12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
надя созонова32
Тюменская обл.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье рассматриваются способы реализации межпредметных связей. Выделены критерии отбора урока игры для реализации межпредметных связей. Обозначена роль игротехнологии в образовании как научно педагогического метода.

Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, игра, игротехнология, критерии отбора.

Актуальность. На сегодняшний день межпредметные связи в обучении – это способ отражения комплексного подхода к воспитанию и обучению. Понятие «межпредметность» основано на понятии «интеграция». Интеграция – это процесс или действие, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства [5, с.181]. Интеграция в образовании способствует формированию целостной картины мира, она проходила поэтапно с 17 века: проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе, развитие теории межпредметных связей, становление идеи интеграции [1].

Для реализации межпредметных связей выделили три способа. Во-первых, использование знаний одного предмета на другом. Во-вторых, метод интегрированного урока путём проведения уроков двумя учителями-предметниками. В-третьих, через исследовательскую и проектную деятельность, в которых требуется комплексных подход и применение знаний из разных предметных областей.

Ещё одним из эффективных способов реализации межпредметных связей на уроке является использование игротехнологии. Игра – это часть обучения, так как способствует развитию разносторонней личности.

Игра выполняет образовательную роль, проявляющуюся в наличии смысла и сюжета. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится способом обучения, деятельностью для реализации творчества, методом терапии, первым шагом социализации ребёнка в обществе [2]. При применении игротехнологии на уроке деятельность учеников будет иметь игровой характер, и способствовать проявлению интереса, отношение детей остаётся серьёзным, они будут осознавать ценность полученных знаний и умений, социального опыта [3].

Для реализации межпредметных связей на уроке физики с использованием игротехнологии важно выделить критерии отбора урока-игры. Критерии отбора урока игры:

Содержание урока: возможности реализации межпредметных связей.

Многозадачность игры: для знакомства с новым материалом, систематизации знаний, навыки коллективной работы, навыки межличностного общения в коллективе.

Исходя из основных целей урока можно выбрать наиболее соответствующий вид игротехнологии (табл.1).

Таблица 1. Соответствие игротехнологий основным целям урока.

Цели урока

Вид игротехнологии

Введение в предмет

Сюжетная игра

Обобщающий урок (проверка знаний)

Интеллектуальная игра

Обобщающий урок (систематизация знаний)

Семинар, конференция

Обобщающий урок (практикум и межпредметные связи)

Сюжетно-ролевая игра (про предприятие)


Рассмотрим применение игротехнологии на уроке физики с межпредметной связью с информатикой. Приведем фрагмент комбинированного урока по теме «Движение молекул и структура вещества».

Игровая технология (сюжетно-ролевая игра) используется в данном случае на этапе повторения и закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках. На данный этап отводится 15 минут. Для урока требуется наличие компьютеров (1 на пару учащихся) с офисным пакетом документов и графическим редактором 3D Paint, поэтому урок проводится в компьютерном классе.

Основная идея: учащиеся в группах по 2 человека в трехмерном графическом редакторе воспроизводят модель процесса перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (1 вариант) и модель явления диффузии (2 вариант), модель процесса броуновского движения (3 вариант). Тем самым происходит обобщение, систематизация и закрепление знаний по физике, а также развитие умений работы с информационными технологиями. В конце выполнения задания каждая группа представляет всему классу результат, в каждом варианте распределяются места.

Цель урока является рассмотрение структуры строения вещества, способствовать формированию объективной необходимости изучения нового материала, повторить пройденный материал.

Знакомство с сюжетом игры:

У одного трудолюбивого гнома по имени Гэндальф случилась беда. Есть пруд, вокруг которого красиво цвели разные растения, а в пруду плавало множество рыб. Через какое-то время он заметил, что люди построили не далеко от его пруда завод и что растения вокруг пруда и животные начали гибнуть. Тогда он задумался «А почему так происходит?». И гномик построил исследовательский кабинет и задумался над способом очищения пруда от вредных веществ. Для того чтобы построить очистное сооружение нужно изучить структуру воды в разном агрегатном состоянии и понять процессы, влияющие на загрязнение воды. Для разрешения ситуации необходимо смоделировать процесс перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, смоделировать процесс диффузии и броуновского движения. Применение знаний из физики состоит в том, что дети должны вспомнить как происходит процесс диффузии, а также процесс перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое. Для правильного отображения данных процессов при помощи компьютера, помогут навыки по информатике.

Таким образом, при реализации межпредметных связей на уроке физики важно выбирать игротехнологию в зависимости от поставленных целей урока. Для этого мы выделили критерии отбора урока игры. К ним относятся содержание и многозадачность игры.


Литература

Быкова Ю. Н., Дубицкая Л. В. Реализация межпредметных связей физики и информатики при выполнении лабораторных работ в основной школе// Физика в школе. 2017. №8. С. 16-20.

Губанова Н.Ф. Игровая образовательная технология. – URL:https://brovkova-ds47- schel.edumsko.ru/attestation/post/1984937 . (дата обращения 16.02.2020).

Лидерский проект STEM-игры. – URL: https://asi.ru/projects/10183/. (дата обращения 20.02.2020).

Пикадистый П. И. Технология игры в обучении и развитии// Педагогика.- 1989. С. 8-10 с.

Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е.Ф.Губский. – М.: Инфра-М, 1998.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.