12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Томаева Светлана Казбековна55
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
2

Современное образование: теория, методика и практика преподавания русского языка и литературы в системе СПО ( на примере ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники»)

Современное образование: теория, методика и практика преподавания русского языка и литературы в системе СПО ( на примере ГБПОУ «Владикавказский колледж электроники»)


преподаватель Томаева Светлана Казбековна


Современное образование требует от педагогов не только глубоких знаний, но и владение актуальными технологиями, которые будут способствовать получению качественного образования. А быстрое вхождение технического прогресса в систему образования позволяет выйти за рамки традиционно принятых уроков. Интерактивные доски, аудио и видео материалы делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала. У преподавателей и обучающихся появилось больше возможности участвовать в олимпиадах и конкурсах, семинарах и конференциях различного уровня; пользоваться электронными библиотеками; совершать виртуальные экскурсии.

Педагогические технологии очень многогранны. На своих урока я чаще применяю следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, кейс-технология. Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности обучающихся. Это могут быть лекции, беседы, практикумы, защиты проектов, уроки-путешествия и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Урок-практикум.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку обучающиеся повторяют пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. При проведении данного занятия следует подобрать разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит его результативность. На данном этапе я предлагаю такие виды работ как: «Фразеологический калейдоскоп», «Орфоэпические загадки», «Корректор», «Объясни, разбери, впиши», «Синтаксическая зоркость» и т.д.

Кейс-технология.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение. Эта технология вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны обучающихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Методов кейс-технологии несколько. Это метод инцидентов, метод дискуссии, игровое проектирование, метод разбора деловой корреспонденции, ситуационно-ролевая игра. В работе со студентами первых курсов, на уроках русского языка мы больше используем метод дискуссии, что позволяет активизировать познавательную деятельность, повысить эффективность обучения и мотивацию к учебному процессу. Студенты приобретают навыки четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения.

Метод проектов.

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением. Здесь следует продумать методы, формы и средства обучения. Для этого мне, как преподавателю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу обучающихся, направить их на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике выбранных проектов.

Используя данную технологию, каждый студент приобретает часть знаний самостоятельно, использует их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Работа над проектом, как правило, проводится в течение определенного времени и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы; составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала; создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме; защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.

Так при подготовке проекта на тему «Без срока давности», посвященного Великой Отечественной войне, студенты проделали огромную работу по сбору информации о великих исторических сражениях, о подвигах защитников Отечества, о том, как воевали их близкие и родственники. На защите ребята с гордостью делились информацией, используя презентации, фотографии, сохранившиеся письма, архивные материалы.

Фрагмент из защиты проекта ( студент группы ТОР-19 Багаев Георгий).

- Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,

Зубов не сжимая, судьбу не кляня.

А путь предстояло пройти не короткий:

От первого боя до вечного огня...

Я хочу рассказать вам одну историю, о 16-ти летнем парне, уроженце с. Задалеск, Константине Базиеве. В июле 1942 года Константину прислали повестку.17 таких же молодых ребят собрались на фронт. (Звучит фонограмма «Бесаты Махаматы зараг»). Все оставшиеся в селе старики, женщины и дети вышли провожать юных защитников. Построение. Приказ. Тронулись повозки. Все махали и улыбались, и каждый надеялся, верил. Потом запели.

Писем долго не было. Долгожданную весточку Базиевы получили в декабре месяце. (Студент читает письмо.) Второе письмо Константин написал 29 января. (Студент читает письмо.) Потом писем больше не было. Шла битва за Кавказ, бои на Кубани. Преследуя отходящего врага, сбивая его арьергард, советские войска овладели важными узлами обороны Славянской, Троицкой, Абинской. Там и погиб Константин. Вскоре, семья получила похоронку на имя матери Аминат Базиевой. (Читает похоронку.)

ИЗВЕЩЕНИЕ: Ваш сын красноармеец Константин Базиев в бою за социалистическую Родину проявил геройство и мужество. 12 марта 1943 года был убит. Похоронен на южной окраине хутора Верхнего, Черноерского района Краснодарского края.

Такие похоронки часто приходили в село. Из 17 ребят, которые уходили с Константином, после войны вернулся только один. Константин Базиев это брат моей бабушки.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.