильно - 100 %.
Вырос средний балл по предмету.
Ученики показали хорошие результаты на государственной (итоговой) аттестации. Средний балл 4,2.-2016г ; средний балл 3,0- 2015г
Активное участие учащихся в внеклассной работе по предмету: элективные курсы, олимпиады, месячник математики.
учебный год | принимали участие в ВОШ(школьный уровень) | принимали участие во всероссийских и международных конкурсвх и олимпиадах | количествр побед | занимаются на курсах дополнительного образования по предмету ( факультатив) |
2013-2014 | 2 уч. из 6 = 33% | - | - | - |
2014-2015 | 3 уч. из 9 = 33% есть победитель | 1 уч | 2 победы | 1 уч. от 9 =11% |
2015-2016 | 3 уч .из 8 = 38% есть победитель | 6 уч | 7 побед | 1 уч. от 9 =11% |
2016-2017 | 6 уч из 11 = 55% 2 победителя | ? уч | ? | 1 уч.занимается дополнительно 11-посещают факультатив = 12 чел из 22 =55% |
Заключение
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях дистанционной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.
Технология личностно ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000
Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.
Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
«Методичка» «Обобщение педагогического опыта»
Обобщаем педагогический опыт
Проект «Открытый класс»-материалы по ОПО